31
Секция информационных технологий и распределённых вычислений
УДК 004.931
Определение количества осей транспортного средства по
видеоряду проезда
А.С. Григорьев1'2, Т.М. Ханипов1, Д.П. Николаев1
1Институт проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН 2Московский физико-технический институт (государственный университет)
Платные участки автомобильных дорог являются неотъемлемым элементом со­временных транспортных систем, в том числе в России. Размер платы за проезд зависит от различных параметров транспортного средства (ТС), в частности, от ко­личества колесных осей. Для минимизации задержек движения на пункте взимания платы необходимо автоматическое определение этих параметров. В данной работе описывается метод определения количества колесных осей ТС в реальном времени на основе данных с видеокамеры.
Видеокамера направлена перпендикулярно направлению движения анализиру­емого ТС. В такой конфигурации каждой колесной оси соответствует изображение колеса. Соответственно задача определения количества осей сводится к определению количества колес, проезжающих перед видеокамерой за время проезда ТС. Посколь­ку понятие «колесо» можно определить как некоторый образ на статическом изоб­ражении, можно сконструировать различные детекторы колес, например, на основе подхода Виолы-Джонса [1] или любых других.
Далее можно отслеживать движение колес во времени (треки на изображении центров колес в координатах горизонтальное положение (х) — время (£)). Количе­ство треков равно искомому количеству осей. На практике отслеживание треков ко­лес является сложной задачей из-за неидеальности детекторов колес: в силу сложно­сти объекта некоторые виды детекторов дают целое облако срабатываний на каждое колесо, другие имеют тенденцию к частым случайным ложным срабатываниям. По­этому на x-t диаграмме треки колес имеют вид прерывистых полос (рис. 1а).
Задача становится несколько проще, если учесть, что в большинстве случаев ТС движется с почти постоянной или достаточно высокой скоростью. В обоих случаях треки являются почти прямолинейными. Хорошим инструментом выделения подоб­ных треков является преобразование Хафа [2] в сочетании со сглаживанием исход­ного изображения рис. 16. Для выделения всех полос применяется метод обратной проекции: ищется максимум преобразования Хафа, восстанавливаются параметры найденной полосы, полоса закрашивается на исходной x-t диаграмме, преобразо­вание Хафа пересчитывается, процесс повторяется. Процедура завершается, когда значение найденного максимума становится ниже порога, либо превышено допусти­мое число итераций. В сочетании с предварительной фильтрацией срабатываний де­текторов по вертикальному положению колес на изображении (они должны иметь совпадающие вертикальные координаты либо центра, либо нижней точки, в зависи-
32
О.А. Наумова
мости от типа детектора) данный метод имеет очень высокую устойчивость к ошиб­кам детекторов колес и позволяет добиться 97-99% точности определения количества осей ТС в широком диапазоне погодных условий и скоростного режима трассы. При­менение быстрого преобразования Хафа [2] позволяет выполнять всю процедуру за время менее 25 мс на современном персональном компьютере.
Рис. 1. Диаграмма срабатываний детекторов колес для трехосного транспортного средства (а) и ее преобразование Хафа с предварительным сглаживанием вдоль оси *(б).
Литература
1.    Viola P., Jones. М. Rapid object detection using a boosted cascade of simple features // IEEE Computer Society Conference on Computer Vision and Pattern Recognition. - 2001.
2.   Nikolaev D., Karpenko S., Nikolaev I., Nikolayev P. Hough transform: underestimated tool in the computer vision field // Proceedings of the 22th European Conference on Modelling and Simulation. — 2008. — P. 238-246.