Назад в библиотеку

Искусство майоликовой керамики

Автор: Тони Хэнсен
Источник: http://digitalfire.com/4sight/education/the_majolica_earthenware_process_207.html

Если яркий цвет представляет для вас интерес, читайте дальше. Я попытаюсь убедить вас в том, что технология майолики – это один из лучших способов получения керамических изделий с живым насыщенным цветом. С другой стороны, я также хочу убедиться, что вам известны ограничения связанные с процессом изготовления майолики, и вы не расстроитесь, когда столкнетесь с проблемами, которые в обычной технологии керамики встречаются значительно реже.

Майолика – очень старое керамическое искусство, которое уже давно очаровало коллекционеров. Сам термин «майолика» имеет итальянское происхождение (от названия порта Майорка), однако, технология майолики была усовершенствована испанцами, французами, голландцами, и словаками. Майоликовая керамика характеризуется красным керамическим черепком землистого вида, который покрывается блестящей глазурью и украшается декоративной росписью.

Достижения в области керамических материалов, печей и технологий декорирования позволяют производить привлекательные и захватывающие майоликовые шедевры, причем, современные изделия с технической точки зрения являются более совершенными, нежели какие-либо классические изделия из прошлого (художественно, другое дело!).

Несмотря на колоссальные трудности, связанные с поиском методик и подходов к производству, преодолеваемые нашими предками на протяжении сотен лет, теперь мы можем получить майоликовые изделия в сроки за неделю. Однако, не следует торопиться с выводами. Как вы увидите, некоторые аспекты майоликовой технологии гораздо сложнее, если сравнивать с иной керамикой. Глазурь, производимая на керамическом рынке позволяет избавить пользователей от ряда таких сложностей, и мы будем следовать этому примеру, используя фритту, значительно упрощая тем самым процесс производства.

Прошу меня простить, я не отдаю предпочтение традиционным материалам. В этом смысле термин «майолика» я трактую свободно. К примеру, нет необходимости использовать классическое олово в составе глазури лишь для того, чтоб выдержать формальности. В технологии целесообразны более высокие температурные режимы, чтоб придать изделиям большую механическую прочность, а также внедрение новых отделочных материалов. На самом деле нет необходимости использовать исключительно белую глазурь и надглазурный декор, если подглазурный рисунок, покрытый прозрачной глазурью, также может быть оправдан.

Если вы изучали или видели майоликовые изделия, вы, возможно, не отдали им предпочтение по ряду причин. Но действительно ли они достоверны? Вы могли бы сказать:

- Музеи, посвященные майоликовому искусству неоправданны и в своем роде безумны. Может и так. Однако теперь, когда у нас есть возможность варьировать составом глазури, расширять и координировать ее свойства, эта проблема может быть решена. Кроме этого, применение более высокотемпературного обжига обеспечивает лучшую связь между глазурью и керамическим черепком. Эти два фактора способны предотвратить появление на поверхности изделия трещин, связанных с высокой пористостью и водопоглощением майолики.

- Большинство музейных экспонатов майолики имеют на своей поверхности сколы и трещины, а кроме этого обладают недостаточной механической прочностью. Может и так. Однако исторические изделия обжигались при значительно более низких температурах. Сегодня даже самые недорогие любительские печи позволяют проводить обжиг при достаточно высоких температурах, обеспечивающих получение более прочной и функциональной посуды. Большинство людей зачастую удивляются, услышав тонкий высокий звук, при ударе по керамическому черепку майоликового изделия (это свидетельствует о его качестве).

- Высокотемпературный обжиг – лучше. Может быть. Тем не менее, я считаю, что многие люди, работающие с изделиями, содержащими в своем составе железо, получают на выходе характеристики предела прочности на растяжения около 4000 фунтов на квадратный дюйм. Кроме того, при работе на среднем огне можно производить изделия с характеристиками 5000 фунтов на квадратный дюйм. Для фарфора эта характеристика может составлять 10 000 фунтов на квадратный дюйм. Однако большая часть производителей использует глазури, не вполне соответствующие керамическому черепку по термическому коэффициенту расширения (ТКР), что может привести к появлению трещин. Выходит, что множество гончарных производителей выпускают изделия с характеристиками предела прочности 2000 – 5000 фунтов на квадратный дюйм, ведя обжиг при невысоких температурах. Но если правильно подобрать глазурь можно достичь и 5000 фунтов на квадратный дюйм.

- Низкотемпературный обжиг обуславливает выщелачивание глазурей. И да, и нет. И так, организуем высокотемпературный обжиг. Можно получить несбалансированные глазури, с выщелачиванием тяжелыми металлами при любых температурах. Тем не менее, легкоплавкие глазури, как правило, изготовлены из фриттованных материалов, которые при производстве фритты были смешаны и связаны в самой фритте. Бор – основной компонент, который необходимо связывать. Глазурование майоликового черепка производится, как правило, только прозрачными или белыми глухими глазурями на основе циркония, которые не представляют опасности в этом отношении. Однако многие производители занимаются производством изделий с большим количеством всевозможных металлических украшений поверхности, организовывая при этом повторный, обжиг. Может ли он считаться безопасный или же наоборот?

- Гораздо привычнее использование беложгущейся глины. Действительно, майолика производится, как правило, из красножгущихся глин, и использование белой глазури для покрытия красного черепка может показаться несколько странным. Тем не менее, красные глины являются легкоплавкими, в то время как белых глин, спекающихся при низких температурах, не существует. Красножгущиеся глины же спекаются при значительно более низких температурах. Кроме этого, эти глины, как правило, тонкодисперсные и высокопластичные. Работать с ними легко и просто.

Достоинства майоликовой керамики

- Дешевизна и экономичность процесса обжига. Естественно, что обжиг при невысоких температурах значительно проще и дешевле высокотемпературного. К примеру, в несовершенных любительских печах достигнуть необходимой температуры можно даже не перегружая их.

- В процессе такого обжига обеспечивается хороший разлив глазури, и, как следствие, звонкое звучание черепка при ударе по нему.

- Яркий декор позволяете абсолютно невзрачным серым изделиям приобрести совершенно новую жизнь. Даже дилетанты-любители могут производить удивительно привлекательные майоликовые изделия.

- Для получения яркого декора используются керамические краски на основе чистых пигментов, для получения же промежуточных оттенков они могут быть смешаны и скомбинированы между собой.

- Вы можете хвастаться. Если у вас есть навыки рисования кистью, то ваши «картины» будут блистать на поверхности изготовленных изделий. Прочное закрепление глухих глазурей на поверхности керамического черепка позволяет наносить самые утонченные надглазурные рисунки высокой точности без всякого рода дефектов в виде наплывов и прочего.

- В процессе производства майоликовых изделий редко выходит брак. Поскольку технологический цикл не предполагает специальных режимов обжига или же особенных смесей сырьевых материалов. Майоликовые массы вполне стабильны, легко воспроизводятся и допускают вариацию своего химического состава.

- Глина, используемая в производстве майолики, не чувствительна к обжигу. Она ведет себя в процессе температурной обработки вполне стабильно, что позволяет создавать изделия самой замысловатой формы и размеров. Круглые изделия остаются круглыми, ручки не обвисают, а ножки и дно не прилипают к печным полкам.

- Режимы обжига майоликовых изделий обеспечивают качественный разлив глазури, без дефектов виде газовых пузырьков, которые выделяются в процессе спекания черепка. Как следствие более совершенная поверхность изделий.

- Низкотемпературные режимы обжига позволяют получить более яркий декор, а это зачастую используется для подавления и маскировки различных эстетических дефектов изделий.

То, что нужно знать:

- Глазурь должна быть равномерно нанесена на поверхность керамического черепка, причем слой ее должен быть намного толще, чем в случае с фарфором или фаянсом. В областях, где слой глазури слишком тонок, красный цвет черепка просвечивается сквозь белый глазурный покров. Добиться ровного разлива очень важно. Для достижения этой цели применяется самые разнообразные методы глазурования: метод окунания, метод пульверизации или же глазурование в два этапа - нагревание до температуры разжижения глазури и шлифовка поверхности от дефектов в виде капель и тому подобного.

- Все края должны быть плавными и скругленными. Уголки и резкие края плохо покрываются глазурью, в результате часть черепка останется не глазурованной. Кроме этого, области, где глазурный покров слишком тонкий, просвечивают текстуру черепка и его цвет. Наряду с этим, если стенки самого изделия будут слишком тонкими, они не будут обладать необходимой впитывающей способностью, для построения хорошего контактного слоя и обеспечения качественного разлива глазури.

- Красножгущиеся глины зачастую содержат в качестве примесей значительное количество растворимых солей, которые во время сушки могут осаждаться на поверхности черепка, образуя неприглядные дефекты в виде белой пены при последующем глазуровании изделий. Убедитесь, что ваш поставщик добавляет достаточное количество карбоната бария в смеси для осаждения этих солей. Не беспокойтесь на счет того, что барий может привести к выщелачиванию. Нет, он находится под глазурью, превращается в нетоксичный сульфат в виде осадка и участвует в процессе стеклообразования во время обжига. Нет причин для волнения.

- Образование трещин и коробление намного более вероятно при невысоких температурах, поскольку при этом контактный слой между черепком и глазурью еще не образован, а несоответствие последних друг другу обуславливает недостаточную поглощательную способность, и, как результат, появление трещин. Хотя нет худа без добра, ведь это заставляет нас более тщательно подбирать составы глазурей в соответствии с составом керамического черепка. Таким образом, в случае несоответствия глазури, мы можем подобрать для нее черепок другого состава, или же подкорректировать рецепт самой глазури. Хорошим подходом является использование фриттованных глазурей, которые включают в себя две фритты: с высоким и низким коэффициентом термического расширения. Так, чтоб пресечь появление трещин или коробление глазури, достаточно лишь увеличить долю соответствующей фритты, которая будет регулировать ТКР глазури в нужном направлении. Кроме этого, можно добавить 5 – 15% диоксида кремния, если изделие «плывет» или же соды, полевого шпата, если оно растрескивается. Если это возможно, то при подборе и комбинации глазури и керамического черепка, лучше проводить соответствующие расчеты и исследования, чтобы убедиться в соответствие последних друг другу, даже если нет видимых дефектов и проблем в этом отношении.

- Полностью покройте изделия глазурью настолько, насколько это возможно. Лучший способ это сделать, полностью окунуть изделие в глазурь, и удалить ее в тех областях изделия, где необходимо, к примеру, на ножке. Глазурование подобным образом способствует уплотнению черепка и предотвращению поглощения им воды.

- Следите за температурой, при которой меняется цвет глины. Большинство красножгущихся глин меняют свой цвет, от красного до темно-коричневого, в очень узком диапазоне температур. Не мудрено, что выход из этого диапазона может привести к пережогу и резкому отличию цветовых оттенков глины в результате. Это не столь существенно при использовании глухой белой глазури, в отличие от случае с прозрачной глазурью. Следует также иметь в виду, что цвет черепка, покрытого прозрачной глазурью, становится несколько темнее изначального.

- При производстве майолики имеет место ряд ограничений, который определяет, может ли полученное изделие называться майоликой. Материалы, используемые в производстве майолики, гораздо более изменчивы и полиминиральны по своей природе, чем каолин, полевой шпат, кремнезем и т.д., используемые при изготовлении фарфора или фаянса. Также майоликовые изделия характеризуются высокой пористостью и низкой усадкой, зачастую это связано с незавершенностью процесса спекания, поэтому производители даже не стремятся поддерживать эти характеристики постоянными. Если одна партия имеет пористость 14%, а следующая – 10%, никто не расстраивается. Однако усадочные явления все же должны контролироваться и в случае необходимости в массу нужно вводить соответствующие добавки, регулирующие этот фактор.

- Белые вкрапления в цветных областях глазури являются общей проблемой. Ее можно свести к минимуму замедленными скоростями обжига.

- Применяйте хорошие штампики и ролики для декорирования ваших изделий.

- Если это возможно, не используйте фритту Gerstley Borate. Она не является надежной и ее производитель не может ручаться за ее качество.

Приступая к производству собственных майоликовых изделий…

- Получив красножгущуюся глину, попробуйте для начала обжечь ее. Обратите внимание, при какой температуре она меняет свой цвет на темно-коричневый, какая температура соответствует ее пережогу. Кроме этого убедитесь, что глина имеет малый размер частиц. Это важно для предотвращения брака и дефектов, которые свойственны изделиям, имеющих частицы более крупные, нежели генерируемые в них газы.

Получите две или три фритты с различными ТКР, от низкого до высокого. Выберите ту, которая является наиболее подходящей и оправданной в конкретном случае, чтобы просто добавив каолин, получить рабочую глазурь. Используйте общедоступные фритты, если это возможно. Я, к примеру, использую:

Ferro Frit 3124 – с ТКР = 7.7;

Ferro Frit 3195 – с ТКР = 7.1;

Ferro Frit 3134 – с ТКР = 9.3.

Мне нравится работать с ними, потому что они приемлемы как каждая в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Я могу смешивать их между собой для корректировки свойств глазури в нужном направлении. Или же могу использовать только одну, которая является полноценной глазурью и сама по себе (к примеру, Ferro 3195).

- Готовьте глазури, смешивая 85% фритты и 15% каолина (использование каолина обусловлено его хорошими гелеобразующими свойствами, что позволяет получить отличную глазурную суспензию). Суспензия должна быть достаточно вязкой, то есть абсолютно «замирать» спустя три секунды, после прекращения перемешивания. Для обеспечения такой вязкости необходимо взять примерно 50% воды и 50% порошка.

- Сделайте несколько экспериментальных образцов – глиняных плиточек (10см). Покройте обе стороны плиточек достаточно толстым слоем глазури, после чего направьте образцы на обжиг. Обратите внимание на блеск глазури и ее распределение по поверхности. Чтобы поднять температуру плавления глазури добавьте немного каолина, если же глазурь растрескивается, добавьте диоксида кремния.

- Проведите тест образцов на термостойкость. Окуните экспериментальные образцы на пять минут в ледяную воду, а затем в кипящую, также на пять минут. Повторите эти операции три-четыре раза, после чего проверьте, не появились ли на глазурованной поверхности трещины или сколы. Регулировка состава производится следующим образом: сколы глазури – добавьте 5 – 10% полевого шпата, соды, нефелинового сиенита или же фритты с высоким ТКР; глазурь растеклась – добавьте 5 – 10% диоксида кремния или фритты с низким ТКР.

Повторите вышеописанную процедуру, пока не подберете оптимальный состав. Таким образом, вы получите подходящую прозрачную глазурь.

Добавьте в глазурь 12% цирконового глушителя и тщательно ее перемешаете. Вновь испробуйте на экспериментальной плиточке. Если глазурь не приобретает белый цвет, постепенно увеличивайте количество глушителя до 15% и более. Однако будьте осторожны, поскольку циркон повышает вязкость расплава, что может привести к всевозможным дефектам глазурного покрова.

Когда достигнута желаемая степень глушения, необходимо повторить тест на термостойкость, как описывалось выше, поскольку циркон способствует значительному снижению ТКР. Если на поверхности глазурного покрова появятся дефекты в виде трещин или сколов, необходимо часть содержащейся в составе глазури фритты заменить фриттой с более высоким ТКР. Процесс повторяется, пока в результате опыта поверхность глазурованной плиточки не будет бездефектной. Таким образом, вы получите подходящую белую глазурь.

- Получив подходящую глазурь, самое время подумать о подборе керамических красок в соответствии с применяемыми температурными режимами (к примеру, берюзовый цвет может быть получен на основе карбоната меди, синий – кобальта, зеленый – хрома). При приготовлении керамических красок к красящим порошкам следует добавлять так называемые «плавни» (красящие пигменты зачастую не могут расплавиться и остаются на поверхности глазури в сыром виде, если к ним не добавить плавни). Для приготовления краски необходимо смешать примерно 50% красителя и 50% плавня. К полученной смеси добавить воды и интенсивно перемешивать пока консистенция суспензии не будет напоминать краску. Хорошая краска легко наносится на поверхность глазури. Сделайте несколько крестообразных штрихов, чтобы увидеть каким будет цвет при двухслойном нанесении краски. Тонкой кистью на экспериментальной плитке сделайте пометки для себя и отправляйте ее на обжиг.

- Исследуйте декорированную поверхность плитки, чтобы оценить, насколько хорошо расплавился тот или иной пигмент. Если это необходимо, увеличьте долю плавня в составе краски и повторите опыт снова. Если после обжига краски получаются слишком темными необходимо также уменьшить долю красителя в пользу плавня. Если какой-то цвет после обжига приобретает нехарактерную окраску, возможно, причина этому несовместимость плавня и красителя, что может препятствовать развитию того или иного цвета.

- Нанесите полученные краски на неглазурованную поверхность посуды, после чего покройте ее прозрачной глазурью (не толстым слоем). Обожгите, чтобы проверить развитие цветов должным образом. Если тот или иной цвет приобретает нехарактерную для себя окраску, вполне возможно, что химический состав фритты противоречит требованиям применения того или иного пигмента (к примеру, краски на основе хрома и олова должны применяться в сочетании с фриттой, содержащей, как минимум, 10% оксида кальция, но не содержащей оксида цинка. То есть, фритта Ferro 3134, используясь отдельно сама по себе, препятствует развитию розового.)

Ну вот, теперь у вас готовы и подглазурные краски.

- Наш следующий шаг - получение ангоба, который будет служить в качестве промежуточного слоя между глазурью и самим керамическим черепком. Для его получения можно использовать смесь белой глины и каолина. Однако это может привести к появлению на поверхности изделий трещин. Подобная проблема особенно характерна для обжига быстроспекающихся красных глин. При термической обработке смесей белых глин и каолинов к ним необходимо также добавлять кремнезем или кристоболит, это позволит создать ТКР аналогичный ТКРу красных глин. Простая смесь 24:24:24:24 - каолин, белая глина, фритта, кремнезем с добавлением 4% бентонита является неплохой отправной точкой для первых опытов при производстве посуды, обожженной при невысоких температурах. И хотя многие ангобы не содержат в себе фритты, следует отметить, что при низких температурах обжига, очень важным является развитие в материале стекловидной фазы, которая выступает в качестве цементирующего агента.

- Нанесите ангоб толстым слоем на поверхность плитки. Высушите ее. Если слой ангоба значительно усел, растрескался или раскрошился, а края его свернулись, необходимо удалить бентонит и провести эксперимент снова. Если и после этого дефекты не устранены, попробуйте увеличить долю каолина, за счет уменьшения доли глины, (для начала в пределах 10%), и наоборот, если обмазка отслаивается во время сушки.

- После завершения процесса сушки ангобированую глиняную плитку направляют на обжиг. Если ангоб значительно сокращается, а его поверхность покрывается сетью трещин, необходимо добавить 4% каолина, 1% бентонита, в ущерб 5% глины.

Таким образом, мы получили основной – базовый ангоб. Теперь осталось разработать несколько цветных ангобов.

- Две краски в количестве 15% смешайте с ангобом (например, синюю и пастельно-зеленую), в результате вы получите окрашенные образцы с белым и цветным разводами на поверхности. Сухой черепок изделия выборочно покройте прозрачной глазурью, оставив некоторые области неглазурованными, и обожгите его. Если полученные в результате цвета недостаточно яркие или слишком темные, подкорректируйте их состав и проделайте вышеописанное вновь.

Теперь все готово, все работает. Вы целиком и полностью контролирует ситуацию. Я предлагаю вам приклеить все успешные ангобированые и глазурованые образцы, полученные вашими руками, на деревянную пластину и повесить ее где-нибудь на виду, чтоб она в дальнейшем координировала и направляла вас.

Чтобы начать производство, я рекомендую вам купить 50 фунтов фритты и смешать ее с 5 – 10 литрами белой или прозрачной глазури. Чтобы получить ровный разлив, лучше погружать посуду в глазурь целиком. Если у вас нет соответствующих инструментов, щипцов, к примеру, не забудьте приобрести их.

Вооружившись необходимыми рабочими материалами, посвятите остаток своей жизни исследованию бесконечного числа всевозможных комбинаций красок и технологий декорирования. Наслаждайтесь.