ДонНТУ   Портал магистров

Реактивная авиация

Пехота — царица полей, артиллерия — бог войны. Так гласит известная пословица. Однако с течением времени доминирование в воздухе стало более приоритетной задачей. История авицации насчитывает всего лишь столетие, половина которого характеризуется стремительным развитием реактивной авиации. Заинтересовался я этой тематикой всего лишь пару лет назад, но практически сразу же появился небывалый энтузиазм. Началось все с простого: чтение технической литературы а также покупка "специальных" наборов. Данный набор представляет собой нечто похожее на известный детский конструктор Lego, вот только в роли блоков выступают составные части самолета, которые необходимо склеить. Подобные наборы представлены на рисунке 1:

Внешний вид набора для склеивания самолетов

Рисунок 1 — Внешний вид набора для склеивания самолетов

Занятие это весьма кропотливое, так как размеры составных частей достаточно малы. Создание одной модели может занять длительное время. Все зависит от количества деталей: чем точнее миниатюрная модель - тем из большего количества деталей она состоит.

Почему именно реактивная авиация а не поршневая? Во-первых: и по сей день идет стремительное развитие первой, военно-промышленный комплекс различных стран неустанно модернизирует и создает новые прототипы. Во-вторых: эстетическое предпочтение. Гладкие и обтекающие формы, ничего лишнего в конструкции, технический минимализм. Если к техническим изделиям применимо понятие исскуство, то первые модели реактивных самолетов несомненно подпадают под это понятие. За прошедшие пару лет собрал коллекцию чертежей и фотографий более чем 50-ти реально существовавших экземпляров. Вживую наблюдал рабочую машину только один раз: на военном параде в честь годовщины окончания Великой отечественной войны. Ежегодно авиалюбители устраивают съезды. На данных съездах демонстрируются модели техники в уменьшенном масштабе. К сожалению посетить сие мероприятие у меня возможности нет, так как это требует больших финансовых затрат. Кроме этого у меня есть детская мечта попасть на большое авиашоу, чтобы своими глазами увидеть десятки рабочих экземпляров, понаблюдать за сложнейшими виражами и исскусными фигурами. Однако после трагедии на подобном мероприятии во Львове 2002 года, в нашей стране авиашоу больше не проводятся. Кто знает, может быть когда-то удастся выехать в другу страну и посетить такое шоу.

Помимо этого есть возможность побывать в роли пилота любого реактивного самолета, а точнее в роли виртуального пилота. Более 10 лет назад оттечественными разработчиками была создана компьютерная игра под названием "Ил-2 Штурмовик". Любой, у кого есть желание побывать в кабине самолета, услышать звук при пике, может попробовать данное приложение, так как смоделировано все с высокой степенью реализма.

Как и в любом другом увлечении всегда кое-что одно нравится более чем все остальное. И меня это не обошло стороной. Из всех существовавших моделей больше всего нравится веха инженерной мысли Императорской Японии — истребитель перехватчик Ki-200. Хочу поделиться с вами краткой биографией данного самолета.

Mitsubishi Ki-200

Самолеты с ракетными двигателями являются важной частью истории авиационной и ракетно-космической науки и техники. Проекты подобных самолетов занимали значительное место в творчестве пионеров ракетно-космической техники, а задача создания жидкостных ракетных двигателей для них во многом определила развитие ракетного двигателестроения в 30-е — 40-е годы, когда закладывались основы современной ракетно-космической техники.

С началом налетов на Японию американских бомбардировщиков В-29 "Суперфортресс" императорская армия ощутила необходимость в скоростном перехватчике, способном быстро набирать высоту — типе самолета, отсутствующим в армии напрочь. Помощь, как обычно, пришла из Германии. Осенью 1943 года на полигоне под Ольденбургом японским военным атташе были продемонстрированы возможности нового «чудо-оружия» — ракетного истребителя Messerschmitt Me.163 «Komet», произведшие на японцев большое впечатление. После недолгих переговоров за 20 миллионов марок была приобретена лицензия на серийный выпуск самолёта. А уже в апреле 1944 года был подготовлен пакет документации, отправленный на двух японских подводных лодках в Сингапур. Вместе с документацией были переправлены действующий ракетный двигатель «Walter» HWK 109-509, планер, ряд технологических узлов и элементов оснастки. Не обошлось и без происшествий, в дороге одна из подлодок была потеряна, будучи обнаруженной союзниками. Однако основная масса документации всё-таки попала в 1-й авиационно-технический арсенал флота в Йокосуке. Созданный прототип получил название на флоте J8M1 и в армии — Кi-200. Внешний вид представлен на рисунке ниже:

Внешний вид Ki-200

Рисунок 3 — Внешний вид Ki-200

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ki-200:

Тип: перехватчик/истребитель

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один двухкомпонентный ракетный двигатель Toku-Ro.2 (KR10), развивавший тягу 1500 кг

Размеры:

размах крыла 9,47 м

длина 5,88 м

высота 2,68 м

площадь крыда 17,69 м

Вес:

пустого 1505 кг

максимальный 3870 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 10000 метров 800-900 км/ч

крейсерская скорость 351 км/ч

продолжительность полета с включенным двигателем 2 мин 30 сек

максимальная продолжительность полета с включенным двигателем 7 мин

время подъема на высоту 10000 метров 3 мин 40 сек

потолок 12000 м

Емкость топливных баков: 1181 л топлива Ko и 522 л топлива Otsu.

Вооружение: две 30-мм пушки Ho-155 или две 20-мм пушки Ho-5

Технический чертеж Ki-200

Рисунок 4 — Технический чертеж Ki-200

Первый опытный флотский самолет был выпущен заводом в Hагойе в июне 1945 г. и переведен для наземных испытаний в Йококу. 7 июля 1945 г. J8M1 впервые поднялся в воздух, но почти сразу после отрыва, на крутом наборе высоты двигатель отказал, самолет был разбит, а его пилот погиб. Фотография самолета после аварии представлена на рисунке 5:

Ki-200 после аварии

Рисунок 5 — Ki-200 после аварии

  1. Авиаторы и их друзья

    История японской авиации

  2. Первая российская интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники».

    Краткий очерк японского самолета ki-200.

  3. Англоязычный ресурс посвященный авиатехнике

    Характеристики реактивных самолетов различных стран, в том числе и по ki-200