Моя любимая литература
Свой индивидуальный раздел я решил посвятить своему любимому увлечению – художественной литературе.
Могу точно вспомнить свою первую книгу – «Остров сокровищ», её, я, пятилетний, читал вслух сначала по буквам затем по слогам, а дочитывал уже про себя. С тех пор я постоянно что–то читаю. Непрочитанные книги в домашней библиотеке закончились довольно быстро – я начал брать их в общественных библиотеках и у друзей. Как–то раз, измученный информационным голоданием, начал даже читать Большую Советскую Энциклопедию, дошел вроде бы до буквы «Г». С появлением компьютера и интернета проблема «что почитать?» больше не стоит.
В данном разделе я расскажу о своих любимых книгах, писателях и жанрах.
После «Острова сокровищ» долгое время книги мне советовал отец. Это были в основном отечественные детские приключенческие романы и повести типа «Двух капитанов», «Кортика» и других. Затем были книги Дюма, Артур Конан Дойла, Джека Лондона, Марка Твена, Фенимора Купера и других классиков. Произведения этих писателей для меня были скорее историческими, чем приключенческими. Судьбы главных героев в них являются лишь связующим звеном, стилистическим приёмом, который позволяет показать исторические события изнутри, более полно раскрыть их смысл и влияние на обычных людей.
Однако истинную любовь к истории вообще и к исторической литературе в частности, мне (и думаю большинству людей, которые увлекаются историей в Украине, России и Белоруссии) привили произведения Валентина Пикуля.
Его романы, несмотря на некоторые неточности и допущения в историческом смысле (при этом они, по моему мнению, по качеству исторического материала на голову превосходят всю современную беллетристику), поражают и захватывают описаниями исторических персонажей, мест и событий настолько, что эти самые события и люди встают перед глазами как живые. Им сопереживаешь и сочувствуешь, их мысли и поступки понятны, и также понятна становится история нашей страны, описанная живым, понятным языком.
Мои любимые романы Валентина Саввича это «Пером и шпагой», «Битва железных канцлеров» и «Честь имею». Основным действием, воспоминаниями и дополнениями главных героев, эти три романа описывают главные события в истории Российской Империи с середины XVIII столетия до октябрьской революции 1917 года. По романам Валентина Пикуля нельзя учить историю, однако они возбуждают интерес к исторической науке, заставляют задавать вопросы, найти ответы на которые, при нынешней доступности информации, не составляет большого труда. Книги Пикуля и сейчас продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами. По словам вдовы писателя Антонины Пикуль, на 2008 г. общий их тираж достиг 500 млн экз.
Так случилось, что привязанность к исторической литературе незаметно и плавно для меня перетекла к увлечению новым жанром, бурно развивающимся на просторах Рунета – альтернативной истории. Несмотря на то, что история не терпит сослагательного наклонения, в последнее время почти каждый отечественный автор, работающий в жанре фантастики, посылает своего главного героя в прошлое с целью (или без цели – просто так получатся) что–то изменить в нашей истории. Так как данный жанр развился на стыке жанров приключенческой, исторической и фантастической литературы, работа в нем кроме литературного таланта и развитого воображения требует очень хорошего знания описываемого исторического периода, что наблюдается реже, чем хотелось бы. Доходит до абсурда: в прошлое, по вине природного катаклизма, научного прогресса или злой воли инопланетян, забрасываются коллективы, организации, регионы или даже целые страны, оснащенные самым современным (или вообще неземным оборудованием) и крутят историю в любом желаемом направлении.
Не знаю чем вызвано обилие литературы такого, казалось бы, антинаучного жанра. Возможно, «комплексом проигравшего» из–за проигрыша в Холодной войне и общей неустроенности жизни, что вызывает желание что–нибудь изменить в прошлом; возможно, просто относительно массовым увлечением историей на фоне в среднем низкого уровня её знания. В свое оправдание скажу, что стараюсь читать только качественные, по моему мнению произведения, с минимумом натяжек, допущений и «роялей в кустах». В них меня интересует прежде всего историческая составляющая, а приключения главных героев и фантастика идут приятным дополнением. С некоторой натяжкой можно сказать, что книги в жанре альтернативной истории я читаю не ради основного текста, а ради сносок, в которых часто приводятся поясняющая информация по рассматриваемому историческому периоду – именно те, самые интересные мелочи и детали, которые, читая обычную историческую литературу, можно не заметить или быстро забыть.
Нельзя сказать, что кроме истории меня ничего не интересует. История – это информация о прошлом, а мне бывает интересно почитать и информацию о будущем или хотя бы фантазии на эту тему, т. е. фантастику. Этим, в некоторой мере, обусловлен мой интерес к альтернативной истории, как смеси этих жанров.
Знакомство с собственно фантастической литературой для меня началось с произведений Жюля Верна. Романы «20 тысяч лье под водой», «Таинственный остров» и другие являются классикой мировой литературы, а роман «С Земли на Луну» считается первым фантастическим произведением мировой литературы. Тем не менее, историческая отдаленность и некоторые технические огрехи делают эти книги скорее популяризующими науку и приключенческими, чем научно–фантастическими.
Из фантастов–классиков мне больше запомнился Герберт Уэллс. В нашей домашней библиотеке был сборник, включавший в себя четыре наиболее известных его книги: «Машина времени», « Человек–невидимка», «Война миров» и « Пища богов». Я прочитал их в младшем школьном возрасте, и впоследствии несколько раз перечитывал – так они мне понравились. Однако, больше всего талант Уэллса поразил меня в недавно прочитанном романе «Мир освобожденный». Роман, написанный в 1914 году, предсказывает наступление атомной эры и ядерную войну, за которой следует построение нового «освобожденного мира» – утопии.
Следующими мою коллекцию прочитанных книг пополнили произведения американских фантастов–классиков середины XX века. Прежде всего это: Артур Кларк, Рэй Брэдбери, Роджер Желязны, Дональд Саймак, Гарри Гаррисон, Альфред Бестер. Книги этих авторов я считаю эталоном настоящей фантастики, с ними я до сих пор сравниваю любое новое фантастическое произведение. В них тоже хватает пророчеств, опережающих своё время, герои живые и вызывающие сочувствие, сюжеты наполнены динамизмом, а события заставляют задуматься. Читая некоторые романы и повести невозможно предположить, что они написаны 50, 60 а то и 70 лет назад.
Книги всех этих писателей сильно повлияли на мое мировоззрение и развитие моих личностных качеств. Однако еще большее влияние на меня оказала отечественная фантастика, представленная прежде всего братьями Аркадием и Борисом Стругацкими.
Так случилось, что знакомство с их творчеством для меня началось довольно поздно, однако, вполне возможно, что это и к лучшему: скорее всего моим неокрепшим юношеским мозгам, их произведения показались бы скучными и затянутыми. Имеющему же некоторый жизненный опыт, книги Стругацких предстают в совсем ином свете.
В них можно найти все: и смелую научную фантастику, и глубокие исторические экскурсы, и важные социальные и культурные проблемы и многое другое. По мотивам их произведений снимаются фильмы и создаются компьютерные игры, а «дописывание» всевозможных продолжений, дополнений, приквелов и самостоятельных произведений в литературных вселенных братьев Стругацких, для некоторых современных писателей стало настоящей «золотой жилой».
В большинстве произведений Стругацких действие происходит в «мире Полудня» – времени наибольшего рассвета человечества, произошедшего благодаря двум факторам: всемирной победе коммунизма и принятию «Теории Учительства». И если в написанных позже произведениях победе коммунизма отводится с каждым разом все меньшая роль, то «Теории…» – все большая. Стругацкие не скрывали, что идея «Теории…» была их любимым литературным детищем, именно в ней они видели шанс для всего человечества. Самым интересным с точки зрения понимания сути «Теории…» по моему мнению, является их последняя большая литературная работа – «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя». Этот роман является одновременно и приквелом и заключительным словом, подводящим итог всему творчеству братьев Стругацких. Он оказался самым малоизвестным, скандальным и нелюбимым среди всех их произведений, однако, по моему – является самым важным и наиболее проработанным во всей их библиографии.
К теме «Великой Теории Учительства» обращается и мой любимый современный писатель–фантаст – Сергей Лукьяненко в не менее любимом мною произведении «Звезды – холодные игрушки». В нем справедливо обрашается внимание на неизбежные слабые стороны и недостатки «Теории…». «Мир Полудня» в романе Лукьяненко оказывается не сбывшейся сказкой, а жестокой диктатурой.
Не менее интересны и другие произведения данного автора:
«Лабиринт отражений» – классика отечественного киберпанка
«Лорд с планеты Земля» – классика отечественной космооперы
«Рыцари Сорока Островов» – по моему, лучшая книга для молодежи из всех что я читал.
Перечислять можно и дальше, но я думаю, сейчас не трудно найти рецензии написанные намного талантливей меня.
На этом я заканчиваю свой индивидуальный раздел. Надеюсь, описание моих литературных вкусов и предпочтений принесут кому–нибудь эстетическое удовольствие или покажутся полезными.