ДонНТУ   Портал магистров

История Burda Moden

С журналом «Бурда» я знакома с детства. С малых лет бабушка баловала меня красивыми и практичными нарядами, пошитыми с помощью этого прекрасного журнала. Вдохновляясь примером бабушки, я и сама начала шить. Надежным помощником в выборе моделей всегда была «Бурда». Журнал оказался универсальным он был актуальным и в детстве, и в школьном возрасте и сейчас. Предлагаемые в журнале выкройки и описание к ним понятны даже без специального образования.

Немецкий журнал Burda Moden, был знаменит среди модниц прошлых поколений и сыграл важную роль в развитии моды.

Фото. Энне Бурда, создательница журнала Burda.

Фото. Энне Бурда, создательница журнала Burda.

Издание Burda Moden (или попросту «Бурда») стал невероятно популярен на Западе и в бывшем СССР, так как позволял самым обыкновенным женщинам модно и стильно одеваться, не будучи богатыми или знаменитыми. Cоздала эту легенду мирового глянца простая немецкая домохозяйка Энне Бурда.

Раиса Горбачева и Энне Бурда

Фото. 1987 год. Благодаря Раисе Максимовне Горбачевой в СССР начинается выпуск журнала Burda и европейская мода проникает в наши дома.

В Советском Союзе журнал «Бурда» буквально зачитывался до дыр, каждая модель из него расходилась в десятках копий, каждый рецепт или домашний совет многократно воплощался в жизнь. Мастерицы, умевшие «шить по Бурде», были нарасхват, и при этом они очень хвалили удобство и точность выкроек, прилагавшихся к журналу, и благородство фасонов.

Сдержанный стиль «Бурды» нравился советским женщинам, не готовым после отечественного скудного быта воспринимать буйство моделей и расцветок западной моды «от кутюр». Этот стиль воспитал вкусы целого поколения молодых красавиц, отказавшихся от плохой советской одежды в пользу вдохновленного «Бурдой» самостоятельного творчества.

Разглядывая великолепного качества картинки с моделями, прическами, макияжем, вкусной едой, изысканными интерьерами, девушки конца 1980-х грезили о красивой жизни, которая вдруг оказалась вполне реальной и достижимой, – благо, и рецепты, и выкройки прилагались.

Именно принцип «сделай сам» служил девизом хозяйки и основательницы журнала Энне Бурды. Она в буквальном смысле слова сделала себя сама.

Анна Магдалена Леммингер (Энне Бурда) родилась в провинциальном Оффенбурге в 1909-м году в семье машиниста и рано, в двадцать два года, вышла замуж за владельца типографских мастерских Франца Бурду, которому родила троих сыновей.

Доходы семьи были скромными, дни Энне были наполнены повседневными хлопотами, хотя муж, по ее беспрекословному требованию, оплачивал услуги домработницы и няни. Так прошло почти двадцать лет, может, так прошла бы и вся жизнь Энне, и осталась бы она рядовой счастливой немкой, если бы не одно банальное известие, круто перевернувшее ее жизнь.

Однажды Энне узнала, что Франц давно состоит в любовной связи с собственной секретаршей, которая уже успела родить ему дочку. Чтобы обеспечить эту побочную семью, неверный супруг подарил любовнице одну из своих типографских мастерских и небольшой журнал мод «Эффи Моден», быстро пришедший в упадок вследствие неумелого управления.

Сорокалетняя Энне не побоялась превратить семейную трагедию в личный шанс. Преисполнившись здоровой злости, она позвонила адвокату, но не для того, чтобы начать бракоразводный процесс, а чтобы отобрать у любовницы мужа журнал мод и самостоятельно возглавить его.

Это ей блестяще удалось, и обремененный долгами журнал получил новую концепцию: картинки и выкройки простых, удобных и элегантных нарядов (таких, которые может самостоятельно пошить любая немка, умеющая держать в руках иголку) плюс кулинарные рецепты и советы по благоустройству домашнего интерьера своими руками.

Для послевоенной Германии, где женщины перешивали старую солдатскую форму и страстно мечтали о красивой и недорогой одежде, о комфортной и мирной жизни [1].

Проблему решали выкройки. «Сама я ничего не смыслила в шитье, но знала, что выкройки способна делать только портниха», – вспоминала Энне Бурда. Она пригласила Лило Дюршнабель, сообразительную молодую портниху из Оффенбурга, отлично знавшую свое дело. Лило, к слову, хранила верность издательству вплоть до выхода на пенсию. Из художественной академии Штутгарта пришел Гюнтер Кригер. Энне назначила его на должность художника-графика и всегда похвально отзывалась о нем: «Он делал изумительные выкройки, даже изобрел особое колесико для перевода выкройки на ткань, которое мы потом запатентовали», – вспоминала Энне Бурда.

Обложка первого номера Burda.

Фото. Обложка первого номера Burda, январь 1950 г.

Первый номер журнала вышел в январе 1950 года. Энне хотела назвать его Favorit. Номер был уже в печати, когда одно венское издательство вдруг заявило претензию на это название. Нужно было срочно принимать решение. Замена названия с Breuer Moden на Anna Moden не устраивала Анну: «Это вызывало ассоциацию со скучающей домохозяйкой». В конце концов она остановила свой выбор на варианте Burda Moden. Интуиция не подвела ее [2].

За первые полгода тираж вырос со ста тысяч до полумиллиона экземпляров. Журнал получил новое имя в честь владелицы, а Франц Бурда стал младшим партнером простившей его жены.

Кстати, сама Энне Бурда, как ни парадоксально, не сделала в своей жизни ни единого стежка и ненавидела домашнее хозяйство во всех его проявлениях (за исключением, разве что, кулинарии). Зато ее деловая хватка и интуиция выше всяких похвал, и ее описывают как человека умного, эмоционального, чуждого сомнений и привыкшего добиваться всего, что он находит для себя необходимым и полезным [1].

«Энне не шла в авангарде моды, она была женщиной своего времени, а это время было очень непростым», – говорил Карл Лагерфельд. Женщины в Германии отвергали откровенно мещанские ценности и модели поведения, навязанные им идеологами Третьего рейха, и стремились наверстать упущенное за годы войны и разрухи. – «Благодаря Энне представительницы среднего и нижнего среднего класса обретали уверенность в себе и знакомились с модой, какую прежде не знали» [2].

Энне ездила на парижские и миланские модные показы, отбирая модели для своего журнала и адаптируя их в соответствии со вкусами и финансовыми возможностями своих читательниц. Она единолично управляла своей разросшейся медиа-империей (десятки журналов, миллионные тиражи) до 1994-го года, когда, в возрасте 87 лет, решилась уйти на покой. Умерла Энне 3 ноября 2005-го года.

Обложка журнала Burda, январь 2010 г.

Фото. Обложка журнала Burda, январь 2010 г.

Империю матери унаследовал ее младший сын Хьюберт, выкупивший у братьев их доли. А памятью Энне останется названная в ее честь улица в родном Оффенбурге, где она прожила всю жизнь, и шутливое название «Бурдапешт», присвоенное этому городу местными жителями – здесь, кстати, расположена и штаб-квартира компании «Хьюберт Бурда медиа-холдинг» [1].

«Бурда Моден» продается в киосках и сейчас, но ее покупают только те, кто действительно понимают в качественных выкройках. Она перестала быть символом красивой и обустроенной «иностранной» жизни. Сегодня это один из лучших журналов о шитье и о домашнем хозяйстве.

История Энне Бурды и ее знаменитого журнала не только «вывела моду в народ», но и стала примером того, что «...умные женщины действительно добиваются успеха!», как говорила сама Энне.

Перечень источников

  1. История Burda Moden: как домохозяйка создала знаменитый журнал мод. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43419895974/Istotiya-Burda-Moden:-kak-domohozyayka-sozdala-znamenityiy-zhurn
  2. Энне Бурда: Burda Moden - это я! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.osinka.ru/Moda/Designer/2010_Burda.html
Фон