Проблемы заготовки лома – проблемы большой металлургии

 

Автор: В.М. Некрасов

Описание: Раскрыта основная проблема современной металлургии, разработаны рекомендации для ее решения.

Источник: Союз региональных объединений заготовителей и переработчиков лома, отходов черных и цветных металлов. Журнал «Металлург». 2011 . №4. C. 6

 

В феврале 2011 г. в Москве прошел 7-й ежегодный международный форум «Лом черных и цветных металлов». Организатором этого мероприятия для ломозаготовителей и ломопереработчиков постоянно выступает Аналитический центр «Русмет». В форуме приняли участие около 350 представителей из 30 стран мира. В их числе руководители и специалисты крупнейших организаций, имеющих отношение к ломозаготовительной подотрасли, из России, Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Испании, Турции, Индии, Швейцарии, Ирана, Бельгии, Нидерландов, ОАЭ, Кореи, Сингапура, Индонезии, Польши, Болгарии, Маврикия, Латвии, Эстонии, Литвы и т.д. Открывая работу форума, заместитель директора Департамента базовых отраслей промышленности Минпромторга России А. Пинчук объяснил подготовку проекта такого постановления необходимостью государственного регулирования процесса заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных металлов, наряду с лицензированием и утверждением Правительством РФ Правил обращения с ломом и отходами, введением определенных ограничений на экспорт лома и отходов. В первую очередь это связано с увеличением спроса на металлолом со стороны металлургов, вызванного изменением структуры сталеплавильного производства, а также ведущимся и намечаемым строительством новых мини-заводов, для которых также требуется металлолом. По данням Минпромторга, уже к 2013 г. ежегодное потребление

лома в стране вырастет на 4–4,5 млн т, а к 2015 г. – на 15 млн т. «Через три–четыре года мы вынуждены будем импортировать лом», – сообщил А. Пинчук и призвал ломозаготовителей уже сейчас ориентировать свои долгосрочные программы прежде всего на внутренний рынок потребления.

Работа сессии I форума была посвящена аналізу и обзору мировых рынков конечных продуктов, рынка металлолома, а также их взаимосвязи с другими сырьевыми рынками: железной руды и концентратов, коксующегося угля и нефти. Аналитики международных и российских аналитических компаний: CRU Analysis, Steel Business Briefing (Великобритания), Starglobe, Trimet (Швейцария), Металл-Курьер (Украина), Русмет, СибВторМет (Россия) –дали подробный анализ состояния мировых и региональных рынков металлолома и их влияния на российский рынок в 2010 г. и выступили с прогнозами цен на стальной лом, лом цветных металлов (алюминия, меди, никеля) на 2011 г. и последующие годы. Практически все аналитики отметили: в мире растет потребление металлопродукции, что вызывает рост спроса и цены на сталь, а в дальнейшем – и продолжение роста цен на металлолом. В принципе такая же ценовая тенденция ожидается и для вторичных цветных металлов, применяемых в производстве стали в качестве легирующих и раскислителей. Предполагается, что в 2011 г. вследствие прогнозируемого роста производства стали объем производства вторичных цветных металлов сможет возрасти на 10–15%. Вновь было отмечено, что в России существующие мощности по переработке вторичного алюминия в два раза превышают возможности сбора его лома, в то же время возникают новые мощности по переработке. Кризис 2008–2010 гг. Во многом разрушил налаживающийся порядок и консолидацию ломозаготовителей и переработчиков вторичных металлов. Для их восстановления вновь потребуется время.

Сессия II форума была посвящена исследованиям существующего российского рынка металлолома и тенденциям его развития в ближайшие годы. С обстоятельным докладом по прогнозу баланса лома в России до 2020 г. выступил главный аналитик Аналитического департамента Дирекции стратегического планирования К. Жиляев. По его прогнозу потребление готовой стальной продукции в России к 2020 г. возрастет на 65% по сравнению с пиковым докризисным уровнем 2007 г., при этом плавно будет нарастать и експорт соответствующей продукции – на 1–2% в год. Расти будет и сбор лома, но сценариев роста два: либо резко (на 18%) в ближайшие два года, а потом плавно (по 2,5% ежегодно) до 71% к 2020 г. (по сравнению с 2007 г.), либо все годы плавно (3% ежегодно) до 68%. По прогнозам Евраза, электросталеплавильные мощности к 2017 г. вырастут на 3,8 млн т. Еще 4,3 млн т может бать добавлено при реализации проектов со средней вероятностью. При этом объемы производства конвертерной стали к 2017 г. могут увеличиться на 5–10 млн т (с учетом проектов со средней вероятностью реализации), но при условии сокращения объемов производства мартеновской стали на 10–13 млн т. Потребление готового проката к 2020 г. возрастет на 65,3% – до 57,2 млн т, а потребности в ломе – до 31 млн т в год, даже если ломосбор – по оптимистичному сценарию – к 2020 г. снизится до 21,5 млн т (по

пессимистичному сценарию он сократится до 15 млн т уже к 2016 г.). Таким образом, на внутреннем рынке дефицит лома в 2 млн т возникнет уже в 2013 г., а к 2016 г. вырастет до 12 млн т. «Поэтому строители новых мини-заводов в России пускают деньги на ветер. Правительству стоит подумать об этой проблеме и, возможно, оказать влияние на сдерживание столь быстрого наращивания сталеплавильных мощностей в стране», – сказал в заключение    К. Жиляев.

Однако, по мнению генерального директора Калужского научно-производственного электрометаллургического завода С. Шаляева, развитие мини-металлургии не следует как-то искусственно сдерживать, так как на долю мини-заводов в целом по миру сейчас приходится порядка 30% производства стали, и дальнейшее развитие российской металлургии пойдет таким же путем. Строящееся предприятие топ-менеджер охарактеризовал как высокоэффективное и конкурентоспособное, чему будет способствовать развитая сеть заготовки лома Вторчермета НЛМК, занимающая на сегодня 10%-ную долю российского ломосбора и охватывающая 35 регионов страны. В планах холдинга открытие новых площадок сбора лома в Белгородской, Смоленской и Тверской областях. Регионы выбраны не случайно, а в привязке к прогнозируемому спросу. Так, по данным НЛМК, к 2015 г. годовые потребности в ломе составят: 1,7 млн т в Калужской обл., 2,5 млн т в Свердловской обл., 1,8 млн т в Липецкой области. О предпосылках модернизации ломозаготовительной подотрасли говорил генеральный директор Вторчермета НЛМК А. Коротаев. В своем докладе он охарактеризовал такие проблемы ломозаготовительной подотрасли, как снижение доли легкодоступного лома на рынке, доли тяжеловесного лома в металлошихте и т.п. По его мнению, необходимо как можно быстрее пересмотреть тарифы на железнодорожные перевозки, переведя лом из нынешнего 3-го класса грузов в

1-й класс; повысить таможенные пошлины при экспорте лома; обнулить ввозные пошлины на не имеющее российских аналогов импортное оборудование для ломопереработки; отменить НДФЛ для ломосдатчиков; повысить глубину ломосбора, а также разработать и внедрить экологическую программу очистки акватории от труднодоступных объектов последующей ломопереработки. Вместе с тем он отметил, что ввиду большой площади ломосбора и сложности транспортировки лома потребителям, рассредоточенным на больших расстояниях от мест его сбора, важную роль следует придавать мелким ломозаготовителям. На их долю приходится до 80% общего сбора лома с бoльшей его глубиной. В свою очередь крупные ломозаготовительные структуры обеспечивают надлежащее качество лома, перерабатывая лом, получаемый от мелких ломозаготовителей. С докладами по прогнозу баланса лома в России до 2020 г., прогнозам цен на вторичные металлы, по вопросам налогового администрирования металлургических предприятий выступили аналитики ОМК, Амурметалла, Керамета (Украина) и компании «Эксперт-Налоги-Аудит-Консалтинг». В докладах всех аналитиков также прогнозировалась ситуация с возможным дефицитом лома черных металлов на российском рынке в ближайшие годы. По данным аналитика украинского ИА «Металл-Курьер» Н. Сухоносенко, в минувшем году ломосбор

в России вырос на 33% по сравнению с 2009 г., при этом внутренние поставки лома увеличились на 30% (до 18,6 млн т), а объемы экспорта выросли на 46%

(до 4,65 млн т). Эксперт выделил возросшую долю транспортировки лома автотранспортом (порядка 1,8 млн т), расширение географии закупок уральськими предприятиями за счет выхода на ломозаготовителей Центрального и Южного регионов России. При этом ломосбор стимулировал рост доли выплавки электростали в стране на 3% – до 31% в общем объеме производства стали. В дальнейшем потребление лома будет возрастать, вследствие чего уже в 2011 г. потребности в ломе составят около 23 млн т, а в 2012 г. – 27 млн т. Это будет провоцировать переток лома из профицитных регионов в дефицитные. При этом цена на лом, согласно прогнозу ИА «Металл-Курьер», к маю текущего года  снизится до 10 тыс. руб. за тонну, но к концу года вернется на уровень 12 тыс. руб. О работе по наращиванию производства электростали и формированию цен на закупаемый металлолом сообщила участникам форума начальник отдела маркетинга компании «Сибирско-Амурский металл» Т. Андропова. Находящийся под внешним управлением завод «Амурметалл» после вынужденного простоя возобновил в 2010 г. производство в объеме 740 тыс. т, а в 2011–2012 гг. выйдет на уровень ежегодного производства 1,2 млн т. При этом ряд мер по модернизации завода уже довел потенциальные возможности его производства до 2 млн т в год, с учетом принятия мер по снижению экспорта лома за рубеж и сохранению его на внутреннем рынке. В то же время начальник экспертно-аналитического отдела компании Ирмита-Консалт Ю.Кириллов выступил за повышение экспортных пошлин на сырье для металлургии, а также за возвращение к отмененному в 2009 г. Высшим арбитражным судом РФ закону об ограничении числа погранпереходов до десяти. Связано это с возрастанием выплавки стали в Китае на 5–6% в год. Как следствие, возрастут цены на лом. По прогнозу аналитика, к 2015 г. цена на российский лом при его экспорте в Китай может возрасти в среднем до 488 долл/т, при том, что для Юго-Восточной Азии в силу недостаточности предложения закупочная цена будет оставаться на уровне 415 долл/т. Вполне логично предположить, что российский лом пойдет за рубеж возрастающими темпами. Анализируя ломосбор последних лет, влияние на него кризиса, а также рост потребления металлолома вследствие изменения структуры сталеплавильного производства на действующих предприятиях, ведущееся и планируемое строительство новых мини-заводов, все выступавшие аналитики склонялись к тому, что дефицит металлолома на российском рынке может наступить через 3–5 лет. В этой связи возникает вопрос повышения собираемости лома и сохранения на этом рынке независимых мелких и средних ломозаготовителей. Обзору мирового и отдельных региональных рынков лома и вопросам его транспортировки, исследованиям и анализу рынка цветного, легированного и нержавеющего лома, а также первым итогам государственной программы утилизации старых автомобилей были посвящены две последующие сессии.

Главный консультант британской компании CRU Analysis Джон Ковакс представил свою концепцию перспектив рынка лома. По его прогнозу, цены на готовую сталь хоть и будут на пике во II квартале текущего года, однако уже во II полугодии неминуемо начнут снижаться из-за избыточности сталеплавильных мощностей в мире. Как и прежде, диктовать цены на металлолом будет спрос, инициаторами роста которого являются Индия и Китай. Кроме того, затяжной сырьевой дефицит обеспечит плавный рост цен на готовую сталь вплоть до 2012 г. В Китае, по мнению эксперта, ежегодный прирост производства предполагается в пределах 6%. Но впоследствии, по мнению г-на Ковакса, рост цен может смениться их снижением. В соответствии с прогнозом аналитика Русмета В. Кислинского, средняя цена на лом в 2011–2013 гг. будет составлять 468 долл/т. Зарубежные участники форума подтвердили, что ситуация с ломосбором в России характерна и для большинства стран. Потребность в готовой стальной продукции возрастает с каждым годом и к 2020 г., по прогнозам гендиректора дубайской компании     Al Ghurair Iron & Steel Абу Букера Хусейна, достигнет 1,7 млрд т (в 2010 г. – 1,34 млрд т). Но этого может бать недостаточно, потому уже в 2013 г. может возникнуть дефицит в объеме 14,2 млн т готовой стали. Далее дефицит будет только расти, что доказывает необходимость ускоренного ввода новых сталеплавильних мощностей по всему миру. Мировые ломозаготовители, понимая возможность возникновения дефицита лома, продолжают изыскивать любые возможности увеличения ломосбора, в том числе за счет разборки старых и затонувши плавсредств. Как сообщил директор голландской ком-пании International Ship Recycling Association (ISRA) Ариен Аутендаал, в 2010 г. всего в мире для переработки на лом было предложено 1,1 тыс. различных кораблей общей массой примерно 18 млн т, из которых 90–97% подлежит рециклингу; из них 70% были предложены Индией, Пакистаном и Бангладеш.

Всего, согласно статистике, в мире уже имеется около 9 тыс. судов, возраст которых превышает 25 лет, причем 1,4 тыс. судов необходимо утилизировать в ближайшие несколько лет. Ежегодно порядка 6 млн т мирового ломосбора обеспечивается разборкой судов. Но, увеличивая объемы получения лома этим методом, необходимо помнить об экологических требованиях и модернизации оборудования для разборки затопленных и нетранспортабельных судов. «В настоящее время только 16% всех судов разделывается без ущерба для экологии», – сообщил А. Аутендал. Таким образом, практически все участники форума подтвердили, что проблемы, возникшие в ломозаготовительной подотрасли, требуют решения силами не только самих участников этого вида деятельности, но и металлургов – основных потребителей такого важного сырья. Государство также долино выработать позицию по этой проблеме, в первую очередь, не только с точки зрения ужесточения правил работы ломозаготовителей на рынке, а и возможной либерализации этих правил с целью повышения глубины сбора лома и нормализации отношений между ломозаготовителями и потребителями лома.