Назад в библиотеку

Петр Климентьевич Энгельмеййер – выдающийся ученый и основатель философии техники в России

Авторы: А.А.  Тищенко, М.В.  Фоменко
Источник: Тезисы доклада на конференцию по Философии техники

Значительное внимание проблематике технических знаний в России начинает уделяться со времен Петра Великого. Техническому образованию здесь положили начало Инженерная (1700 г.) и Математико– навигаторская школы (1701 г.). Петр I принудил изучать инженерное дело не только в Морской академии, но и в полковых школах и даже в духовных семинариях. Так к концу XIX века научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее техническое образование становятся настоятельно необходимыми.

Важную роль в распространении технических знаний играет философия техники. Одним из важнейших ученных в этом направлении был Пётр Климентьевич Энгельмейер – первый философ техники в России, автор целого ряда трудов, являющихся классикой философии техники[1, c. 44 – 49].

П. К. Энгельмейер (23 марта [10 апреля] 1855 – приблиз. 1940 – 1942) – поистине выдающийся человек. Его жизнь была плодотворной и содержательной. Он окончил гимназию в Москве, посещал лицей в Ницце, а в 1881 г. получил диплом инженера– механика Императорского Московского технического училища (ИМТУ). Кроме этого, Энгельмейер владел несколькими языками: немецким, французским, английским, итальянским; имел богатый опыт работы на различных заводах, в том числе в Германии; был редактором и издателем журнала «Техник»; работал учителем механики в средней технической школе, в воскресной и вечерней школе для рабочих, был инженером на машиностроительном заводе в Москве, служащим страхового общества «Россия»; преподавал в высшем техническом училище (ныне – МГТУ им.Н.Баумана); читал лекции по истории и философии техники на экономическом факультете Бакинского политехнического института; руководил в Москве созданным им кружком по общим вопросам техники при Политехническом обществе Всесоюзной ассоциации инженеров и на этом его общественная деятельность отнюдь не ограничивается [2, c. 92].

Для творчества Энгельмейера характерно стремление рассматривать технику и философию в неразрывном единстве: с одной стороны, подвести под технику философский фундамент, с другой – обратить саму философию к изучению техники как основы современной цивилизации.

Начинал он свою деятельность редактором и издателем журнала «Техника» с 1884 по 1889 гг. Первым опытом осмысления технического прогресса и его социально-экономических последствий стала книга «Экономическое значение современной техники – точка зрения для оценки успехов техники» (1887).

Много работал П.К. Энгельмейер и над вопросами, связанными с изобретательством. В 1897 г. он публикует руководство для изобретателей «Изобретения и привилегии» с приложениями, в которые вошли: закон о привилегиях и дополнения к нему, а также указания для оформления документов. В этом руководстве рассматриваются не столько формальные стороны изобретательской деятельности, сколько морально– этические и социально– психологические аспекты этого процесса. В дальнейшем он дополнил эту работу изданием, в котором ввел целый ряд разделов, посвященных «привилегированию изобретений», то есть, говоря современным языком, охране интеллектуальной собственности [3].

Следующим шагом явилась книга «Теория творчества», (1910 г.) В этой работе Энгельмейер уже не ограничивается вопросами изобретательства. Он разрабатывает основы новой науки «эврилогии» – науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве. Основное место в книге занимает «теория трехакта», состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант – во втором, прилежание – в третьем [1, c. 51].

Своего апогея в развитии идей, относящихся к «философии техники», Энгельмейер достигает в фундаментальном труде в четырех томах с одноименным названием «Философия техники» (1912 – 1913 гг.). В «Философии техники» Энгельмейер проводит анализ взглядов, способствующих, по его мнению, построению философии техники, размышляет о связи техники и человеческой жизни и излагает собственное философское учение, которое он называет техницизмом.

В первой части работы «Философию техники», рассматривается само понятие «техника». Во второй и последующих частях работы, последовательно прослеживается возникновение «власти над силами природы», появление машин и энергетический принцип действия, раскрывается на конкретных примерах смысл «аккумуляции энергии», сравниваются различные типы «аккумуляторов».

Спустя 10 лет выходит еще одна работа в этом направлении – «Технический итог XIX– го века» (1898 г.) Здесь автор впервые выходит на действительно философский уровень. Размышляя об инженерной деятельности как своего рода искусстве, Энгельмейер приходит к выводу о том, что на долю инженера выпадает «деятельность творческая и направляющая, на долю техника – исполнение».

Особый интерес представляет «формула воли», которую Энгельмейер выводит на основе «побуждений». Считая, что любые побуждения связаны со стремлением к Истине, Красоте, Добру и Пользе, он определяет волевую сферу как смешение этих стремлений. Проводя аналогию с химией, когда, несмотря на бесконечное разнообразие органических тел, все они состоят из четырех элементов: углерода – С, водорода – H, кислорода – О, азота – N, соединенных в определенной пропорции, он вводит систему антонимов: Истина (И) – Ложь (коэф. M), Красота (К) – Уродство (коэф. N), Добро (Д) – Зло (коэф. Р), Польза (П) – Вред (коэф. Q). Обозначая Волю через «В», получаем общую формулу: В=И+К+Д+П, которая имеет два бесконечных предела. Божественная воля – все коэффициенты стремятся к «+» бесконечности, и дьявольская воля – к «–» бесконечности. Между этими пределами и осуществляется воля человека [3].

Последний и наиболее значимый выпуск «Философии техники» назван «Техницизм». Техницизм является учением о человеческой деятельности, а стало быть, и о человеческой жизни, поскольку она неразрывно связана с деятельностью. В качестве теории техницизма Энгельмейером предлагается «Трехактная теория творчества», в которой рассматривается триединая сущность творческого человека: чувства, разум и воля. А, собственно же, деятельность человека, подразделена автором на три акта: интуитивный, дискурсивный или рассудочный и рефлекторный [1, c. 51].

В заключение следует отметить, что П.К Энгельмейер – является выдающимся ученным и основателем философии техники в России. Еще в первой четверти 19 века его хорошо знали как в России, так и за рубежом. Поэтому не случайно в 1922 г. советская общественность чествовала П.К.Энгельмейера «как старейшего русского работника на поприще философии техники» [3]. Его работы так же «классичны» и актуальны для инженера, как «классичны» и актуальны работы Платона, Гегеля, Канта для философа.

Список использованной литературы

1 Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. Пособие /Науч. Ред. Ц.Г. Арзаканяна. – М.: ИНФЗА– М, 1998
2 Алексеева Л.О., Додонов Р.О., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебно– методическое пособие для магистрантов – Донецк: ДонНТУ, 2006.
3 П.К. Энгельмейер как основатель философии техники в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.masters.donntu.ru/2009/eltf/lysikova/library/filosofiya.htm