Назад в библиотеку

Центры итальянской майолики: Дерута

Автор: Н.  Соколова
Источник: http://style-epohi.ru/centry-italyanskoj-majoliki-deruta.html

Кувшин, ок. 1525

Рисунок 1 – Кувшин, ок. 1525

Дерута представляет собой небольшой населенный пункт, находящийся в Умбрии, почти в самом центре Италии. К 1520 году здесь складывается основной стиль керамического центра, поэтому мы можем проследить его характерные особенности.

Дерутские изделия, главным образом, отличает некий консерватизм. Их практически не затрагивали новые модные течения, царившие в итальянской майолике. Например, даже повсеместная популярность альбарелл, никак не отразилась на производстве в Деруте. Конечно, их выпускали, но в минимальном количестве. Начиная с 1520 года и вплоть до начала XVII века, мастера делали одинаковые формы и расписывали по традициям, сформировавшимся еще к началу 16 века. Скорее всего, такая обособленность от новых влияний объясняется большим спросом именно на те вещи, которые были характерны для Деруты.

Второй тип майолики – блюда. Их делали довольно большими, в среднем около 40 см в диаметре. У них всегда выделялся небольшой центр и очень широкие края. Различают несколько типичных мотивов, которые писались в зеркале блюда. Большее количество изделий занимают тарелки с изображением так называемых «прекрасных дам» – «belle donne». Этот прием был очень характерен для всех итальянских центров керамики и имел условное название «piatti da pompa». Существовала традиция – на обручение или свадьбу дарить молодой невесте блюдо с изображением женского профиля. Эти изображения не были портретными, они представляли собой условный тип красавиц. Хотя возможно, что поначалу женихи дарили подарки именно с изображением невесты. Также нередко в центре можно встретить и изображения гербов, героев, святых, реже – просто орнаментально-растительную композицию. Среди наиболее любимых святых был Францизск Азисский, так как он являлся покровителем этого региона. Блюда с его изображением были популярны у паломников, которые покупали их в качестве сувенира. Часто профили дам или героев сопровождались широкой лентой, на которой были написаны изречения или пословицы на итальянском, реже латинском языках. Иногда писали и имя красавицы, для которой предназначалась тарелка.

Отличительной особенностью росписи біло то, что мастера обводили синей краской контуры рисунка. Что касается цветовой палитры, то фоном обычно служил белый не закрашенный фон либо охристая золотистая краска, которая давала дополнительные эффекты при дальнейшем использовании люстра. Основные краски, использовавшиеся мастерами, были синий (от светло-голубого до темно-синего), желтый и иногда зеленый. Красный и коричневый цвета почти никогда не применялись. Обратная сторона тарелок всегда покрывалась прозрачной свинцовой глазурью, как бы отдавая дань прошлому, поэтому там никогда не писался декор.

Эти традиции сохранялись вплоть до 60-х годов XVI века. Позже центр стал приходить в упадок, но подобные изделия по-прежнему изготовлялись в Деруте. Только в конце 16 века, когда упал спрос на майолику, мастера переквалифицировались и выпускали простую белую поливную посуду.

Блюдо, 1530-50

Рисунок 2 – Блюдо, 1530-50

Блюдо, 1535-1545

Рисунок 3 – Блюдо, 1535-1545

Блюдо, ок. 1520

Рисунок 4 – Блюдо, ок. 1520

Ваза, 1515-20

Рисунок 5 – Ваза, 1515-20

Блюдо, 1520-1550

Рисунок 6 – Ваза, 1530-40

Ваза, 1530-40

Рисунок 7 – Ваза, 1530-40

Чаша, ок. 1510

Рисунок 8 – Чаша, ок. 1510

Список использованной литературы

1. Анри Моран, История ДПИ, 1982
2. Кубе А.Н. Итальянская майолика XV-XVIII веков. Собрание ГЭ, 1976
3. vam.ac.uk – коллекция Музея Виктории и Альберта