Назад в библиотеку

Кто защитник религии от секуляризации посредством рационализации?

Авторы: А.С. Берестовая

Ключевые слова: религиозность, секуляризация, рационализация, религия, глобализация, мировоззрение.

Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості. Релігійні та позарелігійні стратегії розвитку культури: глобалізація, секуляризація, раціоналізація. 32 Міжнародна науково-практична конференція (26 квітня 2013): Матеріали доповідей та виступів. – Донецьк.: «Мидгарт», 2013.-80-81 с.

Аннотация

В тезисах рассмотрено современное состояние религии. Сделана попытка определить почему религия не расстворяется в глобальном мире, а продоложает существовать несмотря на такие процессы как - секуляризация и рационализация.

 

На данный момент мы не можем представить современный мир без процессов глобализации. Что нам это дает? Практически моментальную передачу информации в самые различные места. Это самый обобщающий эффект всего, что нам может дать глобализация. Попадая к человеку, она его изменяет, больше или меньше, однако он уже не будет таким как прежде никогда.

Уровень нашей науки постоянно стремиться вверх и расширяет познание природы как для человека в общем, так и для обычного прохожего. Благодаря глобализации человеку предлагается целый «рынок религий» и в то же время, в его жизнь врываются светские научные знания, которые не дают внедриться полноценной религиозности. В таком ключе мы можем говорить о глобализации как о процессе секуляризации посредством рационализации. Однако это только один аспект. Секуляризация не обуславливает глобализацию, а рационализация не ведет за собой полную секуляризацию.

Попробуем разобраться. О смерти религии говорили давно и все же этого момента пока не наступило. Тенденции говорят даже о противоположном процессе. Человек продолжает вовлекаться в ту или иную конфессию, соблюдать то или иное вероисповедание. Как же возможно в человеке соединение естественно-научного знания и его религиозной картины мира? Очень просто. Это обычный человек. Вокруг нас обычные люди, им свойственны эмоции, заблуждения, посредственные знания и поверхностное понимание происходящего. Многие исследователи говорят, что в следствии глобализации, основная черта религиозности в том – что она становится делом личным и частным для каждого. Каждый человек сам определяет во что ему верить и за кем двигаться. Получая свою долю подобранной где-то информации, каждый человек достаточно талантлив, чтобы интерпретировать ее по-своему, взять оттуда ровно столько, сколько ему необходимо для о  внутреннего пространства. Более того, человек способен создавать на основе полученного материала «свое», благодаря чему мы становимся свидетелем такого многообразия религиозной палитры. Естественно мы можем видеть, что рационализация влечет за собой и такие характеристики религиозности как автономизация (других институтов от религии), приватизация (религия становится частным делом каждого), плюрализация, снижение участия индивидуумов в религиозной практике. И это только характеристики, само чувство существования чего-то «божественного» и поиска пути к этому – оно не исчезает. Да, каждую минуту и каждую секунду усредненный верующий не ощущает мистического трепета, не когерирует жизнь согласно свой религиозности.  Человек с трудом может идентифицировать себя как представителя какой-то конфессии, но он всегда сомневается в том, что он в мире один и нет «чего-то такого» (имеется в виду сверхъестественного). Он «ищет» Бога или учение, которое может наполнить этот вакуум и в которое человек готов обратиться, стать сопричастным.

Человек не сможет добровольно отказаться от своих сомнений, а жесткой идеологии, которая потребовала бы это в условиях повсеместной глобализации добиться будет очень сложно. Именно этот конкретный человек, которого мы можем встретить на улице, не даст устояться «полнейшей» рационализации. Именно этот рядовой человек становится основным носителем пускай и другой, изменившейся под весом глобализационных, секулярных и рационалистических процессов, религиозности.

Пока человек способен сомневаться, интерпретировать и что-то создавать, будут взаимодействовать и религия, и наука. С помощью таких диалектических процессов возможно движение и возможно, если не развитие человека, то само продолжение его «истории».