ДонНТУ   Портал магистров

Стихи – это вам не просто так!

Я думаю, что в жизни каждого человека когда-то возникает момент, когда, находясь на краю жизненной безисходности, оказавшись среди событий, которые неумолимо происходят, он начинает мыслить. Это, как мне кажеться и есть муза. Однажды она явилась и ко мне. Долгие рассуждения о различных больших мелочах жизни привели меня к бумаге и ручке. Я начал писать свои мысли на бумаге. Иногда это происходит надуманно, но иногда строки сами по себе, взмывая над заоблачной мыслью, падают камнем вниз – на бумагу.

Но что делать если слова, записанные в стих имеют рифму, но не имеют звучноти, порядка? Присутствие этих явлений называется ритм. И именно о нем, столь важном аспекте стихосложения, над которым бились не только одаренные талантом писатели, но и великие умы мира, я хотел бы немного поведать.

РИТМ – звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

МЕТР(греч. metron – мера, размер) – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.

РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр, ямб может включать в себя размеры от 1–стопного до 12–стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом – числом ударений; в метрическом и силлабо–тоническом – метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:

Двустопный ямб

Четырёхстопный ямб

Играй,/ Адель,
  Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали...
             (А.С. Пушкин)

О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
                               (К. Н. Батюшков)

Двустопный хорей

 Четырёхстопный хорей

Аты–/баты,
Шли солдаты,
Аты–баты
На базар..
           (народн.)

Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
                               (А.С. Пушкин)

Двустопный амфибрахий

Трёхстопный амфибрахий

Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
                      (Ф.И. Тютчев)

Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
                             (А.К. Толстой)

Трёхстопный анапест

 Четырёхстопный дактиль

Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне
/от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
                                    (Н.А. Некрасов)

Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
                                         (И.С. Тургенев)

В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский.

Одностопный ямб

        Двустопный ямб

               Четырёхстопный ямб

Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.

Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.

    Весна идёт. Она поёт,
    Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

        Трёхстопный ямб

                  Пятистопный ямб

Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна...

Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
                                                                                             (В.Я. Брюсо
в)

ИКТ(лат. ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) безударный слог в стихе.

СТОПА – единица длины стиха, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « – » – ударный слог, а – безударный.


ЯМБ – двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

Cхема: « –».

Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

                Мой дядя самых честных правил,
                Когда не в шутку занемог,
                Он уважать себя заставил
                И лучше выдумать не мог.
                                                (А.С. Пушкин)

ХОРЕЙ (греч. choreios – плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios – бегущий) – двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Cхема: «– ».

       

Мчаться тучи, вьются тучи
        Невидимкою луна
        Освещает снег летучий;
        Мутно небо, ночь мутна.
                    
       (А.С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos – палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Схема: «–».

 

В рабстве спасённое
 Сердце народное–
 Золото, золото
 Сердце народное!
                    (Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys – с обеих сторон краткий) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Схема: «».

         

 На севере диком стоит одиноко
                На голой вершине сосна
           И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
                Одета, как ризой , она.
                                           (М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos – отраженный, т.е. обратный дактилю) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Схема: «–».

 

     Есть в напевах твоих сокровенных
      Роковая о гибели весть.
      Есть проклятье заветов священных,
      Поругание счастия есть.
                                        (А. Блок)

Кроме вышеперечисленных пяти видов стоп существует ещё несколько интересных, иногда странных, а порой и удивительных стоп и терминов. Это: ПЕОН, ПЕНТОН, ПИРРИХИЙ, ТРИБРАХИЙ, АНАКРУЗА, СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ, СПОНДЕЙ, УСЕЧЕНИЕ, АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ, ГЕКЗАМЕТР, ПЕНТАМЕТР и другие [1].


А вот и произведение из моей личной копилки. Надеюсь, что вам понравится.

Грезы памяти

Светило солнце в небе ярко,
И птицы пели ласковые песни,
А ветер дул так нежно и приятно,
Но словно что-то захотело мести.

И прозвучал на всю великую страну
Глас Левитана нерушимый, строгий.
О том, что под удар поставили судьбу –
Идет война к нам по неведомой дороге.

И смрадной тучей чёрною накрыло города,
Померкло все! В душе погибла радость.
Стон матери, что сын идет туда,
Где жизни нет, где тело поглощает слабость,

Сорвался с губ и прозвучало: «Боже!
За что дано терпеть нам этот страх?
Ведь крепок дух, бояться нам негоже,
И не дано в борьбе терпеть нам крах!»

И вот уже идет солдатский строй.
Наперевес с ружьем, чеканным шагом
Набойки счет ведут на мостовой,
Сколько осталось до посмертной славы?

Четыре жарких, громких смертных года
Пропахли порохом – орудием войны.
Кровь запеклась на звездах, кителе, погонах.
И только трус не посмотрел в глаза беды!

Штык-нож уродует грудную клетку,
А пуля-дурра – в лоб, в плечо и по ноге.
И снайпер зачищает местность метко,
И жизнь товарища висит на волоске.

А дома мать всё проливает слёзы.
И не дождавшись сына письмеца,
Читает стих про белые берёзы,
Что бы ни думать: «Не увижу в нём отца!»

За годом год летят над головой ракеты,
За годом год теряем мы друзей.
Вернёмся с фронта – нам подарят всем букеты,
Вручат медали, ордена, но не собрать камней!

Вот близится весенний месяц май.
И выстрелов уже почти не слышно.
Вернулся сын домой: «Мама, победу принимай!»,
А мамы нет, дождаться сына ей не вышло…

Стих посвящен всем погибшим и оставшимся в живых во Второй Мировой Войны! Мы помним ваши подвиги!

Некоторые из моих лучших стихов вы можете скачать тут: Сборник стихов. Автор В.И.Рак.

Список источников

  1. Русские рифмы [Электронный ресурс].; Режим доступа: http://rifma.com.ru/AZ-RAZ.htm.