Назад в библиотеку

Майолика Гжели

Автор: C.  Некулин
Источник: http://www.artlib.ru/index.php?id=23&sid=1&iid=1415&idp=975

Черепок изделий пористый, грубый, цветной, чаще розово-желтый. Покрывается белой эмалью стекловидным, относительно толстым слоем. Роспись производится по еще не просохшей эмали.

( Салтыков А. Б. Русская народная керамика. М., 1960, с. 8).

Гжель – старинный гончарный район Подмосковья. Край этот необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды.

В истории Гжели, как центра народного гончарства, было три этапа развития. Первый связан с производством майолики в 1770 – 1790-е годы, когда гжельские мастера освоили технику изготовления ценинной посуды (от немецкого слова Zinn – олово). Изделия теперь покрывались не прозрачной, а глухой белой оловянной глазурью–эмалью, поверх которой наносился многоцветный декор эмалевыми же красками. Такая техника требовала высокого мастерства рисунка и живописи.

Гжельцы создали самобытный стиль майоликовых изделий. Если, например, знаменитые итальянские майолики эпохи Ренессанса заимствовали сюжеты росписи в живописи и графике своего времени и служили декоративным целям, то гжельские имели, как правило, утилитарные формы. Декор, в котором соединились пластические и живописные приемы, сюжетная и орнаментальная роспись, исполнявшаяся, всего в пять красок изысканных оттенков, имел свойственную народному искусству плоскостную, с яркими цветовыми пятнами, манеру исполнения.

Гжельцы изготавливали из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появились в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие в последствии название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде различных животных, оригинальные чернильницы. Кумганы и квасники являются не только специфически гжельскими изделиями, но и наиболее интересными по своеобразию форм и мастерству исполнения. Их форма рождена фантазией гжельских мастеров, которые обыграли в десятках вариантов известную форму русской глиняной фляги, придав ей большую объемность и дополнительные элементы в виде носика, ручки, горла и изменив конфигурацию ножек.

Гжельские гончары не ограничивались лишь поисками новой формы, но и дополняли ее в иных случаях скульптурными фигурками, которые мастерски размещали на плечах сосудов. Именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры состоят особенность и прелесть гжельской майолики.

Росписи гжельских майолик–это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль темно-вишневой краской наносили контур, он расцвечивался внутри зеленой, коричневой, желтой и синей красками, в состав которых добавлялась глазурь. Гжельцы часто подписывали свои изделия, указывали время изготовления, имена и дарственные посвящения заказчиков. В большинстве случаев мастера воспроизводили в росписях окружающий их мир, не прибегая к стилизации. Чаще других изображений на гжельских квасниках встречаются архитектурный пейзаж и природные мотивы: растения, животные, птицы.

Не меньшую славу, чем художественная посуда, принесла Гжели малая скульптура – многочисленные майоликовые фигурки, которые поражают наивностью, мастерством и высоким реализмом.

На рубеже 18 – 19 веков майолику стал вытеснять модный сине-белый английский фаянс. Развитие фаянса и фарфора стало вторым этапом развития гжельского промысла. В это время в Гжели налаживается выпуск полуфаянса, тонкого фаянса и фарфора, а майолика была забыта.

В послевоенные годы по инициативе ученого-искусствоведа Александра Салтыкова, начинаются вестись эксперименты по восстановлению расписной майолики. В 1946 – 1948 годах была разработана рецептура белой эмали, и созданы несколько экспериментальных образцов.

В 1956 году в деревне Трошково открывается производство гончарной посуды с ангобной росписью. С приходом в цех художников–профессионалов в 1960 – 70-е годы стали осваиваться другие виды изделий и приемы росписи. Значительных успехов в творческом освоении традиционного искусства достиг художник В. А. Петров. Формы его майоликовых изделий–крупные, вместительные, по-гончарному крепкие.

В 80-х годах в деревне Фенино сложился второй творческий центр по возрождению гжельской майолики, где способные и любящие свое дело художники: Н. Туркин, И. Григоренко, Ю. Петлина, О. Талагаева, М. Коваленко, Ю. Епифанов – на традициях майолики 18-го века создали новый современный майоликовый стиль.

После закрытия производства в Фенино, основным местом дальнейшего развития древнего искусства становится производство в д. Трошково. Здесь, пронеся любовь к гжельской майолике, через бурные 90-е работает признанная художница промысла Ю. И. Петлина и молодые художники: В. Чепрасова, Э. Зинонова, А. Нечаева, С. Никулин, О. Тюленев. Основную задачу художники видят не только в сохранении майолики как части русского народного искусства, но и в дальнейшем развитии, поиске новых пластических форм и колористических решений. Уделяют большое внимание оформлению жилой среды и интерьеров.