Назад в библиотеку

РОрганизация взаимодействия железных дорог и грузоотправителей в современных условиях

Автор: Величко В.И.
Источник: тема диссертации и автореферата по ВАК 05.22.08, кандидат технических наук Величко, Виктор Иванович

Оглавление диссертации

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Анализ системы взаимодействия железнодорожного транспорта и грузоотправителей в СССР и Российской Федерации. Зарубежный опыт.
1.1. План перевозок грузов и технические нормы эксплуатационной работы - основа взаимодействия железных дорог и грузоотправителей при плановой экономике.
1.2. Исследование вопросов совершенствования планирования перевозок грузов и технического нормирования эксплуатационной работы.
1.3. Практика прогнозирования перевозок грузов на зарубежных железных дорогах.
1.4. Выводы по первой главе.
Глава 2. Новая Технология определения объемов перевозок грузов.
2.1. Особенности новой Технологии.
2.2. Принципы определения объемов перевозок грузов при внедрении новой технологии.
2.3. Новые показатели в заявке на перевозку грузов.
2.4. Требования к Автоматизированной комплексной системе фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО).
2.5. Выводы на второй главе.
Глава 3. Прогнозирование объемов перевозок грузов.
3.1. Возможные подходы к статистическому прогнозированию отправления грузов.
3.2. Метод среднемесячного прогнозирования отправления грузов.
3.3. Метод последовательного помесячного прогнозирования.
3.4. Метод статистического среднедекадного прогнозирования.
3.5. Основные требования к проведению маркетинговых исследований в части определения объемов перевозок грузов.
3.6. Выводы по третьей главе.
Глава 4. Развитие системы технического нормирования эксплуатационной работы железных дорог. Значение новой технологии.
4.1. Необходимость развития системы технического нормирования в новых условиях.
4.2. Основные принципы расчета технических норм.
4.3. Расчет качественных показателей.
Использование принципа «норма-право».
4.4. Значение создания и внедрения новой технологии взаимодействия железных дорог с грузоотправителями и грузополучателями.
4.5. Выводы по четвертой главе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Организация взаимодействия железных дорог и грузоотправителей в современных условиях"

Переход страны к рыночной экономике в 1990-е годы привел к изменению основных принципов взаимоотношений между грузоотправителями с одной стороны и органами управления железным транспортом с другой. Если раньше основу взаимоотношений определяли государственные годовые, квартальные и месячные планы перевозок, то теперь в соответствии с новым Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, принятым в 1997 году, основой взаимоотношений стала заявка на перевозку, подаваемая не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении. Транспортный Устав предусматривает также возможность заключения долгосрочных договоров на перевозки.

Фактически непрерывная подача заявок на перевозки большинства грузов принципиально изменила условия решения вопросов, связанных с обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей. Для обеспечения возможности качественного предоставления транспортных услуг на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить:

- формирование сводного заказа на перевозки грузов для определения потребностей во всех видах перевозочных ресурсов; - получение базовых данных для согласования тех перевозок, которые осуществляются с участием других видов транспорта и иностранных железных дорог; - определение исходных данных для разработки месячных технических норм эксплуатационной работы железных дорог, без которых невозможно осуществлять регулирование вагонных парков и обеспечивать своевременную подачу вагонов под погрузку; - разработку новых принципов технического нормирования эксплуатационной работы; - решение финансово-экономических задач отрасли с учетом платежеспособного спроса грузоотправителей на перевозки для поддержания на должном уровне перевозочных ресурсов отрасли. Решение этих задач невозможно без определения перспективы перевозок по крайней мере на месяц вперед, что в свою очередь, требует развития методов взаимодействия железных дорог с грузоотправителями и грузополучателями. При этом наряду с учетом законодательно установленных условий предъявления заявок и заключения долгосрочных договоров на перевозки грузов необходимо обеспечить: - использование статистических и маркетинговых методов определения кор-респонденций грузопотоков; - ускорение обработки заявок на перевозки на основе автоматизации основных процессов взаимодействия железных дорог с грузоотправителями для своевременного определения в первую очередь потребностей грузоотправителей в погрузочных ресурсах; - определение платежеспособного спроса на перевозки грузов; - пересмотр принципов разработки месячных норм эксплуатационной работы для безусловного обеспечения подвижным составом принятых к перевозке заявок грузоотправителей; - организацию мониторинга качества предоставляемых транспортных услуг.

Только комплексное решение этих вопросов позволит создать на железнодорожном транспорте необходимые условия для качественного обслуживания потребителей транспортных услуг и укрепить положение железных дорог на конкурентном транспортном рынке. Соответственно, основной целью исследования явилась разработка современных методов организации взаимодействия железнодорожных дорог с грузоотправителями и грузополучателями, направленных на создание условий для качественного выполнения транспортных услуг. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

- выполнение анализа системы планирования и прогнозирования перевозок грузов на отечественных и зарубежных железных дорогах с целью определения возможностей использования элементов действовавших правил планирования в современных условиях; - разработка технологии месячного и оперативного прогнозирования и планирования перевозок грузов в условиях фактически непрерывной подачи заявок на перевозки; - разработка требований к Автоматизированной комплексной системе фирменного транспортного обслуживания перевозок грузов; - определение новых требований, включаемых в заявку на перевозку грузов, учитывающих современные условия взаимодействия грузоотправителей и железных дорог; - разработка основных требований к использованию маркетинговых методов для разработки прогнозов перевозок грузов, к системе мониторинга качества представляемых транспортных услуг; - статистический анализ колебаний перевозок грузов и выбор методики статистического прогнозирования; - обоснование новых принципов разработки месячных технических норм эксплуатационной работы, связанных с регулированием подвижным составом и обеспечение погрузки погрузочными ресурсами. Решение поставленных задач представляет собой основу современной организации взаимодействия перевозчиков и грузоотправителей, обеспечивающей качественное выполнение транспортных услуг на железнодорожном транспорте.

Заключение диссертации по теме "Автоматизированные системы переработки информации и управления", Макаров, Виктор Михайлович

1. В связи с тем, что в настоящее время лишь 70% предстоящего объема перевозок определяется на основании долгосрочных договоров и заявок на перевозку, а остальные данные погрузки на предстоящий месяц являются по существу прогнозными, предлагается изменить некоторые принципы месячного технического нормирования эксплуатационной работы. Предложена принципиальная схема разработки технических норм для определения: количественных показателей (погрузка, выгрузка, передача вагонов по стыкам и др.), норм обеспечения перевозочными средствами (рабочий парк вагонов и локомотивов, число вагонов отставленных в резерв) и качественных показателей (оборот вагона, участковая скорость, время нахождения вагонов на грузовых и технических станциях и др.)

2. Количественные показатели предлагается рассчитывать на основе поступивших заявок, долгосрочных договоров и маркетинговых исследований предварительно на месяц, а затем с учетом поступления новых заявок устанавливается план погрузки по календарным датам и на определенный период (например, декаду), на основе чего корректируются размеры погрузки, выгрузки, передачи вагонов по стыкам и другие данные.

3. Расчет технического плана по календарным датам погрузки позволит более точно рассчитывать размеры подхода вагонов (грузов) к станциям, где возможны затруднения с пропуском (переработкой) вагонов и выгрузкой грузов, например, пограничные, портовые и некоторые другие. Новый подход позволит решать задачу предотвращения затруднений с пропуском вагонопотоков в указанных выше случаях на стадиях планирования и технического нормирования, а не в оперативных условиях, как это делается в большинстве случаев в настоящее время. При этом следует использовать метод моделирования транспортных узлов включая грузовые фронты. Расчет технического плана по календарным датам погрузки позволяет также оптимизировать порожние пробеги вагонов. При расчете качественных показателей нет необходимости в их внутриме-сячной корректировке, поскольку их величина не влияет на физическое перемещение вагонов, а служит в основном мерой оценки качества работы подразделений. Достаточно до начала месяца определить параметры качественных показателей, а затем по окончании месяца провести корректировку качественных показателей с учетом фактически сложившихся объемов работы. При этом учитывается зависимость качественных показателей при прочих равных условиях от величины объема работы (количество поездов, пропускаемых по участкам, размеры перерабатываемого вагонопотока на станциях). Получаемые при корректировке значения качественных показателей определяются как «норма-право», которые могут быть как меньше, так и больше нормативов установленных подразделениям до начала месяца.

. Внедрение новой технологии планирования перевозок с учетом использования маркетинговых и статистических методов прогнозирования, новой формы заявки на перевозки, системы АКС ФТО и технического нормирования позволит оказать влияние на работу сети железных дорог по следующим составляющим: - уменьшение числа вагонов непроизводительно простаивающих: в ожидании перегрузки в морских и речных портах, в ожидании перегрузки или передачи иностранным железным дорогам на пограничных станциях, в ожидании выгрузки на других станциях; - снижение порожнего пробега вагонов за счет повышения качества регулирования вагонных парков; - уменьшение дебиторской задолженности грузоотправителей. Расчеты показали, что за счет ускорения оборота вагона и экономии вагонного парка возможно повышение доходов от грузовых перевозок в объеме 5,3 млрд.руб в год (в ценах на 01.01.2000 г.); дебиторская задолженность (в том числе безвозвратная) может быть снижена не менее 0,2 млрд.руб в год. По внешнеторговым перевозкам практически решена задача снижения дебиторской задолженности до нуля.

5. В целом разработка и внедрение новой Технологии планирования перевозок грузов является этапной мерой совершенствования работы железнодорожного транспорта на основе новых принципов взаимодействия и использования современных информационных технологий во взаимоотношениях с клиентурой.

6. Количественные показатели предлагается сначала рассчитывать на основании месячного плана перевозок, а затем с учетом поступления новых заявок и определения оперативного плана по календарным датам погрузки корректировать на определенный период, например, декаду. Подобным образом рассчитываются и нормы обеспечения перевозочными средствами. Размеры погрузки, передачи по стыкам и другие количественные показатели на основе оперативного плана погрузки по календарным датам учитывают ограничения по выгрузочным способностям грузополучателей, а также возможности перегрузки грузов в морские и речных портах, передачи на пограничных станциях. При расчете качественных показателей до начала месяца определяются их параметры, а затем по окончании месяца с учетом фактически выполненных размеров движения рассчитываются показатели «норма-право». При этом учитывается зависимость участковой скорости, времени нахождения вагонов на станциях, оборота вагона при прочих равных условиях от объема работы (количество поездов пропускаемых по участкам, размеры перерабатываемого вагонопотока на станциях). В целом разработка и внедрение новой технологии планирования перевозок грузов является этапной мерой совершенствования работы железнодорожного транспорта. Она позволяет существенно повысить качество обслуживания грузоотправителей и грузополучателей и получить годовой экономический эффект, исчисляемый миллиардами рублей.

Список использованной литературы

1. Шупаев Ю.Н., Иловайский Н.Д. Совершенствование оперативного планированиям/Железнодорожный транспорт. 1984, №7. С57-60
2. Иловайский Н.Д., Король В.А. Маркетинг в перевозках грузов./ВНИИЖТ,-М.Транспорт, 195-248 с.
3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.М.Политиздат,1987.С.5-66.
4. Конарев Н.С. Железнодорожный транспорт в условиях рынка.// Железнодорожный транспорт. 1990, № 10.С.3-14.
5. Сотников Е.А. Эксплуатационная работа железных дорог.М. Транспорт, 1987,-256 с.
6. Захаров А.Г. Совершенствование планирования и анализа грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. М.Транспорт, 1990.-239 с.
7. Симановский М.А. Улучшить планирование вагонопотоков. //Ж.-д. трансп. 1953. № 10.С.83-86.
8. Нестеров Е.П. К вопросу о плане формирования.//Ж.-д.трансп.1953.№З.С.65-72
9. Каретников А.Д., Воробьев H.A. Совершенствование графика движения поездов и улучшение использования пропускной способности железнодорожных линий./Тр.ВНИИЖТ.1960. Вып.203.222 с.
10. УгрюмовА.К. Неравномерность движения поездов.М.Транспорт, 1968,112 с.
11. Тулупов Л.П., Шапкин И.Н. АСУ железнодорожного транспорта. М.:3нание,1989,64 с.
12. Петров А.П. Эксплуатация железных дорог с применением электронной вычислительной техники,м.Транспорт,1969.192 с.
13. Бернгард К.А. Организация железнодорожных перевозок нефтяных и химических грузов. М.Транспорт,1964/Тр.ВНИИЖТ,вып.279.
14. Козлов И.Т. Пропускная способность транспортных систем. М.Транспорт,1985. 214 с.
15. Воробьев H.A. и др. Методика распределения грузовых и пассажирских потоков на параллельных линиях. М.Транспорт, 1969/Тр.ВНИИЖТ, 160 с.
16. Суржина В.И., Литвин В.Д. Метод расчета рациональных норм распределения погрузки массовых грузов по универсальным родам вагонов. М.Транспорт, 1985/Сб.Тр.ВНИИЖТ.С.105-115.
17. Поттогофф Г. Учение о транспортных потоках. М.Транспорт,1975,344 с.
18. Фишер Дж., Ландсберг Т, Фишман Л. Ресурсы США в будущем. М.:Прогресс, 1965,564 с.