Назад в библиотеку

Учение Платона об обществе и государстве

Явир Е. Б., Нечепоренко Т. Б.
Донецкий национальный технический университет

Источник: Философия человека. Наука. Религия. Культура: материалы студенческой научно-философской конференции ДонНТУ. – Донецк: ДонНТУ, 27 мая 2010. – С. 82.



Мое выступление будет посвящено анализу философского учения о государстве Платона. С тех самых времен, когда в обществе возникла политическая сфера, а с нею и государство, выдающиеся умы человечества пытались объяснить сущность государства, его происхождение, а также то, каким должно быть совершенное государство, каким в нем должны быть правители, как должны складываться отношения между ними и подданными, и как достичь идеального государства. Эта проблема и сейчас является крайне актуальной, в том числе и для современной Украины. А история философии может послужить хорошим уроком для решения современных проблем государства.

Платон жил на рубеже V – VI вв. до н. э. в сложное в политическом смысле время, когда в Греции сменялись различные формы правления. Он имел возможность наблюдать достоинства и недостатки этих типов государств, сравнивать их и искать путь к идеальному государству. Этому вопросу Платон посвятил: трактат «Государство» и произведение «Законы».

«Идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона, все существующие государства принадлежат к этому, отрицательному типу.» [1,236]. По Платону отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия, олигархия, демократия и тирания, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение формы идеальной.

Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия. «В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот…»[1,237]. Однако со временем люди начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и образ жизни их становится роскошным. Так начинается переход от тимократии к олигархии — господству немногих над большинством. В нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. «В олигархическом государстве расточители — богачи; подобно трутням в пчелином улье.» [1,237]. В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества, чтобы каждый член общества «делал свое». «Дальнейшее развитие олигархии приводит к развитию ее в демократию. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии.» [1,238], что приводит к восстаниям. Если побеждают бедняки, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества. Это и есть античная демократия, которая имеет ряд отличий от современной. Платон как идеолог античной аристократии негативно относится к демократии. Голосует в таком государстве толпа и решение принимается большинством, которое малокомпетентно в политических вопросах, что приводит к постоянному хаосу. Со временем люди устают от хаоса и ищут «железную руку», которая навела бы порядок и наступает тирания - власть одного над всеми в обществе. По Платону, избыток свободы должен приводить к рабству, поэтому и тирания происходит именно из демократии, как жесточайшее рабство — из высочайшей свободы. В первое время тиран ведет себя мирно и обещает всякие блага. Однако, ему необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде, но, постоянная война возбуждает против тирана ненависть и граждане будут осуждать оборот, который приняли события, и тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей (эту форму государственного устройства можно было наблюдать в ХХ веке в СССР). Это самая худшая форма отклонения от идеального государственного строя по Платону. Однако не одно современное государство не защищено стать на путь тирании.

Платону видел идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.

Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов. Самое лучшее благо обладать четырьмя главными доблестями: мудрость, мужество, сдерживающая мера, справедливость. По Платону именно в силу справедливости каждый класс и каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления свое особое дело, так как «люди от природы предназначены к выполнению какой-либо одной трудовой операции» [2,269] и этим они должны заниматься всю свою жизнь. Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. В разделении труда Платон видит не только основу разделения общества на сословия, но и основной принцип строения государства. Платона почти не занимают вопрос устройства жизни, труда, быта, морального состояния производящего класса. Он предоставляет рабочим имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов. Проект Платона рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Однако, Платон не забыл о рабстве, оно просто вынесено у него за скобки. Утопия Платона, в конечном счете, отражает рабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов. В городе-государстве должны быть земледельцы, строители, ремесленники, скотоводы, наемные рабочие, торговцы, посредники, скупщики. Все эти должности, составляют низший класс граждан в иерархии платоновского идеального государства.

Над низшим классом у Платона стоят высшие классы - воинов (стражей) и правителей (философов). Правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством, во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.

«Стражи – первая социальная группа идеального государства, о которой Платон в «Государстве» рассказывает весьма подробно, обосновывая, почему и как их надо обучать и воспитывать.» [3,237]. Совокупность гимнастики, музыки и математике - обязательный круг образования для стражей. Наиболее способные могут обучиться диалектике, после овладения, которой они могут быть философами - правителями.

«Платон – предшественник социализма в той мере, в какой он видит главный источник социального зла и несправедливости в частной собственности.» [2,274]. Поэтому он лишает воинов собственности, а все, что им надо, они получают от работников производительного труда. Для стражей возможно лишь соединение мужчин с женщиной для рождения детей, семья для них, в сущности, невозможна. Как только рождается младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами и матерями для всех детей. Отсутствие личной собственности делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений.

В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и члены высших классов не знают истинной свободы. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена.

Платон дал на словах образец совершенного государства, понимая, что он не в состоянии доказать возможности устроения такого государства. Однако, он верит, что произойдет перемена, а именно: «пока в государствах не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино - государственная власть и философия », только тогда наступит идеальное государство по Платону. Эта идея Платона остается актуальной и сейчас – правители должны быть мудрыми, уметь принимать мудрые решения, обладать чувством меры, стремиться к справедливым решениям и управлять честно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Асмус В. Ф. Античная философия: Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. - М.: Высш. Школа, 1976, 543 с.
  2. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний ун-тов. - М.: Высш. Школа, 1981, - 374 с.
  3. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. Очерки и портреты. – М.: Полииздат, 1991, – 464 с.