ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

XXI век поставил перед человечеством ряд проблем, которые требуют если не немедленного, то срочного решения, пока не перешагнут рубеж дозволенного, допустимого и оправданного. Биоэтика является междисциплинарной наукой, большое место в которой, помимо собственно медицинских и этических проблем, уделяется вопросам отношения религиозных норм и предписаний и биомедицинских технологий. Необходимо отметить, что именно религия, как многовековой и авторитетный социальный институт, во многом является сдерживающим фактором на пути прогресса в деле изменения человеческой жизни, чем и объясняется выбор темы дипломной работы.

1. Актуальность темы

Актуальность темы обусловлена остротой и неоднозначностью биоэтических проблем в современном обществе. Развитие технологий, в том числе, и медицинских, порождает новый тип мышления, переосмысление роли и места человека в мире и, соответственно, изменение отношения к человеку, как к личности и физическому объекту, кризис моральности.

На сегодняшний день образовался мощный проблемный пласт, привлекающий внимание ученых, философов и Церкви.

Выделение тенденций и прогнозирование в этой области может помочь избежать критических последствий человеческой деятельности и необратимых изменений, в том числе, и человеческой природы.

Необходимо отметить, что данная проблематика не является приоритетной для Украины, что обуславливает научную новизну магистерской работы.

2. Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и определить биоэтические проблемы техногенного общества, а также очертить само понятие техногенного общества и проследить корелляцию этих проблем с позицией различных конфессий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать теоретические источники, посвященные проблемам биоэтики;
  2. исследовать историческое развитие биоэтических проблем;
  3. определить феномен техногенного общества;
  4. выделить побочные продукты прогресса в моральной и социальной сферах;
  5. рассмотреть религиозные воззрения на проблемы биоэтики, позиции различных конфессий.

Объектом исследования являются: биоэтические проблемы современного общества

Предметом исследования: осмысление этих проблем с позиций религии и философии.

3. Обзор исследований по теме

Биоэтические проблемы привлекают все большее внимание исследователей, ученых — медиков, философов, религиоведов, юристов, теологов. Соответственно, формируется обширный практический и теоретический материал, позволяющий взглянуть на проблему с разных научных позиций, что помогает составить более полную и детальную картину. Также широка география исследований.

3.1 Обзор международных источников

Проблемам биоэтики посвящено большое количество зарубежных источников, что вполне объяснимо уровнем развития медицины и, соответственно, пропорционально возрастающими морально – этическими проблемами. Зарубежные источники можно разделить на 4 группы – периодические издания, справочная литература, научные работы и философско – теологические работы. В исследовании биоэтических проблем большое место закономерно занимает медицинская этика. На сегодняшний день существует ряд зарубежных периодических изданий, освещающих данную проблематику: Bangladesh Journal of Bioethics [1], Journal of Medical Ethics and History of Medicine [8], BMC Medical Ethics [3], Bioethics [2], Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine [10].

Существуют также издания, рассматривающие биоэтические и связанные с ними проблемы через призму религиозности: Journal of Religious Ethics [9], Journal for the Study of Religions and Ideologies [7].

В категории справочной литературы следует выделить The Oxford Handbook of Bioethics [11] и Bioethics for Scientists [4]. Примечательно, что обе книги, будучи, без преувеличения, лучшими руководствами в своей области, на русском языке не издавались.

Среди научных работ по вопросам соотношения религиозных предписаний и биоэтики, допустимости тех или иных действий медиков в свете религиозной традиции, представляют интерес работы Мильтиадиса Ванцоса [21], исследование влияния религиозных предпочтений врачей и пациентов на принимаемые ими решения в пограничных ситуациях (Hans–Henrik Bulow, Charles L. Sprung, Konrad Reinhart, Shirish Prayag, Bin Du, Apostolos Armaganidis, Fekri Abroug, Mitchell M. Levy) [24], анализ религиозных учений и следующего из них отношения к биоэтическим проблемам В. Мамедова, Р. Мамедова, А. Мустафаевой [22].

К проблемам биоэтики, научно – технического прогресса и их влиянию на будущее мира и человека, обращены работы Ю. Хабермаса [13], З. Баумана[17], Э. Тоффлера [25], Ф. Фукуяма [19], Н.Н.Моисеева [14].

Для официального определения границ допустимого на международном уровне, 4 апреля 1997 была подписана «Конвенция ООН о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» [18], являющаяся, по сути, одним из основных документов в данной сфере.

Нельзя не упомянуть и энциклики Пап Римских. Энциклики, как основной папский документ, посвященный важнейшим моральным, религиозным, социальным вопросам, являются фундаментом социальной доктрины Католической Церкви. Проблемам биоэтики посвящены следующие энциклики: Humanae Vitae Павла VI от 25 июля 1968 г. [6] и Evangelium vitae Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. [3].

3.2 Обзор локальных источников

В Донецком национальном техническом университете биоэтическая проблематика нашла отражение в публикациях материалов XXXI Международной научно– практической конференции «Перспективи вирішення біоетичних проблем та майбутнє цивілізації: наукові, філософські та релігійні візії» (27.04.2012). Среди них можно выделить работы Белокобыльского А.В. «Проблема оснований этики науки» [20], Киселевой Ю.Н. «Жизнь или пост–жизнь: полемика биоконсерватизма и биомодернизма как мировоззренческая оппозиция начала ХХІ века» [16], Дрей Е.В. «Роль биоэтики в нравственном воспитании личности в Украине»[23], Левченко Е.В «Влияние религиозного понимания смерти на поведение человека информационной эпохи» [15], Киселева Н.Н. «Биологическая этика как этика выживания» [12].

4.Проблемы техногенного общества

Как уже было сказано во введении, XXI век поставил перед человечеством ряд неотложных вопросов, касающихся будущего цивилизации. Стремительный научно–технический прогресс, как и любой феномен, имеет свои положительные и негативные стороны. С одной стороны, мы действительно можем наблюдать те позитивные изменения, которые приносят в нашу жизнь новые технологии. Это и свободный доступ к информации, и автоматизация производства, и развивающиеся медицинские технологии, благодаря которым, можно спасти жизнь даже тех больных, которые еще лет 10 назад считались безнадежными.

Но в тоже время, нельзя игнорировать и то, что в связи с таким скачком технологий, размывается тонкая грань между дозволенным и запретным, между необходимым и чрезмерным. Проблема в том, что желание пользоваться плодами научно – технического прогресса сочетается с отрицанием их неизбежных негативных последствий.

Одной из угроз современности является нивелирование роли человека, переход от цивилизации людей к цивилизации машин, построение технократического общества, в котором человек расценивается как придаток к машине. Соответственно, меняется и отношение к человеку и человеческой природе. В свете развития биомедицинских технологий, например, трансплантологии, человек также утрачивает свою первоначальную ценность. Смещаются акценты и приоритеты врачей. Так, например, встает вопрос о необходимости спасения больных, чьи органы могли бы быть трансплантированы «по заказу». Встает вопрос о границах допустимого вмешательства. Возможно, уже недалек тот день, когда сотрется грань между здоровыми людьми и людьми с ограниченными физическими возможностями.

Медицина может не только излечить, но и дать приоритет, порождая, к примеру, социальную дискриминацию – так, в будущем, могут быть дискриминированы музыканты, не имеющие слуховых аппаратов, обеспечивающих более тонкий слух, по сравнению с естественным. Изменится и спорт, который, за счет возможностей в сфере выращивания органов, может превратиться в статусные соревнования врачей, или же в соревнование имплантатов. Примером такой возможности стало выступление Оскара Писториуса на Олимпиаде–2012 в Лондоне, когда впервые в мировой истории наравне с обычными атлетами выступал человек с обеими ампутированными ногами.

Эволюция человека продолжается. Сегодняшний человек уже не homo sapiens. Рамки одной лишь разумности уже давно преодолены. Сегодняшний человек – это homo technicus, человек технический. И по способу мышления, и по способу действия.

Безусловно, такая постановка вопроса неприемлема для инженеров, компьютерщиков, людей техники в целом. Ибо спор «физиков» и «лириков», возникший еще в 60–х годах уже прошлого века, не просто не решен, а длится до сих пор, обрастая новыми аргументами и обстоятельствами.

В этой связи становятся актуальными вопросы этики науки, касающиеся профессиональной и социальной ответственности ученого за свои деяния. Становятся актуальными проблемы последствия «игры в Бога», затеянной человеком.

Здесь важна позиция Церкви, важны религиозные предписания. В конце концов, необходимы моральные императивы, которые можно почерпнуть именно из наследия мировых религий.

Каждая религиозная система направлена, в первую очередь, на регуляцию социальной сферы. Другой вопрос в том, что не всегда голос Церкви слышен в секуляризованном мире. Слишком тонка, по сравнению с материальной, духовная прослойка современного человечества. Тем не менее, как ни парадоксально, но религия (наравне с законодательством) продолжает оставаться неким сдерживающим фактором на пути прогресса и изменения человека. Именно роль Церкви в сегодняшнем мире, ее влияние на действия человека, планируется рассмотреть в данной магистерской работе.

Выводы

Изучение проблем биоэтики и ее соотношения с религиозными нормами и предписаниями на сегодняшнем этапе развития науки и техники является одним из наиболее перспективных направлений. Взгляд на вышеуказанные проблемы через призму религиозных учений и определение роли Церкви в современном мире, позволят определить дальнейший вектор духовного развития человечества, обнаружить этический фундамент, способный помочь устоять перед новыми вызовами будущего.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2013 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Bangladesh Journal of Bioethics. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.banglajol.info/index.php/BIOETHICS/issue/archive

  2. Bioethics. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ingentaconnect.com/content/bpl/biot

  3. Папа Римский Иоанн Павел II. Evangelium vitae [Электронный ресурс] – режим доступа: http://direct.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/3529-poslanie-o-tsennosti-i-nerushimosti-chelovecheskoy-zhizni-evangelium-vitae.html

  4. John Bryant, Linda Baggott la Velle, John Searle. Bioethics for Scientists – Buffins Lane: John Wiley&Sons,Ltd, 2012 – 358 p.
  5. BMC Medical Ethics [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.doaj.org/doaj?func=issues&jId=381&uiLanguage=en

  6. Папа Римский Павел VI. Humanae vitae [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.unavoce.ru/library/humanae_vitae.html

  7. Journal for the Study of Religions and Ideologies [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.doaj.org/doaj?func=issues&jId=39742&uiLanguage=en

  8. Journal of Medical Ethics and History of Medicine [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.doaj.org/doaj?func=issues&jId=67049&uiLanguage=en

  9. Journal of Religious Ethics [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ingentaconnect.com/content/bpl/jore

  10. Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.peh-med.com/

  11. Bonnie Steinbock. The Oxford Handbook of Bioethics – New York:Oxford University Press, 2007 – 766 p.
  12. Киселев Н.Н. «Биологическая этика как этика выживания». – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012. – С.219 – 222.
  13. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – пер. с нем. – М.: Издательство«Весь Мир», 2002. – 144 с.
  14. Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству? – М., 1999.
  15. Левченко Е.В «Влияние религиозного понимания смерти на поведение человека информационной эпохи» – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012. – С.89–92.
  16. Киселева Ю.Н. «Жизнь или пост–жизнь: полемика биоконсерватизма и биомодернизма как мировоззренческая оппозиция начала ХХІ века» – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012. – С.83–85.
  17. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005.–390 с.
  18. Конвенция ООН о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://conventions.coe.int/treaty/rus/Treaties/Html/164.htm

  19. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции – М.: ООО «Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС», 2004.–349 с.
  20. Белокобыльский А.В. «Проблема оснований этики науки» – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012.–С. 23–24.
  21. Мильтиадис Ванцос – Православный взгляд на биоэтику [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/298266.html

  22. В. Мамедов, Р. Мамедов, А. Мустафаева – Религиозные учения и морально-правовые критерии биоэтики. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ihr-az.org/index.php?lang=3&ind=publ&id=70

  23. Дрей Е.В. «Роль биоэтики в нравственном воспитании личности в Украине» – // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково – практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року).– Донецьк: ІПШІ «Наука і освіта», 2012.– С. 114–116.
  24. Hans-Henrik Bulow, Charles L. Sprung, Konrad Reinhart, Shirish Prayag, Bin Du, Apostolos Armaganidis, Fekri Abroug, Mitchell M. Levy – Точка зрения основных мировых религий на решения, касающиеся окончания жизни в отделении интенсивной терапии [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.critical.ru/actual/etica/religion.htm

  25. Тоффлер Э. Шок будущего – М.: «Издательство ACT», 2002.–557с.