ДонНТУ   Портал магистров

Непотопляемая мечта. История Титаника

О том, что существует корабль под названием Титаник, я, как и все дети моего возраста узнала из фильма, который снял великий режиссер Джеймс Камерон. На тот момент этот фильм стал моим любимым, каким он остаётся и по сей день. В этом фильме показана красивая и богатая жизнь, олицетворением которой стала актриса Кейт Уинслет в роли Розы и бедная жизнь простого парня Джека, который в последний момент выиграл в карты билет на Титаник. Как и во многих книгах, между противоположными по статусу мирами, возникает сильная любовная связь, впоследствии оказавшаяся трагической. Все вы знаете чем закончился этот фильм и как Джек пожертвовал своей жизнью ради жизни своей возлюбленной Розы.

Джеймс Камерон проделал титаническую работу для подготовки съёмок этого фильма, включая то, что он сам погрузился на 3 километра вглубь океана, чтобы своими глазами увидеть Титаник. Впоследствии этот фильм получил 11 Оскаров, а также «Титаник» установил рекорд, став самым прибыльным фильмом за всю историю кинематографа и удерживал это достижение на протяжении 12 лет, пока оно не было побито фантастическим фильмом того же режиссёра «Аватар».

Кадр из фильма «Титаник»

Этот фильм меня заинтересовал ещё и потому, что был основан на реальных событиях. Хоть прошло уже очень много времени со дня гибели Титаника и мы не узнаем все детали в точности как всё происходило, но всё равно спустя уже 100 лет всплывают интересные моменты из истории легендарного корабля, о которых хочу поделиться в своём индивидуальном разделе.

«Титаник» отправляется в плаванье. На фотографии: «Титаник» покидает Саутгемптон, Англия, 10 апреля 1912 года.

Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки и спуска на воду в 1912 году, «Титаник», чья длина составляла 883 фута (269,1 метра), считался априори «непотопляемым» и проект его был разработан ведущими мировыми специалистами. Роскошь в море. Компания «Уайт Стар Лайн» построила «Титаник», позиционируя его как роскошный морской отель, и не считалась с расходами. А цены на билеты были весьма значительными: билет первого класса в один конец стоил 3450 долларов, что составляет эквивалент сегодняшних 100000 долларов [1].

История крушения корабля «Титаник» удивляет своим трагизмом. При крушении Титаника погибли 1513 из 2224 его пассажиров и членов экипажа! 711 выживших в этом ужасном кораблекрушении спаслись на борту корабля "Карпатия". Гибель Титаника случилась 15 апреля 1912 года. Это событие стало резонансным в обществе того времени.

Идея построить Титаник родилась в голове Брюса Исмей – президента американской Международной компании торгового флота в 1907 году. Причиной послужило создание корабля «Лузитания» компанией «Кунард». На тот момент Луизитания была самым большим судном в мире! Брюс Исмей хотел переплюнуть «Кунард» и создать корабль больше и круче чем Луизитания.

Чертежы и схемы Титаника были созданы незамедлительно и работа над строительством началась 31 марта 1909 года. Всего на строительство Титаника было потрачено 7,5 миллионов долларов! Хочу заметить что Титаник был не единственным таким кораблем в своем роде. Планировалось построить 3 похожих корабля. Одновременно с Титаником строился «Олимпик». Строительство третьего корабля планировалось начать после постройки первых двух. Единственная разница между Титаником и Олимпиком в том, что Титаник был чуть больше по размерам.

Всего к сторительству Титаника было привлечено 3000 человек. Первый спуск Титаника на воду состоялся 31-ого мая 1911 года на верфи «Харланд энд Вольф». 2 апреля 1912 года Титаник был проверен на «плавучесть», а 10 апреля того же года отправился в свой первый и последний трагический рейс.

14 апреля 2012 года исполнилось 100 лет со дня крушения знаменитого океанского лайнера «Титаник», во время которого погибли более 1500 человек. За минувшее столетие высказывалось множество версий причин этого страшного события: от очевидных до самых невероятных. Я хотела бы рассказать вам о нескольких из них.

Капитан миллионеров. Капитан Э.Дж. Смит командовал судном в том злосчастном путешествии. Его называли «капитаном миллионеров», из-за того, что он считался очень компетентным и опытным. Пассажиры первого класса очень часто просили, чтобы судами командовал именно он.

1. В погоне за «Голубой лентой»

Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит знал о том, что впереди льдины, ведь его неоднократно предупреждали об опасности с других судов, но он все равно не отклонился от курса. Почему? Вполне возможно, что он гнался за «Голубой лентой Атлантики» – призом, который присуждали за самое быстрое пересечение Атлантического океана.

Корабли класса «Олимпик», одним из которых был «Титаник», изначально строились компанией «Уайт Стар Лайн», чтобы составить конкуренцию судам компании «Кунард Лайн». Лайнер последней, «Мавритания», с 1907 года держал лидерство скорости на маршруте между Европой и Северной Америкой. Он развивал среднюю скорость около 26 узлов. «Титаник» – около 25 узлов. Так что у капитана Эдварда Джона Смита были все шансы вырвать у «Мавритании» «Голубую ленту». Возможно, именно поэтому он намеренно пошел на риск.

2. Черный айсберг

В принципе, причиной катастрофы мог стать такой айсберг, который даже в бинокль-то трудно разглядеть. Как известно, льдины – белые и отлично видны на большом расстоянии. Этот же оказался так называемым черным айсбергом – перевернувшимся, из-за чего на поверхности находилась его подводная потемневшая часть. Ночь была безлунной, что еще больше снижало видимость, и стояла безветренная погода, так что впередсмотрящий не мог даже увидеть барашки волн, образующихся вокруг айсберга.

3. «Лево» значит «право»

И все-таки когда впередсмотрящий Фредерик Флит заметил на расстоянии около 450 метров льдину, у «Титаника» еще был шанс избежать столкновения. Флит сразу же сообщил об опасности на мостик. Прозвучала команда: «Право на борт!» Но судно повернуло в противоположную сторону. Раздался удар и скрежет разрываемой обшивки. Как вспоминал потом второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер, рулевой попросту повернул штурвал не туда, куда нужно. Дело в том, что команда «право на борт» фактически означает повернуть корабль влево: впереди должен оказаться правый борт, а нос – уйти влево. Видимо, запаниковав, рулевой воспринял команду буквально.

4. Ошибка конструктора

Кстати, по статистике, в течение двадцати лет до гибели «Титаника» столкновения с айсбергами случались не раз, но при этом серьезно пострадало лишь одно судно, да и то обошлось без жертв. Почему же «Титаник», который рекламировали как непотопляемый, не пережил подобного удара? Вполне возможно, что виной этому – просчет конструкторов. В 1994 году со дна океана был поднят кусок обшивки судна и подвергнут лабораторному анализу. Оказалось, при строительстве корабля была использована сталь с большой примесью фосфора, из-за чего она становилась очень хрупкой при низких температурах. Если б корпус сделали из высококачественной стали, он бы прогнулся при ударе. Тогда повреждение оказалось бы минимальным.

5. Пожар на борту

Неоднократно высказывались версии, что айсберг вообще ни при чем. Например, британский исследователь Рей Бостон, двадцать лет изучая катастрофу, пришел к выводу, что истинной причиной гибели судна стал пожар. За 12 дней до гибели «Титаника» в его угольном бункере случилось самовозгорание. Полностью потушить пожар команде так и не удалось. Но руководство «Уайт Стар Лайн» решило не отменять дорогостоящий первый рейс, надеясь, что пожар прекратится сам собой из-за нехватки воздуха. В противном случае планировалось после высадки пассажиров в Нью-Йорке разгрузить угольные бункеры и вызвать пожарную команду. И все же оставалась немалая вероятность того, что судно взорвется прямо посреди океана.

Возможно, именно поэтому еще в начале пути, когда «Титаник» сделал остановку в ирландском городке Квинстаун, с корабля дезертировал кочегар Джон Кофи. Знал о возможном взрыве и владелец «Уайт Стар Лайн» Джон Морган – он был в числе пассажиров, но за сутки до отправления отказался плыть, сославшись на плохое самочувствие. Это объясняет, почему капитан Эдвард Джон Смит старался как можно быстрее добраться до Нью-Йорка, проигнорировав сообщения об айсбергах. По мнению Рея Бостона, «Титаник» разломился как раз в том месте, где было возгорание: скорее всего, там взорвался котел. А столкновение с айсбергом – лишь случайное совпадение.

6. Проклятие фараона

А вот еще одна, пожалуй, самая невероятная версия катастрофы: «Титаник» утопила египетская мумия! В 1880-х годах во время раскопок около Каира была обнаружена мумия прорицательницы Амен-Оту, жившей во времена правления фараона Аменхотепа IV. До 1912 года она выставлялась в Британском музее, но ее выкупил какой-то американский коллекционер. В Америку мумию решили доставить на «Титанике». Столь ценный груз не рискнули перевозить в трюме и разместили прямо за капитанским мостиком лайнера. Рассказывали, что у изголовья останков прорицательницы лежала статуэтка бога Осириса с надписью: «Восстань из праха, и взор твой сокрушит всех, кто окажется на твоем пути». Быть может, именно это древнее пророчество накликало на «Титаник» беду [2]?

Еще одна странность - владелец компании «White Star Line», которой принадлежал Титаник мультимиллионер Джон Пьерпонт Морган-младший, аннулировал свой билет за 24 часа до отплытия и снял с рейса знаменитую коллекцию картин, которую собирался отвезти в Нью-Йорк. Кроме Моргана от поездки на Титанике всего за один день отказалось еще 55 пассажиров первого класса в основном партнеров и знакомых миллионера - Джон Рокфеллер, Генри Фрик, посол США во Франции Альфред Вандельфильд.

Директор судоходной компании «White Star Line» Брюс Исмей, верный пес Моргана и Рокфеллера, приглашает на обед владельца корабельных верфей «Harland & Wolff» лорда Пирри. Они заключают договор о создании гигантского лайнера, который по своей величине и роскоши превзойдет все, что до сих пор сходило со стапелей. Рекламная компания, направленная на популяризацию Титаника была самой масштабной в начале XX столетия. Во всех газетах появились статьи щедро проплаченные владельцами строящегося судна. Писали, что пароход был защищен двойным дном и был выполнен из высокопрочной стали. Все эти факты делали Титаник поистине непотопляемым. Главный конструктор корабля Томас Эндрю заявлял, что лайнер может находиться на плаву даже в том случае, если четыре его отсека будут заполнены водой, потому что конструкция уникальна и сам Титаник на много прочнее обычного корабля, но это было не так.

В середине 90-х годов российские ученые совершили погружение к Титанику и взяли пробы металла, который затем проанализировали специалисты американского института. Результаты были поистине ошеломляющими - по содержанию серы было установлено, что это был обычный металл. А более позднее исследования показали, что металл не просто был таким как на других судах, он был гораздо худшего качества, а в ледяной воде вообще превращался в очень хрупкий материал. Осенью 1993 года произошло событие поставившее точку в исследовании причин гибели Титаника. На Нью-Йоркской конференции американских специалистов в области судостроения были оглашены результат независимого анализа причин катастрофы. Эксперты заявили, что не понимают, почему для корпуса самого дорого в мире судна была использована сталь такого низкого качества. В холодной воде корпус Титаника треснул при первом же ударе о незначительное препятствие, тогда как качественная сталь при этом лишь деформировалась бы [3].

2-ого апреля 1912, самое большое судно из когда-либо существовавших до этого времени в мире, вышло из Белфаста на ходовые испытания в море, а уже 10-ого числа корабль вышел в свое первое роковое плавание, ставшее для него последним [4].

Список источников

  1. История «Титаника» Электронный ресурс. – Режим доступа: [http://daypic.ru/history/43233]
  2. 10 версий причины гибели «Титаника» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://mysteric.ru/catastrophe/10-versij-prichiny-gibeli-titanika.html/
  3. Титаник - подлинная история катастрофы Электронный ресурс. – Режим доступа: http://korabley.net/news/titanik_podlinnaja_istorija_katastrofy/2012-04-14-1166//
  4. История «Титаника» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://titanic33ru.tripod.com/History1.htm