ДонНТУ   Портал магистров

Тема индивидуального раздела.

 

Тайм-менеджмент как система управления временем
Ритм, в котором живет большинство из нас, вряд ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени, аврал и жесткий цейтнот являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому. Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идет о личной эффективности.
Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. Поэтому, чтобы не стать жертвой стресса или, еще хуже, синдрома хронической усталости, я решил изучить управление времени или тайм-менеджмент [1].

Все успешные люди делают это.
Все успешные люди очень продуктивны. Они много работают и много успевают, а это не одно и то же. Под продуктивностью, в первую очередь, подразумевается результат, а не процесс. Я был намерен повысить свою производительность, твердо решите сделать это. Я не хотел тратить время впустую.
Основной секрет личной эффективности заключается в правильном распределении времени. Всё просто: управление рабочим временем — это организация рабочего времени таким образом, чтобы эффективность его использования повышалась. Тайм-менеджмент помогает избежать незавидной участи заложника собственного бизнеса или карьеры. Некоторыми основами я бы хотел поделиться.

Планирование высвобождает время.
Те, кто добился успеха в своей жизни, много времени посвящают планированию. Ежедневное планирование просто необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем.
Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. Перечень задач — это своего рода карта, которая не даст Вам сбиться с пути к намеченной цели. Питер Ф. Друкер в книге «Эффективный управляющий» приводит хорошую аналогию, стимулирующую к фиксированию задач на бумаге:
«Люди, содержащиеся в темном помещении, быстро теряют чувство времени. Но даже в полной темноте большинство людей сохраняют чувство пространства. Находясь в освещенном, но замкнутом помещении, вы уже через несколько часов перестанете ощущать движение времени. И если вы захотите подсчитать, как долго вы находитесь в таком помещении, вы сильно ошибетесь в своих подсчетах. Поэтому, если мы полагаемся на нашу память, мы не замечаем, на что расходуется наше время…»
-Работа со списком запланированных дел в первый же день увеличивает производительность на 25%. C вечера готовьте список задач, которые нужно сделать завтра. Придя на работу, Вы всегда будете знать, с чего начать свой день [2].
-Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день. Каждой задаче ставьте фиксированные сроки.

Все дела можно разделить на 4 группы:
Срочные и важные;
Важные, но не срочные;
Срочные, но не важные;
Не срочные и не важные.

Такая классификация носит имя американского президента и называется методом (окном, принципом) Эйзенхауэра.
Первостепенные задачи — это дела срочные и важные. Попытка отложить такие дела на потом создаст Вам ненужные проблемы — за них нужно приниматься самому и немедленно.
Далее идут дела важные, но не срочные. Такие задачи можно отложить, однако они могут оказать сильное влияние в долгосрочной перспективе. Несрочные и важные дела имеют привычку становиться срочными и важными, если их постоянно откладывать. Для того, чтобы такого не произошло, заранее предусмотрите для них временной резерв [3].
Срочные, но не важные задачи мало сказываются на Вашем успехе. Занятие срочными, но не важными делами не дает результата и может сильно отразиться на Вашей эффективности. Такие дела отнимают большую часть Вашего временного резерва. Это как раз те задачи, которые по возможности нужно перепоручать или уменьшать их количество.
Задача тайм-менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности.
После определения важного дела оцените последствия в случае его выполнения или невыполнения. Важная задача имеет серьезные последствия, если не будет выполнена в срок.
Для расстановки приоритетов хорошо подходит метод АБВГД. Это очень простой способ планирования, и заключается он в том, чтобы каждой задаче в списке дел присвоить приоритет ее выполнения.
Так, задача, отмеченная буквой А, указывает на самое важное дело с самыми серьезными последствиями в случае невыполнения. Главное правило метода состоит в том, чтобы не браться за дело Б, пока не выполнена задача А, а за дело В, пока открыта задача Б, и т.д.
Буква Д означает «долой!». Этой буквой стоит отмечать малосущественные задачи, которые ни на что не влияют. Для расстановки приоритетов в каждой группе задач, используйте цифры, которые будут указывать на последовательность выполнения дел. Таким образом, самое важное дело в Вашем списке должно быть обозначено как А1.
-Сложную задачу всегда делите на мелкие подзадачи. Здесь хорошо помогает дерево решений, где ключевая задача — дерево, а подзадачи для ее выполнения — ветви. Продолжайте «разветвление» до тех пор, пока процесс выполнения всей задачи не станет простым и прозрачным.
-Перед тем, как начать что-либо делать, вспомните о правиле 10/90: 10% времени, затраченного на планирование до начала выполнения задачи, сэкономит 90% времени при ее решении [2].

Слово «нет» экономит неожиданно много времени.
Самое главное слово для организации собственного времени — это вежливое «нет». Учитесь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов. Будьте тактичны и отказывайте так, чтобы человек понял, что Вы отвергаете не его лично, а задачу.
Следите за тем, на что Вы тратите свое рабочее и свободное время. Отмечайте занятия, которые являются пожирателями Вашего времени (например, обсуждение новостей с коллегами, бесцельное переключение каналов телевизора или чтение рекламных листовок и газет).
Составьте рейтинг таких никчемных занятий, назвав его «Я больше никогда не буду этого делать», и заносите туда те дела, которые не приносят Вам никакой пользы и не приближают Вас к цели.

Тайм менеджмент на примере
Исходные данные и типовые проблемы управления.
Допустим, существует некая рабочая группа, эффективность деятельности которой необходимо повысить. Группа работает над проектом, где есть ряд перекрывающихся по времени задач, работа над которыми на разных этапах ведётся разными сотрудниками, и периодически возникают вопросы, требующие оперативного вмешательства руководства.

Какие, скорее всего, возникнут проблемы, если всё управление — в голове руководителя?

1. Если сотрудников больше двух, а задач, над которыми ведётся работа — больше трёх, то у руководителя возникнут сложности с картиной происходящего. А уж если одновременно работа ведётся над несколькими проектами, а сотрудников с десяток, то оперативное управление начнёт поглощать существенную часть рабочего времени как руководителя, так и сотрудников. Как итог — простои в ожидании отклика руководства, недогруженность или перегруженность сотрудников; различные планёрки и пятиминутки занимают всё больше времени, а эффективность их всё ниже. В общем, на лицо все признаки неэффективности управления рабочим временем.

2. Сложность расстановки и поддержания актуальности приоритетов. Исполнители при всём желании не видят картину в целом, руководитель под ворохом текучки забывает поддерживать актуальность приоритетов. Классическая проблема тайм менеджмента, когда в условиях нехватки времени из-за ошибок управления рабочим временем и так дефицитные ресурсы тратятся на второстепенные задачи, а общая работа ещё более тормозится.

3. Периодически возникают конфликтные ситуации из-за недопонимания, неправильного понимания или несправедливой оценки деятельности. А значит, рабочее время тратится на неконструктивное выяснение отношений, да и общая негативная атмосфера в коллективе снижает эффективность работы.

4. Многократно приходится проделывать одну и ту же работу. К примеру, один раз для того, чтобы внести изменения в ход работ, второй раз — чтобы разобраться в конфликтной ситуации, третий — для подготовки отчёта по ходу работ и т.д. Раз за разом тайм менеджеру приходится вникать в одну и ту же ситуацию.

5. Сложность формализации процессов. Слишком многое хранится в головах, передаваясь из уст в уста с неизбежными искажениями, задержками и потерями. В результате, резко увеличиваются затраты времени при передаче задачи другому исполнителю, а введение нового сотрудника способно существенно отодвинуть сроки завершения проекта.

6. Анализ хода исполнения проекта в итоге окажется затруднённым и часто необъективным, а значит — растёт вероятность повторных ошибок и превышения сроков проекта, увеличение потерь из-за неэффективного управления, в том числе, и рабочим временем.

И что в итоге? В итоге выполняется большое количество лишней работы, при этом затраты времени на конструктивную деятельность могут быть даже ниже, чем на поддержание рабочего процесса. В таких условиях попытка в лоб, без устранения причин неэффективной траты рабочего времени, внедрить процедуру тайм менеджмента, скорее всего, только усложнит ситуацию. Временные затраты на управление станут ещё больше, а сил на продуктивную деятельность — меньше.

С другой стороны, даже сама попытка выявить и устранить узкие места в управлении даст заметный эффект, усиленный азами тайм менеджмента. В результате, в соответствии с правилом Парето, затратив 20% усилий, общую эффективность можно будет поднять до 80% [3].

Какой эффект можно получить в случае использования азов тайм менеджмента и системы управления заданиями:

1. Руководитель распределяет задачи по подчинённым, расставляя приоритеты и разделяя их по проектам. А значит, нет необходимости держать всё в голове; модификации выполняются просто и в каждый момент времени есть актуальная версия происходящего.

При необходимости руководитель наглядно видит как ход работ по проекту, так и загруженность конкретного сотрудника. Как итог — существенно экономится время всех сторон, но особенно — руководителя, а эффективность работ при этом повышается.

2. В случае, когда общая картина ясна и наглядна, повышается качество расстановки и изменения приоритетов, а значит — выполняется меньше лишней работы или работы, сделанной не вовремя.

3. Вся история по ходу работ сохраняется автоматически, а значит, разбор и анализ конфликтной ситуации требует минимум времени и является объективным для обеих сторон.

4. Однажды введённая информация может использоваться многократно. К примеру, в одной форме — для определения хода работ по проекту, в другой — для анализа загрузки сотрудников, в третьей — для подготовки отчётности по проекту.

В результате, сокращается время на непроизводительный труд, и больше ресурсов остаётся для самого проекта.

5. Введение простейших регламентов на ввод и представление информации по проекту, а также автоматически накапливаемая системой история по ходу работ позволяют легко переключать сотрудников между задачами, уменьшать или увеличивать количество исполнителей.

В таком разрезе тайм менеджмент будет работать, для этого не надо оканчивать специальные курсы или приглашать консультантов. Немного здравого смысла, чуть-чуть порядка и подходящий инструмент — и управление рабочим временем из академической дисциплины станет вашей повседневной действительностью.

Мы не можем гнаться за временем, а тем более управлять им. Время своего рода константа, на которую мы пока не в состоянии повлиять. Изучив основы тайм-менеджмента научился повышать свою личную эффективность, то ест не управлять временем, а управлять собой. Таким образом, количество моих полезных действий в единицу времени не только увеличилось, но и позволило обрести значительное количество свободного времени, которое позволяет ощущать себя свободным, уделять больше времени своему отдыху, здоровью и личной жизни [2].

 

 

Список использованных источников

1. Архангельский Г. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы [Текст]: учебное пособие / Г.Архангельский. - М.: АиСТ-М, 2003. - 231 с.

2. Берд П. Тайм-менеджмент. Планирование и контроль времени. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 288 с.

3. Вронский А.И. Как управлять своим временем. – Ростов – н/Д: Феникс, 2007. – 224с. – (Психологический практикум) Захаренко Г. Тайм-менеджмент. – СПб.: Питер, 2004. – 128с.