Назад в библиотеку

Повышение конатктной прочности зубьев эвольвентной передачи за счет уменьшения угла зацепления

Автор: А. В. Устименко, к. т. н., доц., с. н. с. каф. ТММ и САПР НТУ «ХПИ», г. Харьков
В. А. Павлов, инж. ХНАДУ «ХАДИ», г. Харьков

Источник: Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского

Розглянуто вплив кута зачеплення в евольвентній зубчастій передачі на її коефіцієнт торцевого перекриття та контактні напруги на зубцях. Запропоновано два підходи для визначення контактних напруг з урахуванням розподілу навантаження між двома парами зубців.

Influence of pressure angle in evolving gear on her profile contact ratio and teeth contact stress is considered. Two approaches for determination of contact stress tacing into account the partition of load between two pair of teeth are offered.

Постановка задачи.

С целью повышения контактной прочности прямозубфх передач проектанты зачастую увеличивают угол зацепления αw c 20° до 28° и даже больше, предпологая при этом, что увеличичвается приведенный радиус кривизны в зацеплении. Но при этом они не обращают внимания на другие характиеристики зубчатой передачи, которые могут оказать большое влияние на контактные напряжения, например, коэффициент торцевого перекрытия εα [1-2].

Цель работы.

Показать влияние изменения угла зацепления на коэффициент перекрытия и контактные напряжения в зубчатой передаче.

Обеспечение двухпарного зацепления.

Увеличение угла зацепления эвольвентной передачи αw не только приводит к уменьшению коэффициента перекрытия, но и повынает величину нормальной нагрузки на зуб Fn. При этом также возростает радиальная составляющая нагрузки Fr, что приводит к перегруженности валов и подшипников. Все вышесказанное ясно видно из общеизвестных зависимостей: Fn=Ft/сosαw; Fr=Fttgαw.

Уменьшение угла зацепления, наоборот, приведет к падению нагрузки на зуб. При этом возрастет коэффициент перекрытия, и в результате мы можем получить, что в зацеплении всегда будет находиться не менее двух пар зубьев. А это приведет к снижению нагрузки на зуб, теоретически, в два раза. На практике, из-за погрешностей изготовления зубьев снижение нагрузки будет несколько меньше, а для передач с низкой степенью точности практически вообще отсутствует[3].

Однако для точных высоконгруженных передач, у которых погрешности шага меньше деформации зубьев под нагрузкой, реализация коэффициента торцового перекрытия εα≥2 является важной научно-практической задачей.

Воспользуемся зависимостью для опреедления εα в случае суммарного коэффициента смещения исходного контура х=0, выраженную через число зубьев шестерни z1 и передаточное число u [4].

Формула 1

Варьируя z1 и u, опеределяем методом последовательных приближенний значение угла зацепления αw, при котором теоретический коэффициент перекрытия равен 2.

Оценка влияния двухпарности зацепления на контактные напряжения.

Чтобы в первом приближении учесть число пар в зацеплении, в общеизвестную формулу Герца необходимо ввести целую часть значения коэффициента перекрытия εα. Тогда она примет вид:

Формула 2

где Епр. – приведенный модуль упругости; bw – рабочая ширина зубца; ρпр. – приведенный радиус кривизны в контакте двух поверхностей.

Эта формула может приводить к погрешностям при расчете напряжений в контакте выпуклой поверхности с вогнутой. В этом случае более корректна зависимость, приведенная в работе [5]:

Формула 3

а с учетом коэффициента пееркрытия

Формула 4

Что касается коэффициента λ, то он зависит от приведенного радиуса кривизны и может быть определен из графика, который построен для случая однопарного контакта (εα=1).

График зависимости λ

Рисунок 1 – График зависимости λ

Зависимость необходима для исследования эволютных передач с выпукло-вогнутым контактом, одна из разновидностей которых – дозаполюсная, и разработана с целью реализации преимуществ двупарного зацепления [6]. У такой передачи угол профиля исходного контура α переменная величина, а в полюсе передачи – минимально допустимая по граничной величине угла трения , не приводящей к заклиниванию. Профиль зуба инструментальной рейки определяется из решения дифференциального уравнения зацепления в виде полиномов:

Формула 5

а профили зубьев шестерни и колеса можно получить любым общеизвестным способом, например, методом профильных нормалей [7].

В работе [6] также можно найти необходимые зависимости для определения коэффициента перекрытия в эволютном зацеплении.

Для более точного решения поставленной задачи целесообразно провести моделировнаие контактного взаимодействия зубьев с учетом двупарного зацепления методом конечных элементов [8] на основе стандартных САЕ пакетов. в этом случае, построив параметрическую и конечно-элементарную модели зубчатого колеса с погрешностями по шагу между зубьями, мы можем получить достаточно корректную картину распределения деформаций и напряжений и оценить реальную степень снижения нагруженности передачи при двупарном зацеплении.

Выводы.

1. С уменьшением угла зацепления увеличивается коэффициент перекрытия эвольвентной зубчатой передачи [9], что приводит к снижению нормальной нагрузки на зуб и, соответственно, к уменьшению контактных напряжений в полюсной зоне.

2. Предложено, с целью оценки снижения нагруженности эвольвентных и эволютных передач при коэффициенте торцового перекрытия εα≥2, в зависимости для вычисления контактных напряжений подставлять целую часть значения εα.

3. Для более точного решения этой задачи предложено применить моделирование контактного взаимодействия зубьев методом конечных элементов.

Список литературы

  1. Литвин Ф. Л. Теория зубчатых зацеплений. – М.: Наука, 1968. – 584 с.
  2. Litvin F. I. Theory of Gearing // NASA Referens Publication 212, AVSCOM Techical Report 88. – C-038. – Washington, D.C., 1989. – 620p.
  3. Бунаков Ю. Н., Устименко А. В. Вероятностная оценка работы зубьев зубчатых колес подьемно-транспортных машин // Подьемно-транспортное оборудование: респ. межвед. научн.-техн. сб. – 1988. – Вып.19. – С.22-24.
  4. Кожевников С. Н. Теория механизмов и машин. – М.: Машиностроение, 1973. – 592с.
  5. Павлов А. И., Вербицкий В. И. Геометрическое моделирование зоны контакта при взаимодействии двух упругих цилиндров // Геометричне та комп'ютерне моделювання: Збірник наукових праць. – Вип.15. – Харків, 2006. – С.95-99.
  6. Павлов А. И. Современная теория зубчатых зацеплений. – Харьков: ХНАДУ, 2005. – 100с.
  7. Протасов Р. В., Устименко А. В. Аналитическое описание поверхностей зубьев эволютных передач // Вестник НТУ «ХПИ»: Сб. научн. трудов. Тем. вып. «Машиноведение и САПР». – Харьков, 2009. – №12. – С.125-129.
  8. Ted Belytssechko, Wing Kam Liu and Brian Moran/ Nonlinear Finite Elements for Continua and Structures. – «Wiley», 2000.
  9. Павлов А. І., Павлов В. А. Геометричне моделювання зубчастих зачеплень з підвищеними якісними характеристиками // Наукові нотатки. «Сучасні проблеми геометричного моделювання»: Міжвузівський зб. – Вип.22, част.1. – Луцьк, 2008. – С.248-253.