Назад в библиотеку

Рациональное использование земель в угольной промышленности

Авторы: Бията Ю.И., Зеленов Ю.В., Артамонов В.Н.

Источник: Збірка доповідей IV регіональної конференції «Комплексне використання природних ресурсів» (12 грудня 2011 р.) – Донецьк: ДонНТУ, – 2011. – 119 с.

Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению подразделяются на категории. Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли жилищной и общественной застройки; земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый для удовлетворения различных потребностей. Уникальное свойство земли – ее способность с помощью природных сил производить в массовом порядке сельскохозяйственную и другую сырьевую продукцию.

Земельный участок – часть земной территории, которая оборудована и готова к использованию в различных целях. Земельный участок, находящийся в пользовании физического или юридического лица или группы лиц, имеющий конкретные границы и местоположение, образует землепользование (землевладение). Этими понятиями определяется объем правоспособности на землю (собственность, владение и пользование), процесс ее использования. К землям промышленности относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных построек и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий, иных сооружений. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и проектной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

Предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, проводится после оформления в установленном порядке прав пользования недрами и восстановления земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площадях в установленные сроки. Земли промышленности могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и проектной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

При использовании земель сельскохозяйственного назначения для строительства новых и расширения действующих промышленных стационарных и временных объектов горнодобывающими и металлургическими предприятиями (например, карьеров, шлакохранилищ) главным пробелом, существующим на данный момент, является отсутствие систематизированного подхода к выявлению и дифференцированию проблем в сфере землепользования по субъектам и отраслям хозяйственной деятельности.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное и целевое использование земель всех категорий. Мероприятия по охране земель должны предотвращать их деградацию путем стимулирования природоохранных технологий, осуществления компенсационных выплат за ухудшение качества земель. Они предусматривают действия по экономии ценных и продуктивных угодий.

В интересах охраны здоровья людей, окружающей природной среды установлены нормативы предельно допустимых концентраций химических, бактериальных, радиоактивных и других вредных веществ в почве. В процессе проектирования, размещения, строительства и ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений и других объектов, а также при использовании технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны строго выполняться природоохранные нормативы. Последствия влияния защитных мероприятий на состояние земель оцениваются по результатам государственных санитарно-гигиенической и экологической экспертиз.

Для повышения заинтересованности собственников земель, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности предусмотрено экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель. Собственникам земель, землепользователям и арендаторам в ряде случаев предусматривается полная или частичная компенсация затрат, связанных с земельными улучшениями.

При необходимости использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для разработки месторождения полезных ископаемых или строительства стационарных линейных промышленных объектов возникает ряд проблем, вызванных особенностью ведения работ по добыче полезных ископаемых, прежде всего открытым способом.

Согласно пункту 4 статьи 66 ЗК, для разработки месторождения полезных ископаемых земельные участки предоставляются после оформления прав на пользование недрами, в соответствии со статьей 9 Закона Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 года, статьей 16 Кодекса «О недрах», утвержденной Законом Украины от 27 июля 1994 года, постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) «Об утверждении Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами» №1540 от 2 октября 2003 года, и восстановления земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации на ранее отработанных участках в установленные сроки.

Характер использования земли в каждом конкретном случае зависит от целевого назначения того или иного земельного участка. В этой связи существует понятие (рациональное использование земли), которое употребляется в широком территориальном аспекте – от земельного участка до государства в целом, поэтому использование земли необходимо рассматривать в трех аспектах: экономическом (так как пользование земли осуществляется для развития всех отраслей народного хозяйства); социальном (так отражает социальный характер использования земли, а производимая продукция на земле удовлетворяет потребности трудящихся и всех граждан в продуктах питания и обеспечивает повышение благосостояния народа); экологическом (при котором не должно нарушаться экологическое равновесие окружающей среды).

Следовательно, можно сделать вывод о том, что объективно существует закон рационального использования земли, или закон рационального землепользования. Содержание этого закона заключается в расширенном воспроизводстве земельных ресурсов путем интенсификации их использования субъектами хозяйствования.

Закон рационального использования земли вступает в силу при четком соблюдении взаимодействующих технических, технологических, естественно-биологических и социально-экономических законов в природной среде, обеспечивающих действие закона постоянного воспроизводства почвенного плодородия. Рациональное использование земли обусловливает использование различных категорий земель в соответствии с их целевым назначением; бережное и заботливое отношение к земле и ее почвенному плодородию; высокое хозяйственное освоение с учетом охраны природных экологических систем; высокий экономический уровень использования каждого гектара земельных угодий; внедрение комплекса мероприятий, обеспечивающих воспроизводство почвенного плодородия и производительных сил земли; оптимальные размеры хозяйств по земельной площади, обеспечивающие наилучшие территориальные условия для организации производства; эффективное использование социальных факторов производства.

Из этого следует, что использование земельных ресурсов в сельском хозяйстве носит комплексный характер и находится в неразрывной связи с рациональным использованием техники, основных фондов, трудовых ресурсов и естественно-биологических условий. От того, насколько эффективно используются эти ресурсы, зависит уровень использования земель, который определяется степенью интенсивности развития производства.

Обеспечение рационального (устойчивого) землепользования означает землепользование, которое не ухудшает количественных характеристик земель. Обеспечить рациональное землепользование – значит организовать такое использование земель, при котором сохраняются площади сельскохозяйственных угодий и не допускается снижение их плодородия, обеспечивается надлежащее, т.е. в соответствии с требованиями законодательства, использование земель, осуществляется компактная застройка, не вызывающая ухудшение состояния других природных объектов, обеспечивается целевое и своевременное использование земель, наилучшим образом отвечающее природно-климатическим и географическим свойствам конкретных земельных участков. Рациональное землепользование также означает эффективное использование земельных участков, под которым понимается получение максимальной экономической пользы с единицы площади.

Понятия охраны земель от деградации и обеспечения их рационального использования неразрывно связаны и дополняют друг друга, и в реальной жизни грань между ними фактически отсутствует. Мероприятия по борьбе с загрязнением повышают эффективность землепользования, а нерациональное землепользование влечет эрозию почв и другие виды деградации земель.

В теории земельного права вопросы рационального использования и охраны земель в течение продолжительного времени являются предметом научной дискуссии. Однако единого подхода в определении содержания понятий рационального использования не выработано.

Наиболее подробно вопросы обеспечения рационального использования земель были освещены в монографии «право природопользовании в СССР» (1990 г.). Под рациональным природопользованием авторами понимается «достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны, как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом». Таким образом, авторы включают в содержание понятия рационального природопользования требования охраны как эксплуатируемого природного ресурса, так природы в целом. Указанный подход позволяет авторам определить рациональное природопользование и охрану природы как единую сложноподчиненную задачу управления природопользованием в процессе производственной деятельности, что в свою очередь имеет следствием возможность регулирование экономической и экологической сторон природопользования по средствам запрещения в правовых нормах соответствующих прав и обязанностей природопользователя, не выделяя в качестве самостоятельной сферы правового регулирования отношений по охране окружающей природной среды. При этом авторами подчеркивается, что между двумя аспектами рационального природопользования – экономическим и экологическим необоснованно усматривается противоречие, да и само их разделение имеет относительный характер. В частности отмечается, что использование природных ресурсов может быть признано рациональным в том случае, если оно удовлетворяет экономические потребности в рамках экологической разумности, а экономическая деятельность осуществляется с соблюдением экологических требований, направленных на охрану природы как базы природопользования.

Применительно к земельному праву требование рационального природопользования выражается в закреплении в законодательстве соответствующих требований эффективного использования земель в части максимальной продуктивности земель, используемых в сельскохозяйственном и лесохозяйственном производстве, использование минимально необходимых земельных площадей в качестве операционного базиса и в ряде иных требований. Таким образом, сущностью экономического аспекта рационального природопользования рассматривается максимальная полезность природопользования, а главным в экологическом аспекте – комплексных характер природопользования. Правовая охрана природного ресурса представляется как комплекс мер по обеспечению правил рационального использования им. Следовательно, одним из способов охраны соответствующего природного ресурса является обеспечение надлежащего использования прав и исполнения обязанностей при осуществлении природопользования.

Одним из направлений решения указанной задачи предлагается нормативное регулирование экологически обоснованного поведения природопользователя, которое заключается в нормативном закреплении связи правомочий и обязанностей субъектов правоотношений в сфере рационального использования и охраны природных ресурсов, что достигается посредством закрепления: целевого использования, вида пользования и пределов реализации субъективных прав природопользователей. Таким образом, в наиболее общем указанный подход определении с нашей точки зрения, в формуле – «охрана природы без природопользования беспредметна, а природопользование, не имеющее природоохранительной цели, нерационально».

Иной подход в определении соотношения рационального использования и охраны природных ресурсов был высказан рядом авторов, которые, не отрицая тесных взаимосвязей между указанными понятиями, тем не менее отмечали их самостоятельный характер. В частности, О. С. Колбасов возражал против нивелирования различий между рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы, поскольку фактическое осуществление рационального природопользования скрывает в себе возможность противоречия интересам охраны природы. Такую позицию разделяет и А.И. Казанник, отмечавший, что охрана природы и рациональное природопользование представляют собой различные виды практической деятельности человека. Природопользование представляет собой присвоение предметов природы, тогда как охрана природы призвана защищать от антропогенных изменений природные ресурсы, необходимые для практического использования настоящими и будущими поколениями людей.

Итак, лучшей формой экономической мотивации рационального землепользования является частное владение при обязательном государственном надзоре за целевым использованием земель и контролем за использованием водных ресурсов. Земли должны сохранять свое историческое назначение, а их перепрофилирование должно проводиться только в исключительных случаях.