ДонНТУ   Портал магистров

Танкостроение

В каждом городе на постсоветском пространстве на пьедесталах гордо стоят танки – герои Великой Отечественной Войны. Каждый мальчишка с огромным восхищением смотрит на эти железные безмолвные символы Великой победы и представляет себя командиром этой боевой машины. Но мало кто задумывается, о том что танк является не просто «железякой», а воплощением инженерной мысли. Хотя наверняка многих заставляет задуматься причудливая, на первый взгляд, форма корпуса, к примеру, легендарного танка Т-34-85 – лучшего танка Второй мировой войны. А самые любопытные взяв в руки книгу посвященную бронетехнике либо воспользовавшись интернетом, могут убедиться в многообразности конструкций, так сказать полета инженерной мысли, танков в различные времена и в различных государствах. Меня тоже заинтересовал этот вопрос. Конечно же меня больше всего интересует советское танкостроение, т.к. хотелось узнать побольше об историческом пути советских конструкторов к построению лучшей в свое время машины – т-34-85.

Конечно же глупо было б не упомянуть об истоках мирового танкостроения, а именно об первом танке «Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»).

Танк Mk1

Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия топливных цистерн. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн — благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии» [1]. Танк является детищем Первой мировой войны, которая имела весьма динамичное начало, но в последствии превратившаяся в окопную. Войска на долго засели в окопах, километры колючей проволоки, пулеметный огонь и земля в воронках от артиллерийских обстрелов, не давали возможность проводить эффективные атаки. В 1916 году на поле боя появился первый британский танк Mark I. По сути это были несовершенные машины – громоздкие, медленные, но первые единицы в большей мере имели успех из-за психологического эффекта на противника, ведь данная техника была в диковинку

Это был огромный шаг вперед в военном деле. И как показало начало второй мировой войны, танки стали основой выполнения любых военных операций.

История мирового танкостроения насчитывает почти 100 лет, поэтому в этой статье хотелось бы осветить лишь часть посвященную истории создания и основных конструктивных решения танка Т-34.

Главным конструктором легендарного танка т-34 был Михаил Ильич Кошкин.

Кошкин

В 1938 г. под его руководством на Харьковском КБ начались работы по созданию танка А-20.

A-20

Интересен этот проект стал тем, что впервые в советском танкостроение были применены броневые листы, расположенные под большими углами наклона, данное решение повысило эффективность бронирование машины и улучшило его защитные свойства. Предшественником Т-34 стал гусеничный танк А-32, разработанный осенью 1938г, отличался от А-20 тем, что была замена колесно-гусеничного движителя более простым - гусеничным.

В декабре 1939 г. постановление Комитета Обороны при СНК танк с толщиной брони 45мм и 76,2-мм пушкой был принят на вооружение Красной Армии по обозначением «А-34». Новый танк весил 26,3 тонны. Экипаж состоял из 4-х человек: механика-водителя и стрелка, размещавшихся в переднем отделении танка, и двух человек в башне – заряжающего и командира танка, который одновременно выполнял обязанности стрелка-наводчика. В марте 1940 г. было принято постановление о серийном производстве танка Т-34.

Однако полигонные испытания показали, что наш танк по многим характеристикам уступает немецким танкам Т-III.

T-34

Немецкие танки имели более успешную подвеску, высокое качество оптических приборов, удачное размещение боекомплекта и радиостанции, а самое главное - надежные двигатель и трансмиссия. В следствие чего было решено приостановить производство танка до устранения всех недостатков, обнаруженных на испытаниях, Ворошиловым К.Е. было разрешено продолжить производство т-34, установив 1000-километровый гарантийный пробег.

С началом войны, стала проблема с танковым двигателем. Мотор М-17 имел массу недостатков – плохо заводился и был пожароопасен, а также крайне трудоемок в производстве. Все это вызвало необходимость для создания более дешевого и более простого в производстве двигателя. Установка усовершенствованного двигателя привело к необходимости заново спроектировать и заменить ряд узлов и механизмов.

Надо отдельно сказать о броне Т-34, которая изготавливалась из стали марки 8-С. "Летом 1942 г. в связи с ростом производства танков дефицит материалов стал ощущаться особенно остро. В результате бронетанковое управление РККА приняло решение о поиске более дешевого заменителя стали марки 8-С. В конце августа металлургический завод № 178 изготовил для завода № 112 пробные листы толщиной 35, 45 и 75 мм с содержанием никеля 0,8-1% вместо принятых ранее 2,5-3%, хотя и последние параметры были следствием уменьшения содержания никеля в 1941 г.

В конце 1943 г. на танк Т-34 была установлена более мощная пушка калибра 85 мм, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с новыми немецкими танками «тиграми» и «пантерами». Была введена также командирская башенка, значительно улучшившая обзор из танка. Танк с указанными изменениями получил индекс Т-34-85 и был принят на вооружение 15 декабря 1943 г. Первые образцы танка Т-34-85 начали сходить с конвейера Уральского танкового завода (эвакуированный завод №183 и Уралвагонзавод, объединённые в одно предприятие) в марте 1944 г.

T-34-85

За годы войны в процессе своего производства Т-34 улучшался, в его конструкцию было внесено множество изменений. Однако основное: корпус, двигатель, трансмиссия (за исключением коробки передач), подвеска сохранились практически без изменений. Остальные детали менялись неоднократно. В качестве основного вооружения на танк устанавливались пушки Л-11, Ф-32, Ф-34, Д-5Т, ЗИС-С-53. Мотор BMW VI постепенно вытеснялся тракторным дизелем В-2.

В заключение хотелось сказать, что «тридцатьчетверка» конечно не являлась идеальным танком Второй мировой войны, но внесла огромный вклад в Великую победу, и по праву считается лучшей боевой машиной того периода. Но не стоит забывать, что танки – это всего лишь инструмент в руках человека, и только он решает, как и где им воспользоваться!



Список источников

  1. Википедия – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  2. Википедия World of Tanks. – Режим доступа: http://wiki.worldoftanks.ru