ДонНТУ   Портал магистров

Моя любимая литература

Свой индивидуальный раздел я решил посвятить своему любимому увлечению – художественной литературе.

Могу точно вспомнить свою первую книгу – «Остров сокровищ», её, я, пятилетний, читал вслух сначала по буквам затем по слогам, а дочитывал уже про себя. С тех пор я постоянно что–то читаю. Непрочитанные книги в домашней библиотеке закончились довольно быстро – я начал брать их в общественных библиотеках и у друзей. Как–то раз, измученный информационным голоданием, начал даже читать Большую Советскую Энциклопедию, дошел вроде бы до буквы «Г». С появлением компьютера и интернета проблема «что почитать?» больше не стоит.

В данном разделе я расскажу о своих любимых книгах, писателях и жанрах.

После «Острова сокровищ» долгое время книги мне советовал отец. Это были в основном отечественные детские приключенческие романы и повести типа «Двух капитанов», «Кортика» и других. Затем были книги Дюма, Артур Конан Дойла, Джека Лондона, Марка Твена, Фенимора Купера и других классиков. Произведения этих писателей для меня были скорее историческими, чем приключенческими. Судьбы главных героев в них являются лишь связующим звеном, стилистическим приёмом, который позволяет показать исторические события изнутри, более полно раскрыть их смысл и влияние на обычных людей.

Однако истинную любовь к истории вообще и к исторической литературе в частности, мне (и думаю большинству людей, которые увлекаются историей в Украине, России и Белоруссии) привили произведения Валентина Пикуля.

структурная схема направленной защиты типа ЗЗП–1М

Валентин Саввич Пикуль

Его романы, несмотря на некоторые неточности и допущения в историческом смысле (при этом они, по моему мнению, по качеству исторического материала на голову превосходят всю современную беллетристику), поражают и захватывают описаниями исторических персонажей, мест и событий настолько, что эти самые события и люди встают перед глазами как живые. Им сопереживаешь и сочувствуешь, их мысли и поступки понятны, и также понятна становится история нашей страны, описанная живым, понятным языком.

Мои любимые романы Валентина Саввича это «Пером и шпагой», «Битва железных канцлеров» и «Честь имею». Основным действием, воспоминаниями и дополнениями главных героев, эти три романа описывают главные события в истории Российской Империи с середины XVIII столетия до октябрьской революции 1917 года. По романам Валентина Пикуля нельзя учить историю, однако они возбуждают интерес к исторической науке, заставляют задавать вопросы, найти ответы на которые, при нынешней доступности информации, не составляет большого труда. Книги Пикуля и сейчас продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами. По словам вдовы писателя Антонины Пикуль, на 2008 г. общий их тираж достиг 500 млн экз.

Так случилось, что привязанность к исторической литературе незаметно и плавно для меня перетекла к увлечению новым жанром, бурно развивающимся на просторах Рунета – альтернативной истории. Несмотря на то, что история не терпит сослагательного наклонения, в последнее время почти каждый отечественный автор, работающий в жанре фантастики, посылает своего главного героя в прошлое с целью (или без цели – просто так получатся) что–то изменить в нашей истории. Так как данный жанр развился на стыке жанров приключенческой, исторической и фантастической литературы, работа в нем кроме литературного таланта и развитого воображения требует очень хорошего знания описываемого исторического периода, что наблюдается реже, чем хотелось бы. Доходит до абсурда: в прошлое, по вине природного катаклизма, научного прогресса или злой воли инопланетян, забрасываются коллективы, организации, регионы или даже целые страны, оснащенные самым современным (или вообще неземным оборудованием) и крутят историю в любом желаемом направлении.

структурная схема направленной защиты типа ЗЗП–1М

Обложка романа Владислава Конюшевского может служить иллюстрацией всего жанра альтернативной истории

Не знаю чем вызвано обилие литературы такого, казалось бы, антинаучного жанра. Возможно, «комплексом проигравшего» из–за проигрыша в Холодной войне и общей неустроенности жизни, что вызывает желание что–нибудь изменить в прошлом; возможно, просто относительно массовым увлечением историей на фоне в среднем низкого уровня её знания. В свое оправдание скажу, что стараюсь читать только качественные, по моему мнению произведения, с минимумом натяжек, допущений и «роялей в кустах». В них меня интересует прежде всего историческая составляющая, а приключения главных героев и фантастика идут приятным дополнением. С некоторой натяжкой можно сказать, что книги в жанре альтернативной истории я читаю не ради основного текста, а ради сносок, в которых часто приводятся поясняющая информация по рассматриваемому историческому периоду – именно те, самые интересные мелочи и детали, которые, читая обычную историческую литературу, можно не заметить или быстро забыть.

Нельзя сказать, что кроме истории меня ничего не интересует. История – это информация о прошлом, а мне бывает интересно почитать и информацию о будущем или хотя бы фантазии на эту тему, т. е. фантастику. Этим, в некоторой мере, обусловлен мой интерес к альтернативной истории, как смеси этих жанров.

Знакомство с собственно фантастической литературой для меня началось с произведений Жюля Верна. Романы «20 тысяч лье под водой», «Таинственный остров» и другие являются классикой мировой литературы, а роман «С Земли на Луну» считается первым фантастическим произведением мировой литературы. Тем не менее, историческая отдаленность и некоторые технические огрехи делают эти книги скорее популяризующими науку и приключенческими, чем научно–фантастическими.

Из фантастов–классиков мне больше запомнился Герберт Уэллс. В нашей домашней библиотеке был сборник, включавший в себя четыре наиболее известных его книги: «Машина времени», « Человек–невидимка», «Война миров» и « Пища богов». Я прочитал их в младшем школьном возрасте, и впоследствии несколько раз перечитывал – так они мне понравились. Однако, больше всего талант Уэллса поразил меня в недавно прочитанном романе «Мир освобожденный». Роман, написанный в 1914 году, предсказывает наступление атомной эры и ядерную войну, за которой следует построение нового «освобожденного мира» – утопии.

Следующими мою коллекцию прочитанных книг пополнили произведения американских фантастов–классиков середины XX века. Прежде всего это: Артур Кларк, Рэй Брэдбери, Роджер Желязны, Дональд Саймак, Гарри Гаррисон, Альфред Бестер. Книги этих авторов я считаю эталоном настоящей фантастики, с ними я до сих пор сравниваю любое новое фантастическое произведение. В них тоже хватает пророчеств, опережающих своё время, герои живые и вызывающие сочувствие, сюжеты наполнены динамизмом, а события заставляют задуматься. Читая некоторые романы и повести невозможно предположить, что они написаны 50, 60 а то и 70 лет назад.

структурная схема направленной защиты типа ЗЗП–1М

Обложка культовой книги Артура Кларка

Книги всех этих писателей сильно повлияли на мое мировоззрение и развитие моих личностных качеств. Однако еще большее влияние на меня оказала отечественная фантастика, представленная прежде всего братьями Аркадием и Борисом Стругацкими.

Так случилось, что знакомство с их творчеством для меня началось довольно поздно, однако, вполне возможно, что это и к лучшему: скорее всего моим неокрепшим юношеским мозгам, их произведения показались бы скучными и затянутыми. Имеющему же некоторый жизненный опыт, книги Стругацких предстают в совсем ином свете.

структурная схема направленной защиты типа ЗЗП–1М

В них можно найти все: и смелую научную фантастику, и глубокие исторические экскурсы, и важные социальные и культурные проблемы и многое другое. По мотивам их произведений снимаются фильмы и создаются компьютерные игры, а «дописывание» всевозможных продолжений, дополнений, приквелов и самостоятельных произведений в литературных вселенных братьев Стругацких, для некоторых современных писателей стало настоящей «золотой жилой».

В большинстве произведений Стругацких действие происходит в «мире Полудня» – времени наибольшего рассвета человечества, произошедшего благодаря двум факторам: всемирной победе коммунизма и принятию «Теории Учительства». И если в написанных позже произведениях победе коммунизма отводится с каждым разом все меньшая роль, то «Теории…» – все большая. Стругацкие не скрывали, что идея «Теории…» была их любимым литературным детищем, именно в ней они видели шанс для всего человечества. Самым интересным с точки зрения понимания сути «Теории…» по моему мнению, является их последняя большая литературная работа – «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя». Этот роман является одновременно и приквелом и заключительным словом, подводящим итог всему творчеству братьев Стругацких. Он оказался самым малоизвестным, скандальным и нелюбимым среди всех их произведений, однако, по моему – является самым важным и наиболее проработанным во всей их библиографии.

К теме «Великой Теории Учительства» обращается и мой любимый современный писатель–фантаст – Сергей Лукьяненко в не менее любимом мною произведении «Звезды – холодные игрушки». В нем справедливо обрашается внимание на неизбежные слабые стороны и недостатки «Теории…». «Мир Полудня» в романе Лукьяненко оказывается не сбывшейся сказкой, а жестокой диктатурой.

Не менее интересны и другие произведения данного автора:

«Лабиринт отражений» – классика отечественного киберпанка

«Лорд с планеты Земля» – классика отечественной космооперы

«Рыцари Сорока Островов» – по моему, лучшая книга для молодежи из всех что я читал.

Перечислять можно и дальше, но я думаю, сейчас не трудно найти рецензии написанные намного талантливей меня.

На этом я заканчиваю свой индивидуальный раздел. Надеюсь, описание моих литературных вкусов и предпочтений принесут кому–нибудь эстетическое удовольствие или покажутся полезными.