Бальные танцы
В своём индивидуальном разделе я хочу ознакомить вас таким видом искусства, как спортивные бальные танцы, с их историей и современным состоянием.
Почему именно бальные танцы? Дело в том, что я начал заниматься ими в раннем возрасте – в шесть лет, и продолжал регулярные тренировки и выступления вплоть до поступления в университет – а это больше 10 лет. Можно без преувеличения сказать, что я танцевал половину своей жизни.
Попал на своё первое занятие я, как это ни смешно, случайно. Меня спросили, хочу ли я заниматься, а я подумал, что речь о стандартных занятиях «танцами» в детском саду, куда все дети и так ходили, и я тоже прекращать не собирался. Каково же было моё удивление, когда меня впервые привели в незнакомые стены Дворца Культуры, как робко чувствовал себя, впервые познакомившись с новыми ребятами… И как близки они мне стали с той далёкой поры!
Занимался я в образцовом ансамбле бального танца «Шанс». Этот ансамбль (и я как его небольшая часть) неоднократно занимал призовые места на различных областных и государственных конкурсах. Но помимо сражения за приз всем коллективом, были у нас и другие соревнования – индивидуальные. В них участвовали отдельные пары танцоров, по итогам начислялись баллы, поднимался рейтинг… Целая история! И её я вам тоже расскажу, но начнём по порядку.
История бальных танцев
Что же такое бальный танец? Википедия подсказывает: Бальные танцы – группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина.[1]
Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы» (СБТ, «спортивные бальные танцы») и «танцевальный спорт».
Откуда всё началось? Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать».
Процесс дифференциации первобытного, фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный-храмовой, танец феодальной знати, народных потешников) шел одновременно с расслоением общества и его социальным расслоением на антагонистические классы. Этот процесс протекал схоже в странах Западной и Восточной Европы, Азии и Африке. Народные истоки бального танца обеспечили его жизнеспособность и высокое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократических жанров и форм бытового танца у различных народов. [2]
Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца. Затем бальный танец распространился во Франции. В 16-17 веках Франция становится законодательницей бального танца. Первоначально бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали низкие танцы (басседансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглеров и труверов на балы проникали народные танцы, соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и аристократии.[2]
Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX – XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Подавляющее большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.[1]
Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Можно выделить две основные программы: Европейскую и Латиноамериканскую.
Разновидности бальных танцев
Европейская Программа
В Европейской программе девушки должны быть одеты в соответствующие требованиям бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевание в смокинге или в жилете. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнера должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны.[3]
К танцам Европейской программы относят следующие:
Медленный вальс
В конце XVIII века в Новом Свете, а точнее, в Бостоне, появился Вальс-бостон. Вероятно, на это событие повлиял приезд И. Штрауса в качестве организатора концертов и балов. Вальс замедляется до 40 тактов в минуту и завоёвывает высокую популярность не только в Америке, но и в Англии. Вальс-бостон явился предшественником современного конкурсного варианта Медленного Вальса.
Темп исполнения Медленного Вальса - 30 тактов в минуту, а музыкальный размер – 3/4. Этот танец способен подарить мужчине и женщине мелодичную нежность, интимность, спокойствие и отрешенность.
Танго
В Большой советской энциклопедии сказано, что танго – это старинный испанский танец. Британская энциклопедия уверяет нас, что он обязан своим происхождением африканским неграм. Заглянув в испанскую энциклопедию, вы узнаете, что слово «танго» имеет два значения: во-первых, это «праздник негров в Африке», во-вторых – аргентинский танец, происхождение которого неясно, но несомненно, что танго весьма похоже на андалузские ( испанские) танцы.
Сегодня танго исполняют в темпе 30 - 32 тактов в минуту в Европейской программе спортивных бальных танцев.
Венский вальс
Много воды утекло с тех пор, и , быть может, поэтому сегодня невозможно примирить немецких исследователей, утверждающих, что вальс произошёл от австрийского народного танца лендлера, с французскими хореографами, доказывающими прямую связь вальса с живым и весёлым провансальским танцем вольта. Стоит заметить, что исконная вольта очень похожа на народный норвежский танец, популярный в этой стране и в наши дни. В первой четверти XIX века основные па и фигуры лендлера и вольты были " подогнаны" под определённый музыкальный ритм – и основной шаг Венского Вальса благополучно появился на свет.
Исполняется он в музыкальном размере 3/4, а темп исполнения на конкурсах бального танца составляет 60 тактов в минуту.
Фокстрот
Варианты современного Фокстрота исполнялись еще в викторианскую эпоху под названиями уан-степ или ту-степ. Говорят, что название танца происходит от фамилии известного танцовщика Гарри Фокса, исполнявшего этот танец на сцене одного из нью-йоркских театров в 1913 году. Также, фокстротом в военной среде назывался особый шаг лошади ,так что название пришлось кстати - оно отражало сущность этого танца, его порывистый характер . Именно этот танец впервые в XX веке стал исполняться без какой-либо выворотности – ступни танцоров были параллельны. Это произвело эффект настоящей революции в мире танца.
В начале века темп Фокстрота варьировался от 40 до 50 тактов в минуту, что требовало умения мгновенно менять стиль танца, чтобы не попасть впросак. В 1922 году фокстрот стал исполняться под более медленную музыку, а в 1927 году танец получил свое окончательное название – Медленный Фокстрот. Исполнение Фокстрота считается достаточно трудным – от танцоров требуется хорошее равновесие и постоянный контроль за каждым движением, чтобы добиться плавного скольжения над паркетом.
Квикстеп
В двадцатые годы оркестры играли Фокстрот в темпе около 50 тактов в минуту. Впоследствии для Медленного Фокстрота музыка была специально растянута. А прежний фокстрот был модернизирован – в него добавлялись элементы популярных в то время танцев шимми, блэк-боттом. Англичане модернизировали оригинальный чарльстон, снабдив его характерными фокстротными движениями и назвали его "Quicktime Foxtrot and Charleston" (что-то вроде «быстрого фокстротного чарльстона»).
В итоге всех этих экспериментов и родился современный Квикстеп, исполняемый в темпе около 200 ударов в минуту (50-52 такта), а его название было сокращено до "Quickstep" – «быстрый шаг».[3]
Латиноамериканская программа
Из латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров тоже достаточно облегающий, подчеркивающий мужественные линии тела.
К Латиноамериканской программе принадлежат такие танцы:
Ча Ча Ча
Изучение афро-бразильской культуры на Кубе убедило известного английского педагога Пьера Лавеля в том, что Румбу можно танцевать в повышенном темпе и с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам музыки. В 1952 году, вернувшись в Англию, он преподнес увиденное как совершенно новый, независимый, сенсационный танец. Наиболее вероятно, что название Ча-Ча-Ча произошло от кубинского танца «гуарача», ставшего популярным в Европе в начале века; возможно, также, что название является звукоподражанием маракасам ( шумовой инструмент, используемый в аккомпанементе).
Музыкальный размер в Ча-Ча-Ча , как и в Румбе – 4/4, а темп – 30-32 тактов в минуту.
Самба
Самба – танец африканского происхождения, но наибольшее развитие получил в Бразилии. Трудно предположить, глядя на знаменитые Бразильские карнавалы, что бразильцы исполняют, в общем – то, не совсем родной танец. В XVI веке португальцы ввезли в Бразилию не только огромное количество рабов из Конго и Анголы, но и их традиции и танцы. В числе популярных танцев были Catarete, Embolada и Batuque. В Batuque от партнёров требовался тесный контакт в области пупка, что вызвало гнев инквизиции, был даже издан специальный указ Мануэля I, запрещающий исполнение этого танца.Именно благодаря этому обстоятельству танец Самба стал очень популярным.
Музыкальный размер Самбы 2/4, исполняется она в темпе 50-52 тактов в минуту.
Румба
Считают, что Румба появилась на Кубе вместе с африканскими рабами. Название "Румба", возможно, появилось благодаря термину "rumboso orquestra", обозначившему в 1807 году музыкантов, исполняющих танцевальные мелодии. В Испании слово "rumbo" означает «пирушка», «раут», "rumba" можно перевести как «сваливать в кучу», есть и другие версии возникновения названия танца. Некоторые утверждают, что первоначально Румба представляла собой сексуальную пантомиму; другие говорят, что кубинская Румба появилась как подражание повадкам животных; третьи замечают, что характерная для этого танца неподвижность плеч должна напоминать нам положение раба, переносящего тяжелый груз.
Музыкальный размер танца Румба – 4/4, а темп исполнения - 20-25 тактов в минуту.
Пасодобль
Пасодобль – это единственный латиноамериканский танец, не связанный с африканской культурой, его родина – Испания. Название «Пасодобль» по-испански означает «двойной шаг» и, возможно, происходит от «Paso a Dos», что значит «танец для двоих». Пасодобль изображает корриду - бой тореадора с быком, где партнерша исполняет роль плаща, это её основная роль. В некоторых композициях пасодобля временами дама исполняет роль другого тореадора, ну и уж совсем редко – быка, как правило, побежденного в итоге. Музыка Пасодобля основана на марше, предшествующем началу корриды. В музыке Пасодобля присутствуют характерные акценты, которые необходимо «обыграть», а потому танцор должен обладать отличным чувством ритма и композиции. Поэтому этот танец исполняют только опытные танцоры.
Музыкальный размер Пасодобля – 2/4, а темп – 60 тактов в минуту.
Джайв
Этот танец родом с юго-востока США, где он очень популярен среди чернокожего населения уже более 100 лет. Напоминает он и ритуальные танцы индейцев Флориды. Историки предполагают, что его истоки лежат все-таки в Африке, а индейцы переняли джайв несколько позже. Слово "jive" скорее всего происходит от "jev", означающего на одном из языков Западной Африки «пренебрежительный разговор». Существует и английский вариант – "jibe" («насмешка»), короче, есть над чем подумать… Позднее джайв трансформировался и в другие формы, как буги-вуги, би-боп, рок, твист, диско и хасл. На современных турнирах по спортивным танцам Джайв всегда исполняют последним, что требует от танцоров высокой выносливости, особенно в финалах, где танцы исполняют подряд друг за другом.
Музыкальный размер Джайва – 4/4, а темп варьируется от 40 до 46 тактов в минуту.[3]
Классификация танцоров
Для каждого танцора, который занимается спортивными бальными танцами профессионально, заводится специальная книжка. По виду она похожа на зачетку, и даже используется примерно так же – в неё ставят баллы. Разница в том, что баллы эти накапливаются, и повышается класс танцора. Получить следующий класс – это почти как защитить диплом и получить звание на ступеньку выше – очень волнительный момент. Какие же бывают классы?
Для выхода на первое соревнование танцору присваивается один из самых низших классов (Н), который впоследствии можно сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки. В низших классах разрешено танцевать не все танцы и не все элементы.
E класс: спортивный класс, который тоже может быть стартовым. В этом классе исполняется 6 танцев: медленный вальс, венский вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча и джайв. Для перехода в следующий класс необходимо набирать 16 баллов на соревнованиях
D класс: в этом классе исполняются все танцы Е класса и добавляются 2 танца: танго и румба. Для перехода в следующий класс необходимо набрать очки на соревнованиях.
C класс: разрешено исполнение хореографии не из базового списка фигур. А также добавляются два танца: пасодобль и медленный фокстрот
B класс: спортсмены этого класса получают возможность исполнять позы, поддержки.
A класс: класс профессионалов.
S класс: От Зондер – «особый» - присваивается решением Президиума национальной федерации по результатам национального Чемпионата или Первенства.
M класс: международный, мастер класс – высший в танцевальном спорте. [1]
В завершение…
На этом я закончу краткий экскурс в мир бальных танцев. Хочу лишь добавить, что если Вы не занимались танцами в детстве, да и по конкурсам ездить не желаете, но хотите стать более уверенным в себе, раскрепощенным, или просто с удовольствием проводить время – запишитесь в кружок бальных танцев. Этот спорт по силам любому, он поможет сохранить крепкое здоровье на долгие годы и подарит великое множество бесценных моментов, о которых всегда приятно будет вспомнить.
Перечень ссылок :
1. Бальные Танцы. Статья ресурса Wikipedia2. История бальных танцев
3. Спортивно-танцевальный клуб «Фантом»
4. Бальные танцы - Европейская программа (St.)
5. Бальные танцы - Латиноамериканская программа (La)