Главное меню
Библиотека

Причины поражений Красной армии в первые месяцы Великой Отечественной войны

Автор: Трутень И.Н., Никитенко К.В.

Источник: Соціально-економічний і політичний розвиток України: історичний досвід і сучасність / Матеріали регіональної міжвузівської наукової конференції викладачів та студентів. – Донецьк, ДонНТУ – 2009, с. 117 – 118.


Вторая мировая война была самой кровопролитной и самой жестокой из известных нам вооруженных конфликтов. Ее истории посвящены тысячи и десятки тысяч работ, но изучение событий 1939 – 1945 гг. продолжается. Появление в последнее десятилетие новых документов, извлеченных из закрытых ранее архивов, привело к критическому осмыслению неоспоримых, казалось бы, выводов. Даже спустя 60 с лишним лет многое остается не до конца ясным. До сих пор в нашем обществе идут споры, какие причины привели к трагедии 1941 г. и какие уроки из нее можно извлечь?

Одной из главных причин являются массовые репрессии в вооруженных силах страны в 1937 – 1938 гг., которые лишили ее более 40 тысяч командиров, политработников, военных инженеров и специалистов. Был ряд дивизий, которыми командовали капитаны, потому что все, кто был выше, были поголовно арестованы. В конце 30-х годов были репрессированы: М.Н. Тухачевский (маршал Советского союза, участник Первой Мировой и Гражданской войны, создатель трудов, которые оказали значительное влияние на развитие советской военной науки), В.К. Блюхер (маршал Советского союза, участник Первой Мировой и Гражданской войны, руководитель Особой Дальневосточной армии до 1937 года), А.И. Егоров (маршал Советского союза, участник Первой Мировой и Гражданской войны), И.Э. Якир (командарм I ранга, участник Первой Мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны) и другие. Хотя некоторые военачальники не были репрессированы, многие из них не проявили особых способностей. Среди них – маршалы СССР Ворошилов и Буденный. Многие командные и штабные должности заняли недостаточно опытные и подготовленные люди. Оказавшись в тяжелейших условиях начального периода войны, они, естественно, допускали немало промахов. Наиболее крупные ошибки совершались в стратегическом звене руководства войсками. И многие из них – лично И.В. Сталиным, который, по оценке маршала Г.К. Жукова, и перед войной, и в начале ее имел весьма смутное представление о военном деле.

Антинародная политика правительства, которое знало о грядущей войне, но не предприняло никаких мер по своевременному оповещению населения. Низкий моральный дух значительной части красноармейцев, нежелание воевать за сталинское государство. На настроении части солдат сказывались последствия коллективизации н раскулачивания, массового голода, бесправного положения крестьян, прикрепления рабочих к предприятиям и сверхэксплуатации их труда, массовых репрессий и создание индустрии подневольного труда заключенных, снижение жизненного уровня основной части населения СССР в предвоенные годы.

Германские войска напали внезапно, нарушив договор о ненападении. Исходя из ошибочной оценки намерений фашистского руководства, Сталин запретил советскому военному командованию выполнить необходимые мобилизационные мероприятия, осуществить перегруппировку войск в приграничных округах и привести их в боевую готовность, отвергал всю информацию, поступающую от разведорганов. Л.П. Берия в своей докладной записке Сталину (21.06.41) настаивает на отзыве и наказании посла в Берлине, Деканозова, который уверял Советское руководство в том, что Гитлер планировал начать наступление на СССР 22.06.41. Берия критически относится и к сообщениям военного атташе в Германии, В.И. Тупикову, который утверждал, что группы вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев. Несмотря на получение обширной информации от организации антифашистского Сопротивления с элементами разведывательной деятельности Красная капелла (Харро Шульце-Бойзена (Старшина) и Арвида Харнака (Корсиканец)), советским руководством данная информация не была использована в должной мере, и считалась провокационной. При рациональном использовании информации, Германия потерпела бы поражение на начальной стадии войны, так как данная информация содержала: планы наступления на СССР, направление первых ударов (по узлам Мурманска, Вильно, Белостока, Кишинева, авиазаводам Москвы и ее окрестностей, по портам Балтики, Беломоро-Балтийскому каналу, железнодорожным линиям в направлении границ и мостам), объекты по которым будет вестись бомбардировка (электростанция Свирь-3, московские заводы, производив отдельные части к самолетам, а также авторемонтные мастерские), а 16 июня 1941 советское командование было поставлено в известность о неминуемом нападении Германии.

Война застала вооруженные силы в стадии их реорганизации и перевооружения более, совершенным оружием (реактивная система залпового огня Катюша, танк Т-34). Демонтаж сооружений на советско-польской границе в сентябре 1939 г. Наши приграничные войска своевременно не были доведены до штатов военного времени, не были приведены в полную боевую готовность и не развернуты по всем правилам оперативного искусства для ведения активной обороны. Это привело к большим техническим и человеческим потерям впервые же дни войны (к 10 июля потери советских войск составили 815700 личного состава, 21500 орудий и минометов, 4013 самолетов, 12249 танков, в тоже время Вермахт потерял аналогично 79058, 1061, 826, 350).

Противник хоть и уступал по количеству техники на начало войны, но превосходил наши войска в качественном отношении, стратегическая инициатива находилась у противника.

Следующей причиной такого положения СССР является отставание от Германии по профессиональной подготовке (армия была отмобилизована и имела двухлетний опыт ведения войны) и по вооружению (Германия перевела свою экономику на производство новейшей боевой техники и, кроме того, она использовала ресурсы почти всей Западной Европы, захватила вооружение более 200 дивизий разгромленных и капитулировавших армий: Франция – 4930 танков и бронетранспортеров, 3000 самолетов).

В советском руководстве господствовало убеждение, что война со стороны СССР будет наступательной, пройдет на чужой территории и закончится победой, достигнутой малой кровью. Наступательная военная доктрина РККА определила характер подготовки войск. В своем большинстве Красная армия была наступательного характера.