Назад в библиотеку

Время в истории философии и науки.

Автор: Климов И. А., Ищенко Н. А.
Источник: Філософія людини: Наука. Релігія. Культура. Матеріали студентської науково-філософської конференції Донецького національного технічного університету 27 травня 2010 року. – Донецьк: ДонНТУ, 2010. – С.120-122

Аннотация

Климов И. А., Ищенко Н. А. Время в истории философии и науки. В статье описывается подход человечества к определению понятия времени в различные этапы своего становления, эволюции. Кратко изложены теории и формулировки ведущих философов и ученых разных исторических периодов.


Мы живем в переломное время, во время «переоценки всех ценностей» как предсказывал Ф. Ницше. В разное время, начиная с древних времен, ученые уделяли огромное внимание изучению проблемы времени. На протяжении нескольких тысячелетий их концепция постоянно менялась, причем кардинально. Это вызывало научные разногласия, споры. Двадцатый век основательно изменил эти представления. Однако теперь выясняется, что современное представление не совершенно, оно эволюционирует, появляются новые формулировки времени. Так что же это такое – время ?

Святой Августин говорил, что он «вроде бы знает, что означает время, пока его не спрашивают, когда же спросят, он тотчас попадает в затруднительное положение». В словаре Броктауза объясняется, что время есть «последовательность событий, которая выявляется из прошлого, настоящего и будущего, из возникновения и исчезновения вещей». Это, так сказать общепринятое, повседневное представление, которое, однако, сущность и причины времени не объясняет.

В классической античности время рассматривается в связи с жизнью космоса, а потому порой отождествляется движение небосвода. Платон анализирует понятие времени в контексте деления всего сущего на бытие и становление. Первое существует вечно, второе возникает и исчезает во времени.

Ньютон мыслит абсолютное время, т.е. длительность, как нечто неизменное и вечное, а потому считает, что длительность не существует вне Бога. Бог Ньютона сближается с мировой душой неоплатоников. Критикуя Ньютона, Лейбниц возвращается к номиналистическому пониманию времени как идеального, т.е. мысленного, образования. В отличие от Ньютона, Лейбниц не признает ни абсолютных времени и пространства, ни абсолютного движения, считая пространство и время чисто относительными: пространство – порядком сосуществования, а время – порядком последовательностей.

У Канта время есть априорная форма внутреннего чувства, т.е. принадлежит не индивидуальному, а трансцендентальному субъекту. Потому наряду с пространством становится априорным формальным условием всех явлений вообще, теряя при этом метафизическое значение атрибута субстанции, каким наделяли длительность рационалисты 17-го века.

Эйнштейн убежден, что именно постоянство скорости света являются основным инвариантом, на которое может опираться физическая наука. Но при этом он убежден, что есть возможность разрешить указанное противоречие, не отказываясь и от принципа относительности.

Чтобы придать точный смысл понятию одновременности двух и более событий, Эйнштейн подчеркивает, что «время» того или иного события есть не что иное, как показание часов, находящихся близ этого события: именно часы обеспечивают выполнение принципа наблюдаемости, на котором основана специальная теория относительности.

Приняв принцип «относительности одновременности», Эйнштейн тем самым снимает несовместимость между постоянством скорости распространения света в пустоте и принципом относительности.

Подобно Плотину и Августину, Бергсон рассматривает время как жизнь души. Не будучи количеством, длительность не является однородной, однородно лишь пространство, и потому вещи в пространстве образуют множественность, тогда как состояния души никакой раздельной множественности не образуют. В сущности, Бергсон дает психологический анализ времени; его учение о переживании времени и, особенно, о памяти оказало сильно влияние на философию 20-го века.

Список использованной литературы

1. Гайденко П. П. «Время. Длительность. Вечность» Проблема времени в европейской философии и науке / П. П. Гайденко. – М.: Прогресс-традиция, 2006. – 464 с.