ДонНТУ Портал магистров

По дороге с облаками

Введение

С самого детства родители и воспитатели прививали мне истины о том, что спорт — это здоровье, а движение — это жизнь. Из всех возможных видов физических нагрузок я для себя выбрала танцы и велосипедный спорт. Однако, всё хорошо в меру, а занятие любым видом спорта профессионально так или иначе наносит ущерб здоровью, поэтому для меня это лишь хобби — совмещение приятного с полезным. Свой индивидуальный раздел я решила посвятить именно велосипедам, как самому здоровому и экологичному виду транспорта, а также средству для совершения незабываемых путешествий, источнику прекрасного настроения и хорошей физической формы.

1. Мой первый велосипед

Всё началось солнечным апрельским днем, когда ничего не подозревающая семилетняя я, едва продрав глаза, вошла в гостиную и увидела ЕГО... Вот он, самый долгожданный и запомнившийся подарок — двухколесный велосипед BMX Action 2000 яркого фиолетового цвета. Сразу же я принялась усаживаться верхом и делать первые «шаги» вдоль комнаты. Однако, началось всё не так гладко и просто, как предполагалось. Оказался «конь» по размеру великоват, и никак не удавалось начать уверенно крутить педали. Но после нескольких дней в деревне, где мне одолжили совсем уж «пони», наконец, и на своем железном помчала с ветерком.

Радовал этот BMX меня лет до 12, а дальше быстрорастущий организм отказался на нем помещаться. Но, к моему огорчению, родители даже и не думали искать ему замену по причине того, «что негде и не с кем в городе кататься, а далеко мы тебя не отпустим». Так и прекратилось веселье, а точнее, на несколько лет прервалось, но об этом чуть позже.

2. Голландия - страна велосипедистов

Кроме легальных наркотиков и улицы Красных фонарей Нидерланды славятся также бесчисленным множеством тюльпанов, производством элитных сортов сыра, мельницами, невероятными архитектурными решениями, позволяющими строить города фактически на водах Северного моря, и многим другим. Как и в любой развитой европейской стране, здесь особенно заботятся о состоянии экологии и здоровье нации, в связи с чем, велосипед, как вид транспорта, максимально популяризован. Этот агрегат имеется в наличии, наверное, у каждого гражданина, а зачастую даже не в единственном экземпляре. Именно о Нидерландах я решила рассказать не случайно. Дело в том, что в этой стране живут мои близкие родственники, благодаря чему я и «заболела» велодвижением. Первый мой визит в эту страну состоялся в возрасте 5 лет, когда я уже считала себя вполне взрослой и самостоятельной личностью. Т.к. для меня покупать или одалживать велосипед никто не собирался, на прогулки я ездила в специальной корзинке у тети за спиной. И всё бы ничего, если бы нас то и дело не обгоняли такие же малыши (или даже младше) на собственных «конях». Мне было обидно и даже стыдно, что я, такая большая, прохлаждаюсь на багажничке. С тех пор и появилась та самая мечта, осуществившаяся спустя два года.

Не часто, но периодически мне удается посещать снова эту замечательную страну. За это время удалось уже достаточно близко познакомиться с голландской культурой, в т.ч. и велосипедной. Действительно, кроме как «культурой» это никак не назовешь. На чистых ровных дорогах ярко раскрашены или вымощены плиткой велосипедные дорожки. Возле каждого общественного заведения есть специальные парковки, кое-где это большие платные охраняемые павильоны. На дорогах стоят специальные знаки для велосипедистов, и даже отдельные светофоры. В Голландии велосипедист — полноценный участник дорожного движения, который имеет также свои права и обязанности. Если не хотите «заработать» штраф, то следует соблюдать некоторые нехитрые правила [1]:

  1. Ездить исключительно по велосипедным дорожкам, избегая тротуаров. Голубой знак, с изображением держащихся за руки взрослого и ребенка (рис. 1а), обозначает пешеходную дорожку или зону. Проезд для велосипедистов здесь строго запрещен.
  2. Знак Въезд воспрещен означает, что движение дорожному транспорту запрещено. Слово "uitgezondered" — по-голландски означает кроме. Так что, если под знаком Въезд воспрещен находится табличка со словом "uitgezondered" и изображениями велосипеда и скутера (рис. 1б), то Вам проезд в этом направлении разрешен.
  3. Перед поворотом необходимо показывать вытянутой рукой направление движения.
  4. С наступлением сумерек включать сигнальные фонари.
  5. Знаки запрещают ехать в нужном направлении? Стань пешеходом и перейди по ближайшему переходу.

Рисунок 1. – а) дорожный знак, запрещающий проезд велосипедисту; б) знак, воспрещающий проезд автомобилям, но разрешающий велосипедам и скутерам.

На самом деле, серьезными неприятностями нарушение ПДД на велосипеде вряд ли грозит, т.к. на дорогах Голландии существует одно такое негласное правило: «велосипедист всегда прав». Но, соблюдая этот довольно простой и очевидный порядок, удастся без лишних неудобств влиться в велодвижение, которое является неотъемлемой частью жизни голландцев. Здесь напрочь стираются возрастные рамки — ездят на двухколесном и стар, и млад, и стар, между прочим, очень даже бодренько ездит. На учебу, работу, за покупками, на прогулку — кругом используется этот простой, удобный, здоровый и экологичный вид транспорта. Ещё один примечательный момент — существуют на улицах Голландии такой себе круговорот «ничьих» велосипедов. Иногда на улицах можно встретить совсем старенькие потертые экземпляры, брошенные просто так, не закрепленные замком. Если кому-нибудь нужно совершить разовую поездку, можно воспользоваться таким, не спрашивая ни у кого разрешения, а в другом месте он наверняка пригодится кому-то ещё. Таким образом, для местных жителей велосипед давно стал чем-то обыденным, но для приезжих, в т.ч. и для меня, это ещё и средство для прекрасного времяпровождения. В провинциальных городах есть множество парков, где мы с удовольствием катаемся, любуемся видами и дышим чистым воздухом. Т.к. страна сама по себе относительно маленькая, то очень просто и интересно на колесах совершать путешествия в другие города, всё ближе и с разных сторон знакомиться с колоритом сказочных Нидерландов, сливаясь при этом с местным населением (да, меня очень часто принимают за голландку!).

3. Местные покатушки

Новый этап моей велоистории начался в 2011 году, когда появился единомышленник с лишним, запылившимся в гараже, Comanche Prairie. И помчали мы с ним и его товарищем изучать родную область, а потом и Харьковскую. На самом деле, чтобы увидеть что-то новое, необычное и интересное, не обязательно преодолевать сотни километров, пересекать границы, всё это можно найти у себя под носом. Однако, до некоторых мест пешком добираться слишком долго, а на машине проехать затруднительно, вот тут и приходит на помощь верный друг велосипед, на котором рассекаем мы поля с лесами, находим водопады, источники, ставки с рыбкой, поляны земляники и грибов. Излюбленные места для отдыха летом — Святогорье и Краснооскольское водохранилище. В этих краях есть, где разгуляться, накататься, накупаться, в общем, оздоровиться по полной программе.

Летом 2012 года, наконец, на сумму, накопленную на смартфон, мной был приобретен GT Aggressor 3.0. О «подмене» я не пожалела ни разу, ведь, «это почему я раньше злой был? потому, что у меня велосипеда не было». А теперь всё стало на свои места, с этой «ласточкой» мы сроднились с первых же минут, теперь падения и прочие недоразумения (которые, на Comanche со мной таки временами приключались) стали редким исключением. А этой весной совершенно неожиданно у нас сформировалась целая компания велосипедистов, с которыми мы периодически собираемся и открываем всё новые и новые маршруты в Донецкой области. Закончатся поблизости — никто не отменял электричек, в которых мы тоже удобно устраиваемся. Главное, что теперь рядом есть такие же ненасытные велосипедисты, которым всегда мало новых дорог, впечатлений и чисел на счетчике.

Этой весной мы открывали велосезон поездкой в Белокузьминовку, где находятся меловые скалы [2] — наверное, довольно живописное место в солнечную погоду. Однако, март месяц решил «пошутить» и устроить резкое похолодание, к которому никто не готовился… почти никто. Внезапно, одному парню стало жарко, и он начал снимать с себя свитер, под которым было ещё два, а также футболка и куртка. Свитерок этого капустки достался мне, что спасло от полного окоченения, т.к. впервые я ощущала, что стоять на месте куда теплее, чем ехать! Кроме того, с нами были девушки, которые совсем недавно научились кататься, и 40 км в таких условиях для них можно смело назвать героизмом. Даже костер и сосиски довольно слабо согревали, но по пути назад ситуация кардинально изменилась. Вернее, отношение к ней. То ли чувство, что скоро домой и всё заканчивается, то ли теплая атмосфера новой компании наконец разогрели мышцы, всё-таки все остались довольны поездкой и уже начали планировать новую встречу. Эту вылазку мы гордо именовали «отмороженной покатушкой», а за ней последовало множество других, уже более солнечных и радостных.

Ярким событием для нас стал Всеукраинский Велодень, который прошел 25 мая 2013 года [3]. До этого момента меня не слишком интересовали подобные мероприятия, но в последнее время в прессе всё чаще стала появляться информация о том, что в Донецке собираются всячески поддерживать и развивать велокультуру; делать велосипедные дорожки, парковки, парки. Конечно, пока это всё лишь на словах, но в сердце таки закралась надежда на изменения. Ведь, на самом деле, с этой весны как никогда много велосипедистов я увидела на улицах нашего города, а на Велодне мы только доказали свою многочисленность — да, действительно есть для кого производить реформы!

Заключение

Для тех, кто ещё не в седле. Бывает очень часто, когда детская мечта не осуществляется вовремя, а потом кажется, что уже не получится и, может быть, не так и нужно было… Кто-то боится учиться, кто-то думает, что это сложно, когда на самом деле мешают лишь внутренние барьеры, которые выдумываем себе сами, а будучи детьми мы просто ещё не оцениваем пределов своих возможностей. Стоит только высвободиться от лишних мыслей, представить себя за рулем и… просто поехать. А в качестве бонуса получить заряд положительных эмоций, отличное самочувствие, веселое, а может быть даже и познавательное времяпровождение. Моя мама научилась ездить на велосипеде в 35. Некоторые знакомые в возрасте 25+ только научились кататься, но уже вовсю пытаются наверстать упущенное и поскорее влиться в нашу компанию. Это спорт и хобби без социальных, половых и возрастных границ. Просто стоит однажды промчать с ветерком за облаками и закатным солнцем, и эти ощущения не дадут больше засиживаться дома, когда за окном хорошая погода, а все важные дела могут немного подождать…

Перечень ссылок

  1. Наглядное пособие по безопасному движению в Голландии.
  2. Геологический памятник природы возле с. Белокузьминовка.
  3. Всеукраинский Велодень 2013.