Назад в библиотеку

Загрязнение воздуха в районе автомагистрали как фактор риска

Автор: В.В.Быстрых, В.М.Боев, Е.Л.Борщук, В.Н.Дунаев

Источник: Центр госсанэпиднадзора в г.Оренбурге, Оренбургская медицинская академия. Тезисы доклада 1–й научно–практической конференции “Экология большого города” – Пермь. –1996. – С.14–15.

Аннотация

В.В.Быстрых, В.М.Боев, Е.Л.Борщук, В.Н.Дунаев Загрязнение воздуха в районе автомагистрали как фактор риска Проведен анализ риска для населения от загрязнения воздуха органическими веществами на магистрали с высокой напряжённостью транспортного потока.

Большой вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городах вносит автотранспорт (К.А.Буштуева,1988; Ю.Г.Фельдман,1991). Доказано наличие в отходящих газах автотранспорта оксидов углерода, оксидов азота, углеводородов, альдегидов, сажи, бенз(а)пирена (Н.Ф.Тищенко,1991), железа, меди, цинка, брома, свинца (P.Valtink,1989), трихлорметана (Л.А.Тиунов,1990). Считается, что влияние транспортных выбросов проявляется на расстоянии 1–2 км от автотрассы и распространяется на высоту 300 и более метров (J.Graf, 1990). Доказано, что при величине транспортного потока 314 единиц/час запылённость превышает ПДК (Г.В.Новиков,1981). В настоящее время по данным статистической отчетности в г.Оренбурге удельный вес выбросов автотранспорта в структуре валового превышает 50%.

Нами проведен анализ риска для населения от загрязнения воздуха органическими веществами на магистрали с высокой напряжённостью транспортного потока (756–888 ед/час), где выявлены выраженные несоответствия технического оснащения и градостроительного окружения магистралей гигиеническим нормативам. Разрыв от жилых домов не более 3–4 метров. Движение транспорта одностороннее, двухполосное, ширина магистрали 6 метров. Уровни шума достигают 90–95 дБА. Исследования проводились по заказу городской администрации в МГУ методом хроматомасспектрометрии. Оценка риска проведена с использованием программы RISK*ASSISTANT.

Идентифицировано 75 поллютантов, из них ПДК или ОБУВ установлены для 35 веществ. Превышения нормативов зарегистрированы по 16 ингредиентам (45.7%), в том числе 5 и более ПДК – 6 (17.1%). Самые высокие превышения отмечены для ацетальдегида и трихлорметана.

Дополнительный канцерогенный риск при ингаляционном воздействии установлен для 5 веществ: трихлорметан 1 на 100, дихлорметан 6 на 10000, ацетальдегид 4 на 10000, бензол 3 на 10000, формальдегид 6 на 100000.

Для веществ, вызывающих неканцерогенные токсические эффекты, рассчитан коэффициент опасности. Наиболее высокие коэффициенты (более 50) зарегистрированы для акролеина и ацетальдегида.

Таким образом, подтверждается серьёзная угроза для состояния здоровья населения при воздействии выбросов автотранспорта. Поэтому в крупных городах необходимо разработать общегородские мероприятия по снижению воздействия автотранспорта на среду обитания, в которые необходимо включить перевод автотранспорта на неэтилированный бензин, оснащение автомобилей оборудованием для очистки отходящих газов, оптимизацию транспортных потоков, строительство объездных магистралей, запрещение транзитного движения грузового транспорта, внедрение зелёной волны, ужесточение контроля со стороны ГАИ за токсичностью выхлопных газов автомобилей.