Назад в библиотеку

Проблема определения: техногенная цивилизация.

Автор: Л.Я. Курочкина, Е.А. Дубровская
Источник: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.Издательство: Воронежский государственный технический университет.http://elibrary.ru/item.asp?id=15137294

Аннотация

Л.Я. Курочкина, Е.А. Дубровская - Проблема определения: техногенная цивилизация. Современный этап развития западной цивилизации ряд философов определяют как техногенный. Каковы основные признаки техногенной цивилизации, что ждет ее в будущем? Как она влияет на общество и личность? С развитием техногенной цивилизации человечество сталкивается с рядом мировоззренческих, экономических, культурных проблем. Каковы пути и цели их разрешения? Зачем постиндустриальному обществу духовные ценности, не связанные с развитием технологий? Эти актуальные вопросы пытаются осмыслить авторы статьи.

«В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической верыXIX века единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета любви» [1]. Что же это за век, о котором говорил Н.Бердяев? Это и есть век техногенной цивилизации, который «затянулся во времени». Хотелось бы определить рамки возникновения и существования этого типа общества. Современное общество – расцвет техногенной цивилизации или закат…

В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций — конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю. В истории философии известно множество подходов к раскрытию смысла цивилизации, ее типов и этапов развития.  Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В современном религиозном вычленяются четыре основных типа цивилизации: природные сообщества(непрогрессивные формы существования), восточный тип цивилизации, западный тип цивилизации,  современный тип цивилизации. Насколько я понимаю под современной цивилизацией и понимается техногенная. «Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия» [4, с.125].

Например, А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Степин В. считает, что все они могут быть разделены на два больших класса, соответственно типам цивилизационного прогресса — на традиционную и техногенную цивилизации. Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в XV—ХVII столетиях в европейском регионе сформировался ый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ.

Техногенная цивилизация– «особый тип цивилизационного развития, который возник в Европе в эпоху становления раннего капитализма и который часто называют западной цивилизацией по региону ее возникновения» [2, с.5]. Таким образом, техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, и даже задолго до паровой машины. Исторические предпосылки стоит искать еще в античной культуре, которая подарила человечеству два великих изобретения— демократию и теоретическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия. Эти два открытия — в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира — стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного прогресса. Также в Среднековье возникает новое понимание человека, «созданного по образу и подобию Бога; с культом человекобога и культом любви человека к Христу; с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, которые Бог заложил в мир, когда он его создавал» [2]. Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII веке. Степин В. утверждает, что она проходит три стадии: сначала — прединдустриальную, потом — индустриальную и наконец — постиндустриальную. Самое главное,что важнейшей основой ее жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.

Можно сказать, этот тип развития основан на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. «Идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство» [2]. «Счастливое мироустройство» - что под этим можно понимать- понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах. Но можно ли укротить природу и до каких пор все это может продолжаться? Вопрос в современности очень актуальный.

Техногенная цивилизация оказалась весьма динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры — это мы видим повсеместно, и сегодня этот процесс идет по всему миру. В своих классических проявлениях техногенная цивилизация оказывается противостоящей трансцендентному или божественному измерению человеческого бытия. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция— два божества, идола техногенной цивилизации. Они «расколдовывают» мир, не оставляя места сакральному, а иногда и духовному началу. Тайна возможна только как еще непознанная относительная истина. «Техногенная цивилизация — это эпоха социальных экспериментов, веры в возможности и знания «инженеров человеческих душ» и вычислительной техники, время великих идей и общих идеалов, заменяющих людям Бога». Освобождение человека от предназначенной свыше роли сопровождается страхом перед хаосом. Опьяняющее чувство свободы идет рука об руку со страхом перед необходимостью выбора, который должен сделать сам человек. Этот ужас великолепно описан экзистенциалистами, писавшими о бремени выбора. Открытость будущего порождает ощущение риска, будущее из предопределенного превращается в открытое, альтернативное.

Глубинные мировоззренческие основания культуры техногенной цивилизации стимулировали успехи в технико-технологических инновация, в улучшении образа жизни людей, в ее победоносном шествии по всей планете. Эти внешние успехи укрепляли веру в то, что техногенная цивилизация является«магистральным путем развития».Но что мы сейчас наблюдаем? До XX столетия человечество как целое жило и развивалось, осознавая себя бессмертным. Теперь же возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к такому состоянию, когда оно не только не может реализовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами, а, напротив, окончательно попадает во власть обстоятельств, становится заложником орудий массового уничтожения, которое оно само же изобретает. Так, во второй половине XX века возникла проблема выживания человечества в условиях, когда научно-технический прогресс создает все более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения. Но это только одна из глобальных проблем, порожденных развитием техногенной цивилизации и поставивших под угрозу сами основы человеческого бытия. Нарастание глобального кризиса, проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Человек, усложняя свой мир, вызывает к жизни такие силы, над которыми он уже не господствует. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и очевидно ухудшающие ее. Человек теряет способность рационально осмысливать свое бытие. Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблемой социализации и формирования личности. Перспективы генетической перестройки человеческой телесности сопрягаются с не менее опасными перспективами манипуляций над психикой человека. Проблемы, которые преподнесла нам техногенная цивилизации, на этом не заканчивается. Это отдельный огромный аспект для изучения. Это огромное«поле» для выводов.

Таким образом, что же перед нами бурный расцвет или закат техногенной цивилизации? Это все были проблемы выживания человечества, которому осталось не много времени на размышления. Оно не может продолжать свое развитие на прежних путях, заложенных в культурных матрицах техногенной цивилизации. Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в различны» областях человеческой культуры — в философии, искусстве, религиозном постижении окружающей действительности, в науке. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, новых смысложизненных ориентиров, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества, о пересмотре прежнего отношения к природе, выработке новых идеалов человеческой деятельности, понимании перспектив человека. Сейчас можно услышать понятие «глобальная цивилизация». Предпосылки для новой мировоззренческой ориентации создаются сегодня внутри самой еще существуещей техногенной цивилизации. Когда человечество глобализуется, то между собой сталкиваются и вступают в диалог совершенно разные культурные традиции. И человечество осознает, что надо учиться вести этот диалог. Нужно уметь менять систему отсчета, не считать свои ценности и культуру абсолютными, научиться понимать другого. Нужно найти новые способы социализации человека, воспитания его в духе уважения к достижениям самых различных культур, в духе толерантности. Важно, чтобы человечество от старых менталитетов техногенной цивилизации перешло к новому видению мира.

Список использованной литературы

1. Бердяев Н. Человек и машина: Проблема социологии и метафизики техники/ Н. Бердяев// Вопросы философии. — 1989. №2.
2. Степин В.С, Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культере техногенной цивилизации/ В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. – М., 1994. – 274 с.
3. Степин В.С. Философия ненасилия и будущее цивилизации.
4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах/ И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин.- М.:Центр, 2001.