Назад в библиотеку

Актуальные проблемы ассинхронного электропривода и методы их решения

Автор: В. Г. Макаров
Источник: Научно-технический журнал: «Вестник Казанского технологического университета».– Казанский государственный технологический университет – 2011, Выпуск 6, с. 79-92.

Аннотация

Рассмотрены вопросы дистанционного управления электротехническими комплексами преимущественно беспроводного типа. Приведена классификация подземных систем БДУ по виду канала передачи информации.

Введение

На современном этапе развития науки и техники системы электропривода прочно занимают лидирующее положение среди приводных устройств и обеспечивают бесперебойную и надежную работу технологических механизмов во многих отраслях промышленности и специальной техники.

В качестве приводного двигателя наибольшее распространение находит асинхронный двигатель (АД) с короткозамкнутым ротором. Современный асинхронный электропривод реализуется на базе силовой полупроводниковой техники с применением микропроцессорного управления. Его возможности позволяют организовать регулирование выходных координат электропривода в широком диапазоне, с высокой точностью и быстродействием.

Современные преобразователи частоты с микропроцессорным управлением позволяют реализовывать традиционные или создавать новые программные алгоритмы и синтезировать асинхронные электроприводы с широким набором эксплуатационных характеристик, что в свою очередь позволяет удовлетворить требования, накладываемые со стороны самых разных технологических объектов. Однако даже в составе частотно-регулируемого электропривода не всегда обеспечиваются режимы работы с максимальными энергетическими показателями.

Одной из актуальных задач является повышение точности математического описания АД с учетом насыщения магнитопровода и потерь в стали. При построении алгоритмов управления частотно-регулируемыми асинхронными электроприводами в большинстве случаев используется математическое описание обобщенной электрической машины, поэтому при построении математической модели АД с учетом насыщения магнитопровода и потерь в стали целесообразно использовать теорию обобщенной электрической машины.

Широко распространено управление АД с напряжением питания, пропорциональным его частоте. Такое управление является малоэкономичным, поскольку не учитывается требуемый электромагнитный момент. При малом моменте поддерживать магнитный поток на уровне номинального нерационально. Для построения высокоэффективных с точки зрения энергосбережения частотно-регулируемых асинхронных электроприводов необходимо использовать теорию оптимального управления токами АД по критерию минимума мощности потерь или максимума КПД.

Для эффективного управления асинхронным двигателем, работающим в составе частотно-регулируемого электропривода, необходимо знать текущие значения его параметров таких как активные сопротивления фаз обмоток статора и ротора, индуктивности фаз обмоток статора и ротора, взаимная индуктивность, суммарный момент инерции подвижных частей и статический момент. Перечисленные параметры в процессе функционирования электропривода могут изменяться в силу многих причин, например, таких, как нагрев и охлаждение обмоток, изменение состояния магнитной цепи и др. Таким образом, для реализации более точных алгоритмов управления, обеспечивающих эффективное энерго– и ресурсосбережение, необходима оценка (идентификация) перечисленных параметров в режиме нормального функционирования электропривода.

Анализ системных свойств асинхронного электропривода

Асинхронный электропривод обычно является составной частью электромеханической системы, выполняющей определенные технические или производственные задачи. Анализ системных свойств разомкнутого электропривода с силовым полупроводниковым преобразователем и трехфазным АД позволит реализовывать более эффективные алгоритмы частотного управления. К системным свойствам электропривода традиционно относят управляемость, наблюдаемость и чувствительность Полная управляемость – это свойство, состоящее в возможности перевода объекта управления из произвольного начального состояния в конечное состояние за заданное время.

Под наблюдаемостью понимается свойство объекта управления, заключающееся в возможности восстановления всех фазовых координат по известному закону изменения вектора наблюдения.

Чувствительностью является свойство объекта управления изменять процессы при изменении первичных параметров.

Анализ полной управляемости и наблюдаемости в производится с использованием матриц управляемости и наблюдаемости соответственно, а для анализа чувствительности используются функции чувствительности, представляющие собой частные производные от величин или процессов по параметрам или по функциям отклонений. При этом на основе векторно-матричного описания электропривода формируются матрицы управляемости и наблюдаемости, а также определяются функции чувствительности.

При анализе управляемости для фазовых координат электропривода вводится понятие «порядок управляемости», который при нулевых начальных условиях и напряжении управления, изменяющемся по закону единичной функции, совпадает с младшей степенью разложения законов изменения фазовых координат в ряд Маклорена. Анализ наблюдаемости трехфазного АД является актуальным в связи с тем, что величины короткозамкнутого ротора не подлежат непосредственному измерению. Информация о токах или потокосцеплениях ротора необходима при идентификации параметров трехфазного АД, а также при реализации алгоритмов векторного управления.

Проведен анализ чувствительности АД на основании схемы замещения фазы и ее математического описания. Записаны уравнения функций чувствительности, а также разработана схема устройства генерации функций чувствительности по шести параметрам схемы замещения фазы АД.

Целесообразно провести анализ системных свойств асинхронного электропривода, на основании которого могут быть решены следующие вопросы:

1) анализ управляемости разомкнутой системы «силовой полупроводниковый преобразователь-асинхронный двигатель», в результате которого можно установить порядок управляемости каждой из фазовых координат электропривода;

2) наблюдение токов короткозамкнутого ротора на основании информации о напряжениях и токах фаз статора АД, полученной путем непосредственного измерения этих величин;

3) анализ чувствительности разомкнутой системы «силовой полупроводниковый преобразователь-асинхронный двигатель», на основании которого можно записать выражения функций чувствительности и разработать структурную схему устройства генерации функций чувствительности.

Идентификация параметров и токов короткозамкнутого ротора асинхронного двигателя

Для эффективного управления асинхронным двигателем, работающим в составе частотно-регулируемого электропривода, необходимо знать текущие значения параметров схемы замещения фазы и нагрузки. Перечисленные параметры в процессе функционирования электропривода могут изменяться в силу многих причин, поэтому для реализации более точных алгоритмов управления, обеспечивающих эффективное энерго– и ресурсосбережение, необходима оценка (идентификация) перечисленных параметров.

В большинстве случаев параметры схемы замещения фазы АД определяют по результатам опытов холостого хода и короткого замыкания, что не всегда возможно (например, в режиме нормального функционирования электропривода) и малоэффективно (низкая точность оценки). В связи с этим актуальной является задача идентификации параметров АД. Далее приводится обзор работ, посвященных решению данной задачи.

Относительная погрешность предлагаемого метода при оценке активного сопротивления статора составила не более 5 %, а активного сопротивления ротора не более 36 %. В статье рассмотрена существующая аналоговая реализация идентификатора частоты вращения и составляющих потокосцепления ротора. Недостатками схемы являются сложность системы управления, невысокая надежность и сложностью наладки. Здесь же предложены подходы к синтезу цифровых (микропроцессорных) идентификаторов частоты вращения и составляющих потокосцепления ротора АД.

Актуальной является задача разработки алгоритмов идентификации параметров и токов ротора трехфазного АД. Для ее решения наиболее целесообразно использовать непрерывный градиентный метод поиска минимума функции.

1. При переходе от асинхронного двигателя к обобщенной электрической машине целесообразно выбирать матрицы преобразования токов и напряжений с сохранением основных электрических и магнитных величин. При этом целесообразно провести анализ конструктивных свойств обобщенной электрической машины на основе трехфазного асинхронного двигателя.

2. Актуальным является построение математической модели асинхронного двигателя с учетом насыщения магнитопровода и потерь в стали, что позволит повысить точность расчетов при моделировании, а также разрабатывать энергосберегающие алгоритмы управления частотно-регулируемого асинхронного электропривода.

3. Для решения проблемы энергосбережения требуется разработка алгоритма функционирования и функциональной схемы асинхронного электропривода с оптимальным управлением токами при учете насыщения магнитопровода и потерь в стали из условия максимума КПД и минимума мощности потерь.

4. Для построения эффективных электромеханических систем необходим анализ управляемости, наблюдаемости и чувствительности асинхронного электропривода.

5. Целесообразна разработка методики и устройств идентификации параметров асинхронного электропривода в режиме нормального функционирования. Наряду с этим актуальной является задача идентификации токов короткозамкнутого ротора (задача идентификации процессов), которая должна решаться параллельно с задачей идентификации параметров.

6. Для более полной реализации возможностей систем векторного управления необходима разработка алгоритмов частотно-токового векторного управления асинхронным двигателем с учетом насыщения магнитопровода.

Литература

  1. Адкинс, В. А. Общая теория электрических машин / В. А. Адкинс; пер. с англ. – М., Л.: Госэнергоиздат, 1960. – 272 с.
  2. Бессонов, Л. А. Теоретические основы электротехники: Электрические цепи / Л. А. Бессонов. – М.: Высшая школа, 1978. – 528 с. 90
  3. Бессонов, Л. А. Теоретические основы электротехники: Электромагнитное поле / Л. А. Бессонов. – М.: Высшая школа, 1978. – 231 с.
  4. Вольдек, А. И. Электрические машины / А. И. Вольдек. – М.: Энергия, 1974. – 340 с.
  5. Зиннер, Л. Я. Вентильные двигатели постоянного и переменного тока / Л. Я. Зиннер, А. И. Скороспешкин. – М.: Энергоатомиздат, 1981. – 136 с.
  6. Микеров, А. Г. Управляемые вентильные двигатели малой мощности / А. Г. Микеров. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 1997. – 64 с.
  7. Иванов–Смоленский, А. В. Электрические машины / А. В. Иванов–Смоленский. – М.: Энергия, 1980. 928 с.
  8. Ковач, К. П. Переходные процессы в электрических машинах переменного тока / К. П. Ковач, И. Рац; пер. с нем. – М.: АН СССР, 1962. – 624 с.