Назад в библиотеку

Экономико – правовые, экологические и социальные проблемы закрытия шахт

Автор: Зеленов Ю.В., Бията Ю.И., Артамонов В.Н.
Источник: Збірка доповідей IV регіональної конференції «Комплексне використання природних ресурсів» (12 грудня 2011 р.) – Донецьк: ДонНТУ, – 2011. – с. 94-99

Аннотация

Зеленов Ю.В., Бията Ю.И., Артамонов В.Н. Экономико – правовые, экологические и социальные проблемы закрытия шахт Предметом исследования является обоснование нецелесообразности закрытия многих шахт III категории, в связи с множеством проблем, возникающих в результате.

Основная часть

За 20 лет независимости угольная отрасль Украины претерпела немало реформаций. Начиная с программы «Уголь» (1994 г.), все они были направлены в основном на достижение максимума добычи угля. В каждой очередной программе отмечались причины невыполнения предшествующей: старение шахт, износ основных фондов, усложнение горно-геологических условий, рост стоимости материалов и оборудования, услуг и тарифов; недостаточное и несвоевременное финансирование и другие причины. С годами подобные отрицательные факторы накапливались.

В 1996 году начата структурная перестройка отрасли. Одной из ее мер является ликвидация глубоко убыточных, бесперспективных шахт, где себестоимость добычи угля в 2-4 и более раз выше цены его реализации. Всего передано под закрытие 137 шахт.

Сам процесс реструктуризации и закрытия шахт требует больших бюджетных расходов. В среднем, на ликвидацию одной средней шахты уходит 143,091 млн. гривен. В частности, 42,027 млн. гривен необходимо на содержание предприятия в период его ликвидации, 81,79 млн. гривен – на строительство и реконструкцию сооружений при переводе горного предприятия в водоотливной режим. Физическая ликвидация шахты оценивается в 9,233 млн. гривен, мероприятия по обеспечению охраны окружающей природной среды в 4,784 млн. гривен, преодоление социально-экономических последствий ликвидации – в 2,356 млн. гривен. Всего на закрытие шахт в год выделяется в среднем 286,138 млн. гривен.

Предметом исследования является обоснование нецелесообразности закрытия многих шахт III категории, в связи с множеством проблем, возникающих в результате. Также приоритетен поиск путей дальнейшей их эксплуатации, что может в итоге привести к более рациональному использованию ресурсов, избежать последствий закрытия, улучшить экологическую и экономическую ситуацию.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001 г. № 1733 весь шахтный фонд Украины условно разделен на 3 группы:

Финансирование III группы шахт осуществляется по «Смете содержания» в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 г. №223. В эту группу вошли шахты, которые не в состоянии представить и реализовать программу своего финансового оздоровления, т.е. неперспективные и особо убыточные. К ним должна быть применена процедура банкротства, то есть такие шахты подлежат закрытию с последующей ликвидацией.

Массовые неплатежи и бартерная система расчетов в предыдущие годы, недостаточные объемы бюджетного финансирования, отсутствие эффективной ценовой, налоговой и амортизационной политики привели к росту кредиторской задолженности, задолженности по выплате заработной платы и регрессным искам, к значительному дефициту капитальных вложений на воспроизводство шахтного фонда. В условиях дефицита капитальных вложений шахты, которые в большинстве своем убыточны, вынуждены были для поддержания своей работоспособности отвлекать собственные оборотные средства. Вследствие этого произошло практически полное их вымывание из активов предприятий.

Общепринято, что в условиях рыночных отношений к неперспективным и особо убыточным шахтам следует относить предприятия, не обеспечивающие рентабельную работу. Как правило, такие шахты имеют высокую себестоимость угля, низкую производительность труда и малый объем добычи.

Анализ показывает, что на большинстве таких шахт имеет место значительная протяженность выработок. Вызвано это длительны¬ми сроками эксплуатации без обновления горного хозяйства. Поэтому в перечень особо убыточных предприятий следует отнести практически все шахты дореволюционного и довоенного ввода в эксплуатацию, а также некоторую часть шахт, построенных позже.

В последнее время в государственную компанию «Укруглереструктуризация» передаются на ликвидацию отдельные шахты, которые по балансовым запасам угля могли бы функционировать еще не один десяток лет. Основной причиной закрытия этих шахт является запущенность горного хозяйства: отставание с развитием горных выработок, многоступенчатость транспорта, неудовлетворительное проветривание, износ оборудования, неукомплектованность рабочими, частая сменяемость руководящего состава и прочее. Решение о ликвидации таких шахт, очевидно, не оправдано ни социально, ни производственно, ни экологически.

Порядок ликвидации угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий определен постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 27 августа 1997 г. № 939 с последующими изменениями, утвержденными постановлением КМУ от 6 июля 2002 г. № 938.

Ликвидации подлежат горные предприятия, которые не в состоянии осуществлять предусмотренную уставом деятельность, и последующая их работа технико-экономическим обоснованием признана нецелесообразной. Следует заметить, что для шахт, не обеспеченных запасами угля на более чем трехлетнюю работу, технико-экономическое обоснование (ТЭО) нецелесообразности дальнейшей эксплуатации шахты не разрабатывается.

В период подготовки предприятия для ликвидации осуществляются следующие мероприятия:

Закрытие шахт вызывает или усиливает большое количество экологических и социальных проблем, включая проблемы, связанные со здоровьем, характерные для Донбасса. Целью работы является изучение этих проблем, поиск путей их решения, экономическое и экологическое обоснование дальнейшей возможность эксплуатировать шахты, подлежащие закрытию. Ниже представлены некоторые последствия закрытия угольных шахт.

В настоящее время. Министерство угольной промышленности Украины, находится в процессе закрытия и ликвидации имущества 121 шахтного предприятия. Министерство сообщает, что на территории данных шахтных комплексов находится 341 отвал. По крайней мере, 105 из них, горящие. Министерство заявляет, что по всем отвалам необходим различный объем работ по их тушению, изменению формы и озеленению. Защита окружающей среды от загрязненных стоков также потребует работ по покрытию некоторых отвалов малопроницаемыми изолирующими материалами для предотвращения загрязнения воды и воздуха. Основные экологические и социальные проблемы, связанные с угольными породными отвалами:

Последствия самопроизвольного возгорания породных отвалов могут быть значительными, а для густонаселенных территорий Донбасса такие последствия очень серьезны. Например, открытое горение и медленное сгорание могут привести к повышению концентрации таких токсических веществ как монооксид и оксид углерода (СО и СО2), оксид азота и оксид серы, а также смолистых выбросы (включая, поли ароматические углеводороды РАН) как результат неполного сгорания угля. Научно-исследовательский институт горного дела и пожарной безопасности сообщает, что угольные отвалы выделяют таких веществ около 500 кт/год в Украине, 120 кт/ год в Донецкой области.

Оседание грунта, эквивалентное 90% глубины извлеченного слоя, является распространенным следствием угледобычи Донбасса. Характерные негативные последствия в регионе включают в себя 2 компонента. Первый – физическое нарушение инфраструктуры (зданий, дорог, прочее). Второй – подтопление. Если позволить грунтовым водам подняться до первоначального уровня после закрытия шахты, тогда около 35% поверхности многих поселков и городов могут быть подтоплены.

Ежегодно из шахт Донбасса откачивается около 700 млн м3 шахтных вод, чтобы обеспечить добычу угля. Технические эксперты заявляют, что около 60-80% шахт имеют гидравлические связи, что означает, что закрытая шахта, расположенная неподалеку от действующей должна дренироваться. Из-за геохимических характеристик воды – в частности из-за высокой концентрации солей, связанной с соленосными угольными месторождениями региона, или загрязнения тяжелыми металлами – это представляет серьезный экологический аспект добычи угля. Не все шахтные воды имеют высокую концентрацию солей. Большое количество шахт откачивают воды пригодные как для орошения земель, так и для социальных потребительских нужд. В таком случае, прямой сброс таких вод в природную окружающую среду также рассматривается как потеря экономического ресурса.

Значительная концентрация метана характерна для многих угольных пластов, разрабатываемых в Донбассе. Управление этим легковоспламеняющимся и взрывоопасным газом является одним из основных вопросов безопасности при ведении добычи. После закрытия, возможность просачивания метана из угольных пластов на поверхность остается одной из значимых проблем. Миграция газа может осуществляться через пустоты, такие как стволы, а также через разломы и трещины, идущие от пластов и до поверхности.

В контексте закрытия шахт, вопрос утечки метана должен всегда находиться под контролем. В некоторых случаях, остаточный газ в закрытых шахтах может представлять собой потенциальный экономический ресурс.

Существует также множество социальных проблем, возникающих при закрытии шахты. Например, это трудоустройство рабочих, оставшихся не у дел. В программе реструктуризации отрасли предусматриваются средства на создание новых рабочих мест, но максимально эффективно они не используются. Главная часть тратится именно физическое уничтожение шахт. В результате закрытия шахт под сокращение попали почти 35 тысяч горняков. Закрылись и многочисленные смежные предприятия. Около двухсот тысяч работников и членов их семей остались без средств к существованию. Люди стали искать работу где угодно – за границей, в «копанках», расположенных буквально за своими огородами.

Еще хуже, если шахта, подлежащая закрытию, является градообразующим предприятием. После ее закрытия город начинает пустеть. В бюджете города, исчезает главная статья доходов, а вместе с этим и деньги. Перестают финансироваться объекты социальной сферы, закрываются и разрушаются школы, больницы, клубы, детсады. Разрушается инфраструктура и коммуникации города. Подтопление шахтными водами отравляет колодцы. Город превращается в экономически депрессивную территорию. В качестве примера можно привести Стаханов, где вследствие многочисленных закрытий и проблем, последовавших за этим из 154 тысяч жителей осталось менее 90 тысяч человек. Всего же в депрессивных регионах количество жителей уменьшилось на 25-35%, а детское население за пять последних лет сократилось на 57%.

Одной из экономических проблем является то, что не менее половины закрытых шахт могли бы работать с прибылью. Таким образом, в наших шахтах остаются в недрах невостребованными балансовые запасы угля в миллиарды тонн.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что перед тем как принять окончательное решение по закрытию шахты, следует оценить все возможные последствия, риски и расходы. Ведь, убыточная на первый взгляд шахта может стать источником хороших доходов, благодаря использованию породы, газа, шахтных вод. Заброшенные выработки являются целыми техногенными месторождениями чистого металла. Следует искать способы не как избавиться от проблемы (убыточной шахты), а как ее решить. Закрытие шахты не означает, что она не будет требовать средств на содержание, наоборот, она будет приносить убытки еще долгие года. А вместе с тем возникнет и масса новых проблем: экологических, экономических, социальных. Используя правильные подходы можно достичь огромных положительных результатов: сохранение рабочих мест; рационализация использования природных ресурсов, которые могли бы просто пропасть при закрытии шахты; положительный экономический эффект, благодаря тому, что шахта сможет снова самофинансироваться; избежание экологических последствий; стимулирование разработок новых технологий рационального использования ресурсов.