Назад в библиотеку



Анализ методики идентификации параметров двигателей постоянного тока в рамках системы стабилизации конструкции в виде перевернутого маятника

Автор: Градзявичус В. В., Суков С. Ф.
Источник: Автоматизація технологічних об’єктів та процесів. Пошук молодих. Збірник наукових праць ХІII науково-технічної конференції аспірантів та студентів в м. Донецьку 14-17 травня 2013 р. - Донецьк, ДонНТУ, 2013. – с. 206-210


Аннотация

Градзявичус В. В., Суков С. Ф. - Анализ методики идентификации параметров двигателей постоянного тока в рамках системы стабилизации конструкции в виде перевернутого маятника. Рассмотрена методика идентификации модели двигателя постоянного тока независимого возбуждения.



Рассмотрим методику идентификации параметров двигателя постоянного тока. В результате должна быть получена передаточная функция двигателя, которая в дальнейшем будет учтена в синтезе закона управления.

Двигатель постоянного тока (ДПТ) независимого возбуждения описывается следующей системой уравнений:






(1)

Где u(t) – напряжение на якорной обмотке двигателя; e(t) – э.д.с. якоря; i(t) – ток якоря; Ф – поток, который создается обмоткой возбуждения; Мэм(t) – электромагнитный момент двигателя; Мc(t) – момент сопротивления движения; w(t) – скорость вращения вала двигателя; R – активное сопротивление якорной цепи; L – индуктивное сопротивление якорной цепи; J – суммарный момент инерции якоря и нагрузки; Cw – электромагнитная постоянная двигателя; Cm – механическая постоянная двигателя.

Для создания модели двигателя необходимо получить передаточные функции, применив к дифференциальным уравнениям преобразования Лапласа. Передаточная функция, которая характеризует ток якоря и падения напряжения на якоре:



(2)

Передаточная функция, которая связывает динамический момент и скорость вращения вала двигателя:



(3)

Используя полученные передаточные функции можно получить переходные процессы двигателя по току и скорости. Однако, бывают случаи когда параметры двигателя неизвестны, имеется возможность лишь снять кривую разгона, например, по скорости.

Предположив, что кривая разгона была получена экспериментально, т.е. были обработаны показания встроенного в двигатель энкодера, проведем идентификацию динамических характеристик двигателя методом Симою[1]. Данный метод является одним из наиболее удобных при использовании ЭВМ для идентификации объекта управления в условиях проведения активного эксперимента. Предполагается, что объект может быть описан линейным дифференциальным уравнением с постоянными коэффициентами:



(4)

где - постоянные коэффициенты.

Задача состоит в том, чтобы определить неизвестные коэффициенты ai и bi используя специальную систему уравнений:





(5)

Параметры Fi , входящие в эту систему уравнений имеют аналитические выражения:







(6)

где - измененный масштаб по времени

Для вычисления коэффициентов Fi необходимо придерживаться определенной последовательности расчета:

1. Ось абсцисс разбивается на отрезки с интервалами времени , исходя из условия, что на протяжении всего графика, yвых(t) в пределах 2 мало отличается от прямой.

2. Значения вектора yвых(t) в конце каждого интервала делятся на . В результате получается вектор

3. Определяются коэффициенты F1, F2, F3 по формулам:







(7)

Для оценки погрешности рассчитывается среднеквадратическое отклонение:







(8)

где - i-тый расчетный элемент выборки; - i-тый измеренный элемент выборки;

Проанализировав кривую разгона по скорости, как правило замечают, что данная кривая напоминает типовую кривую разгона апериодического звена 2-го порядка с передаточной функцией:




(9)

Следуя вышеприведенному алгоритму рассчитываются коэффициенты Fi и по ним определяются коэффициенты ai. В результате получают передаточную функцию модели.



Выводы:

Метод площадей Симою является одним из самых простейших алгоритмов определения параметров передаточных функций моделей объектов по кривой разгона. Однако в силу своей простоты, данная методика довольно часто может давать неудовлетворительные результаты – идентифицированные параметры моделей объектов могут иметь большое отклонение в сравнении с реальными динамическими характеристиками. В связи с этим возникает необходимость в поисках и синтезе альтернативных методик идентификации параметров ДПТ.



Список использованной литературы

1. Симою М.П. Определение коэффициентов передаточных функций линеаризованных звеньев систем регулирования. Автоматика и телемеханика, 1957г., №6. С. 514-527
2. Льюнг Л. Идентификация систем. Теория для пользователя: М.: Наука, 1991г., 432 с.
3. Ерофеев А.А. Теория автоматического управления: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2001. – 302 с.: ил. С. 34
4. Эйкхофф П. Основы идентификации систем управления. Оценивание параметров и состояния.–М.: Мир, 1975г., 687 с.