Назад в библиотеку

Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян.

Автор: Л. А. Андреева, Л. К. Андреева
Источник: Социологические исследования / Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Акажемии Наук. 2010.  № 9. С. 95-98., http://ecsocman.hse.ru/data ...

Аннотация

В статье сопоставляются данные исследования религиозности студентов, с
результатами общероссийских опросов, с целью выявления степени расхождения или совпадения
основных показателей.

 

Интересу к религиозности россиян как социальному феномену российской общественнойжизни придает то обстоятельство, что политическая элита пытается вмонтировать религию в структуру государственной идеологии. Появились сведения о том, что религию стремятся сделать даже идеологической базой модернизации: один из интеллектуальных центров партии "Единая Россия" разработал концепцию под названием "Нравственные основы модернизации", в которых православие предполагается как ее идейная основа [1].

Эмпирической базой исследования является социологический опрос, проведенный в феврале 2010 г. среди студентов филиала Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) в г. Волоколамске Московской области. Всего было анкетировано 108 человек в возрасте от 18 до 22 лет, что составляет примерно 10% от общего количества учащихся. Стояла задача сравнить показатели религиозности студентов МГУТУ с общероссийскими опросами, выявить степень расхождения или совпадения отдельных показателей, определить тип религиозности студенчества.

Прежде всего начнем с определения термина "религиозность" [2]. Под религиозностью понимается социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков). Характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, населения. Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов): состояние сознания, поведения, включенность в религиозную жизнь.

Общим признаком религиозного сознания является религиозная вера. Она включает знание и принятие религиозных идей, догматов и уверенность в существовании гипостазированных существ. Однако для исследования не "идеального типа", а реального религиозного сознания целесообразно выделение основных, главных и вспомогательных критериев религиозного сознания. В анкете, разработанной для опроса, основным критерием была выбрана личная вера, вера в Бога и загробную жизнь, в качестве вспомогательных критериев - вера в дьявола и ангелов, существование рая и ада.

Однако учитывать лишь признаки религиозного сознания недостаточно. Необходимо было использовать показатели религиозного поведения. Религиозное поведение - это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания. Существует культовое и внекультовое религиозное поведение. При опросе было отдано предпочтение именно культовой стороне, поскольку внекультовое религиозное поведение, характеризующееся пропагандой религии и участием в деятельности церковной общины, мало соответствует студенческой среде. Среди критериев культового религиозного поведения были отобраны: частота посещения богослужений, молитва, празднование религиозных праздников, религиозный обряд приобщения.

По третьему критерию религиозности - включенности индивида в религиозные отношения - при разработке анкеты было уделено внимание только одному аспекту - отношению члена религиозной группы к светским общностям и ценностям (отношение к контрацепции, равенству мужчины иженщины).

Вопросы о религиозной вере родителей и посещении ими богослужений носили уточняющий и дополняющий характер, направленный на понимание отношения поколения родители - дети в религиозном аспекте.

Социологические опросы свидетельствуют: уровень православной самоидентификации россиян чрезвычайно высок. По данным опроса, назвали себя православными 84,2%, 10,2% атеистами или неопределившимися, 4,6% мусульманами, 0,9% буддистами. В гендерном аспектеженщины верующие преобладают - православных женщин 52%, мужчин православных - 47,2%. Обращает на себя внимание тот факт, что среди определивших себя как атеисты или индифферентные, мужчины составляют 90%. В студенческих семьях неверующие отцы составляют 10%, а матери 1,8%. В общероссийском аспекте наблюдается также преобладание женской религиозности над мужской: средиженщин религиозных людей больше, чем среди мужчин, соотношение в среднем 65 и 45% [3, с. 56].

Высокий уровень (84,2%) православной самоидентификации коррелирует с общероссийскими социологическими опросами. По данным ВЦИОМ за 2008 г. 73% жителей России назвали себя православными [3]. Такие высокие цифры свидетельствуют о складывании в общественном сознании "проправославного консенсуса", в основании которого лежит культурная и национальная самоидентификация. Понятия "русский" и "православный" в общественном сознании сближены. Именно этим объясняется тот феномен, что к православным отнесли себя, по данным опросаМГУТУ, 7,6% лично неверующих и 23% не верящих в Бога или затрудняющихся ответить на этот вопрос. Количество верующих значительно ниже тех, кто причисляет себя к православным. В 2008 г. Аналитический ЦентрЮрияЛевады (Левада-Центр) провел репрезентативные для взрослого населения страны опросы, посвященные проблеме религии (выборка 1600 россиян). По данным этого опроса 71% россиян заявили, что православные. Только 32% заявили, что знают, что Бог существует и не испытывают в этом никаких сомнений, 10% отрицают его существование, 14% только иногда верят в его существование, 21% верят в Бога, но иногда испытывают сомнения [4].

Особенностью современной религиозной ситуации в России является то, что понятие "православный" не прямо коррелирует с понятием "верующие". Православие как спосо национально культурной идентификации востребовано общественным сознанием. Однак собственно уровень религиозности определяется, прежде всего, верой в религиозные догматы, которые являются фундаментом религиозного мировоззрения и которые воплощают трансцендентные ценности бытия.

Низкий уровень знания догматов свидетельствует о доминировании нерелигиозной картины мировидения (при этом 79,6% опрошенных уверенно ответили, что знают основы своей религии). При этом стоит указать, что у большинства студентов в доме имеется религиозная литература (75,9%) и подавляющее большинство прошли религиозный обряд приобщения (96,3%). Интересно сравнить данные, полученные в студенческой среде, с данными общероссийских опросов [4]. Показатели, как представляется, во многом совпадают: в загробную жизнь верят 45% россиян и 48,2% опрошенных студентов МГУТУ, в существование дьявола верят 40% россиян и 43,5% респондентов МГУТУ, в существование ада верят 40% россиян и 52,8% респондентов МГУТУ, в существование рая верят 45% россиян и 54,6% процента респондентов МГУТУ. Принципиальным является одноуровневость цифр веры в загробную жизнь, что наиболее ярко свидетельствует о нерелигиозном мировидении респондентов.

Весьма важен такой показатель уровня религиозности как институциональная религиозность (посещение церкви, соблюдение постов, молитва и т.д.). Среди студентов МГУТУ молятся 57,4%, нет - 42,6%. Согласно опросу Левада-Центра (2008 г.) молятся с различной степенью интенсивности 58% россиян и никогда не молятся 34% россиян. [4]. Опять мы можем видеть совпадение показателей. При этом следует заметить, что молитва выражает стремление вступить в контакт с сакральным, она связана с ощущением присутствия священного в посюсторонней жизни. Однако молитва может становиться и манипулятивной в своей направленности, превращаясь, по существу, в магию (ты мне - я тебе). Это происходит, когда человек прибегает к молитве для содействия своим желаниям у сверхъестественных сил.

На примерно одинаковом уровне видим показатели посещения богослужений раз в неделю: 2% россиян и 1,8% студентов, один раз в месяц посещают богослужения 4% россиян и 10,2% студентов, в большие праздники посещают богослужения 35% россиян и 60% студентов, никогда не посещают богослужения 59% россиян и 27,8% студентов. Однако большинство студентов (60,2%) посещают храмы только по большим праздникам, что сопоставимо с уровнем посещения богослужений их родителями - 58,3%. [5].

Несмотря на рост посещений богослужений студентами МГУТУ и их родителями, можно констатировать, что по критерию посещаемости церкви раз в месяц российская институциональная религиозность находится на одном из последних мест в Европе - среднеевропейский показатель составляет 31% [6, с. 82]. Можно согласиться с мнением социолога ВЦИОМ Н. П. Попова, что эти данные показывают, что реально воцерковленных людей в соответствии с русскими православными нормами и традициями в стране от 5 до 10%, и их численность за время радикальных реформ после распада Союза растёт медленно. За последние два десятилетия значительно выросло число людей, воцерковленными не являющихся, обряды не соблюдающих, но называющих себя верующими, - рост от одной трети до двух третей населения, в два раза [7, с. 58].

Стоит остановиться и на таком показателе как отношение к религиозным праздникам. Среди опрошенных студентов МГУТУ их отмечают 87%, т.е. религиозные праздники отмечаются также неверующими.

Следует помнить, что не все культовые действия религиозно мотивированы. Посещать храм, участвовать в обрядах, отмечать религиозные праздники и т.п. могут как религиозные, так и нерелигиозные люди. Эти виды религиозного поведения не всегда свидетельствуют о наличии веры. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер; другие совершаются под влиянием общественного мнения и т.д. В таких случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием носит опосредованный характер [8, с. 298, 299].

На наш взгляд, именно поверхностная религиозность привела к парадоксальному, но только на первый взгляд, факту, что родители, в большинстве своем позиционирующие себя как православные, вместо религии в школе выбирают для своих детей светскую этику. С 1 апреля 2010 г. по распоряжению Президента РФ в 19 российских регионах в школах (пока только четвертые классы) в качестве эксперимента появился новый предмет. На выбор родителей это будут либо "Основы православной (мусульманской, иудейской, буддистской культуры)", либо "Основы мировых религиозных культур" или "Светская этика". Весьма любопытен выбор родителей. В Пензенской области (где религиозные фанатики почти полгодаждали под землей "конец света") на курс "Основы светской этики" записались 62% детей и еще 38% - на толерантный модуль "Основы мировых религиозных культур". В считающейся одним из оплотов РПЦ Вологодской области за курс светской этики высказались 58,2% родителей, а за общемировую религиозную культуру - 17%. В Удмуртии цифры похожие: 53% - "Основы светской этики", "Основы мировых религиозных культур" - 27,7%. Тоже самое в Свердловской области - 54,6%, мировые религиозные культуры - 23%. В Красноярском крае: 58,2% и 21,5% соответственно [9]. Можно всецело согласиться с автором статьи С. Пономаревым: "В принципе мы все должны быть благодарны инициаторам нового школьного предмета за неожиданное социологическое исследование. Оно дает куда более правдивое представление о якобы глубокой религиозности российского народа, его набожности и следовании канонам и заповедям... Впрочем, ведь и без того было ясно: если ты красишь яйца и печешь куличи на Пасху или кропишь яблоки и бочонки с медом на другие даты христианского календаря, ты отнюдь не всегда верующий. Между соблюдением неких обрядов и реальной религиозностью такая же разница, как между божьим даром и яичницей" [9].

Большинство россиян совершает свои поступки, опираясь нажизненно важные ценности. Опрос, проведенный Институтом Гэллапа в 2006 - 2007 гг., свидетельствует о почти тотальном принятии людьми ценностных установок, резко отвергаемых церковью: 53% россиян поддерживают женщин, ставящих карьеру выше семьи, 87% - использование противозачаточных средств [10]. По совокупности этих показателей, Россия может считаться одной из секуляризованных европейских стран. Общество ориентировано на эффективность, на успешность, ничего общего не имеющего религиозной ориентацией человека. На основании данных международного проекта "Мировые ценности" за 2001 г. Россия имела индекс религиозности - 0,35 (где 0 = "совсем не важна, а 1 = "очень важна"). Например, Швейцария, Люксембург, Финляндия имели индекс 0,34, а США - 0,49, Италия и Португалия - 0,49, а православная Греция - 0,47 [11, с. 135 - 136].

Согласно опросу студентов МГУТУ, 67,9% поддерживают использование противозачаточных средств. Ровно поровну за и против среди студентов разделились голоса в поддержку женщин, откладывающих ради карьеры создание семьи и рождение детей. Надежно закрепился в сознании студентов светский принцип равенстваженщин с мужчинами в обществе и семье: поддерживают 74% опрошенных. Однако в своей личнойжизни 52,8% считают, что главным в семье должен быть муж, такая ситуация неприемлема для 27,8% опрошенных. Такое расхождение можно объяснить тем, что общественные стереотипы столкнулись с патриархальным укладом конкретной семьи, которая воспитала студента. Налицо раздвоение сознания: общественный идеал одобряем, но у себя в семье хотим порядков, как у предков. Однако даже на уровне личностного восприятия почти для половины опрошенных идеал - равенство мужчины иженщины в семье.

Тип студенческой религиозности можно определить, исходя из того, что типы - это понятия, отражающие определенный характер религиозности, общий для некоторого числа людей, и служащие основой соответствующих классификационных групп. При выделении типов религиозности, также как и при определении ее критериев, требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозного сознания, интенсивности религиозного поведения, степени включенности индивида в религиозные отношения [12].

Религиозный тип студентов МГУТУ мы бы определили как тип с неустойчивой религиозной ориентацией, обнаруживающий сомнения в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболееважных религиозных праздниках и обрядах. Не имеют постоянных связей с религиозной группой. Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Таким образом, тип религиозности вузовского студенчества в целом совпадает с типом религиозности россиян.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ряса для модернизации // www.gazeta.ru. 25 февраля 2010.
2. См. подробнее: Яблоков И. Н. Религиоведение. М., 2001.
3. Попов Н. П. Насколько мы набожны // Мир измерений. 2008. N 5.
4. Голов А. А. Религиозность, а также что люди обретают в религии // Левада-Центр. 11 марта 2008.
5. Россияне и религия. 14.08.2007 // URL: www.levada.ru/press/2007081409.html
6. Каариайнен К., Фурман Д. Е. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий //
Общественные науки и современность. 2007. N 1.
7. Попов Н. П. Насколько мы набожны // Мир измерений. 2008. N 5.
8. Яблоков И. Н. Религиоведение. М., 2001.
9. Пономарев С. Народ-богоносец вместо религии в школе выбирает светскую этику //
Комсомольская правда. 2010. 12 февраля.
10. См: Смысл. 2007. 1 - 31 августа.
11. См. подробнее: Яблоков И. Н. Религиоведение. М., 2001.
12. Коротаев А. В., Халтурина Д. А.Современные тенденции мирового развития. М., 2008.