Полапа А.А. ТКС-08а

Виртуальная реальность как онтологическая проблема: ее специфика и смысл


Источник: Філософія людини: Наука. Релігія. Культура. Матеріали студентської науково-філософської конференції Донецького національного технічного університету 27 травня 2010 року. – Донецьк: ДонНТУ, 2010. – С.117-120


В последние годы, в связи с формированием мощного производственного базиса, бурным развитием науки, техники и информационных технологий и их внедрением практически во все сферы жизни человека, сформировались психологические и технические феномены, которые в научной литературе получили название «виртуальная» или «мнимая» реальность. Благодаря развитию и совершенствованию ЭВМ, языков программирования, технической составляющей был создан ряд специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи, что позволило достигнуть нового качества восприятия и переживаний, осознаваемых человеком как виртуальные реальности.

Виртуальная реальность (от лат. virtus — потенциальный, возможный и лат. realis — действительный, существующий; англ. virtual reality) — это создаваемый техническими средствами мир и передаваемый человеку через его привычные для восприятия материального мира ощущения: зрение, слух, обоняние и другие. В схоластике — понятие, имеющее категориальный статус и определяющее наличие определенной связи между реальностями, принадлежащими к различным уровням в собственной иерархии (см. 2). Кроме того, темин «виртуальная реальность» обозначает такую реальность, которая может существовать как в потенциальном, возможном состоянии, так и в актуально существующем, действующем состоянии.

Впервые категорию «виртуальная реальность» употребил средневековый христианский философ Фома Аквинский. Посредством этой категории он осмысливал сосуществование в иерархии реальностей души мыслящей, души животной и души растительной. Позже, Николай Кузанский в работе «О видении Бога» решал проблемы дуальности (виртуальности и актуальности) материи и энергии. В постклассической науке (представитель С.С.Хорунжий) — «виртуальная реальность» — понятие, посредством которого обозначается совокупность объектов следующего (по отношению к реальности низлежащей, порождающей их) уровня. Эти объекты онтологически равноправны с порождающей их «константной» реальностью и автономны. При этом их существование полностью обусловлено постоянно возобновляющимся процессом их воспроизведения порождающей реальностью — при завершении указанного процесса объекты виртуальной реальности исчезают. Виртуальная реальность здесь, как отметил С.С.Хорунжий, является недовозникающим событием. В современной философской литературе сформировался подход, основанный на признании полионтичности реальности (существовании многих онтологически равнозначных реальностей) и осуществляющий в таком контексте реконструкцию природы виртуальной реальности. Он получил наименование «виртуалистика» (см. 2).

Виртуалистика - относительно молодое междисциплинарное направление. Родоначальником этого направления является один из основателей Центра виртуалистики в Институте человека Российской академии наук Н.А. Носов. Основные принципы виртуалистического подхода изложены в Манифесте виртуалистики. В Манифесте виртуалистика рассмаривается как одна из новых мировоззренческих систем, которая возникла вследствие изменения мира в целом и понимания его человеком, возникновения нового типа философии («постклассического»), новых подходов в науке (синергетика, экология и др.), информационных технологий, породивших новые профессии и изменивших многие виды практической деятельности.

В виртуалистике, в отличие от традиционного мировоззрения, где принято считать, что существует одно (монизм), два (дуализм) или несколько (плюрализм) исходных, вечных, абсолютных, не сводимых друг к другу, «начал», которые порождают все остальные реалии (исходные «начала» - истинны, существуют реально, а все остальное – порожденное, неистинное и даже нереальное), считается, что порожденное обладает таким же статусом реальности и истинности, как и порождающее, что временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его «начало». Весь мир и любая его составляющая представляются такими, в которых события порождаются, действуют, сами порождают другие события, умирают или включаются в другие события и т.д. – и все это реально существует. Мир получается многослойным, сложным, непостоянным. Считается, что мир виртуален. Виртуалистика – это не отрицание традиционной философии и науки, это лишь их расширение (см. 1).

Виртуальная реальность, независимо от ее «природы» (физическая, психологическая, социальная, биологическая, техническая и проч.), имеет следующие свойства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.

«Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа»).

Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.» (1)

В виртуалистике категория виртуальности вводится через противопоставление, с одной стороны, субстанциальности, а с другой – потенциальности. Виртуальность и константность образуют категориальную оппозицию, т.е. виртуальность и константность являются философскими категориями, определяемыми относительно друг друга.

Отношения между виртуальной и константной реальностями относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно неё константной реальностью, при том константная реальность первого уровня может свернуться, став виртуальным объектом новой константной реальности.

Кроме того, не следует путать виртуальную реальность с дополненной. Их коренное различие в том, что виртуальная конструирует новый искусственный мир, а дополненная лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального.

На практике осуществляется реализация виртуальной реальности в областях проектирования и дизайна, добычи полезных ископаемых, военных технологий, строительства, маркетинга и рекламы, индустрии развлечений, создаются разнообразные тренажеры и симуляторы. В системах виртуальной реальности широко используются имитация тактильных ощущений, формирование изображений со стереоэффектом, многоканальные акустические системы, управление, осуществляемое путем определенного перемещения человека в пространстве. Так, были созданы специальный шлем с дисплеями для каждого глаза, с наушниками и датчиками, дающими информацию о положении головы, силовой жилет (создает усилия на мышцы туловища и рук человека, имитируя иллюзию взаимодействия с предметами в виртуальном пространстве), перчатки и сапоги (оснащены специальными датчиками, дающими информацию о движении рук, ног и даже отдельных пальцев). Надев такой «костюм», наблюдатель попадает в виртуальный мир. При этом можно поворачивать голову, оглядываться, ходить, дотрагиваться рукой или ногой до предметов, поднимать их, ощущать их тяжесть и температуру. То есть созданный компьютером виртуальный мир способен обманывать органы чувств наблюдателя. Другой способ полного погружения в виртуальный мир — с помощью специальной виртуальной комнаты, в которой пол, стены и потолок снабжены экранами, на которые проектируются изображения. Моделируются движение и звуки (например, автомобиля, самолета, поезда или космического корабля). Все это важно для создания специальных тренажеров для пилотов, космонавтов, водителей автомобилей. Созданы также агрегаты, действующие на вестибулярный аппарат человека. Примером могут служить вращающиеся кабины для тренировки космонавтов. Более того, данные могут передаваться и непосредственно нервным окончаниям, и даже напрямую в головной мозг посредством мозговых интерфейсов. Такой подход позволяет повысить эффективность «погружения» человека в виртуальное пространство. Однако подобная технология слишком дорога для повседневного применения и не достигает качества передачи данных, приемлемого для передачи виртуальной реальности.

В настоящее время можно различить четыре основных типа виртуальных реальностей: имитационные, условные, прожективные и пограничные.

Под имитационной виртуальной реальностью понимается обеспечиваемая программами и технологиями реализация виртуальной реальности, которая обеспечивает полноценную имитацию различных действий или форм поведения, которые внешне, психологически для человека ничем не отличающихся от соответствующих реальных действий или ситуаций.

Условной называется виртуальная реальность, которая по отношению к миру обычному выступает как схема или модель. При этом вовсе необязательно строгое моделирование реального мира и ощущений человека в нем.

Прожективные виртуальные реальности. К этому классу виртуальных реальностей относятся все реальности, созданные, спроектированные, исходя из некоторых идей. Это могут быть простые фантазии или напротив, идеи, основанные на определенных знаниях или теориях. Важно не то, чтобы виртуальная реальность напоминала собой чувственный мир и реальные переживания человека в нем, а чтобы соответствующие идеи были воплощены полноценно, чтобы человек оказался в мире, отвечающем этим идеям, каким бы странным он ни был.

Пограничные виртуальные реальности. Как правило, эти реальности представляют собой сочетание обычной реальности с виртуальной. Их создание позволяет «расширять сознание» специалиста, вооружая его «видением» и знаниями, которыми он актуально здесь и сейчас не может обладать (см. 3).

Несмотря на всевозможные преимущества, возможность развития личности человека и его мировоззрения, предоставляемые использованием виртуальной реальности на практике, существует также и негативная сторона. Многие наблюдатели и ученые отмечают, что, побывав в виртуальном «мире», многие люди быстро к нему привыкают и далее предпочитают его обычному «миру». Также исследователей пугает высокая степень иллюзорности, достигаемая в виртуальных реальностях, а также повальное увлечение новой техникой. Так, уже были выявлены психические (отсутствие контроля за временем использования компьютера; появление чувства радости и эйфории при контакте с компьютером; осложнение взаимоотношений с окружающими людьми; использование компьютера для снятия напряжения, депрессии) и соматические (сухость глаз, отсутствие аппетита) признаки зависимости от виртуального мира. Другая опасность, связанная с виртуальными реальностями, заключается в возможности использования их для манипулирования сознанием человека, так как погружение человека в мир виртуальной реальности, позволяет навязывать ему определенные способы существования, нужные манипулятору. Кроме того, можно задаться вопросом, не создают ли технологии виртуальной реальности новых затруднений в способах ментального и чувственного ориентирования в мире? В частности, не стирают ли они последнюю границу между миром реальным и виртуальным?


Список литературы:

  1. Носов Н.А. Манифест виртуалистики. - М.: Путь, 2001.- 17 с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 15.).

  2. http://ru.wikipedia.org/

  3. «Большая электронная энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ)-2006г.