Назад в библиотеку

Изменение религиозности в условиях глобализации

Авторы: А.С. Берестовая

Ключевые слова: религиозность, структура религиозности, религия, глобализация, мировоззрение.

Источник:Дні філософського факультету-2012: Міжнародна наукова конференція(21-22 квітня 2012): Матеріали доповідей та виступів. – К.:Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2012.

Аннотация

В тезисах рассмотрено современное состояние религиозности. Сделана попытка раскрыть основные составляющие такого понятия как религиозность.

 

Религия продолжает играть огромную роль в обществе, однако она не отображается в сознании отдельно взятого человека во всей ее совокупности догматов и универсальности учения.  Другими словами если попытаться узнать у человека его религиозные предпочтения не ограничиваясь простым ответом, к примеру, что он православный или католик, в конечном счете он не найдет что ответить. Или последует ряд стереотипных фактов и убеждений, только далеко напоминающих ту религиозную систему, к которой данный человек себя относит. Почему так? Где коренятся истоки религиозной дезориентации человека? Более того, ответ такого человека с улицы гарантировано будет содержать эклектический сбор элементов учения абсолютно разных религиозных систем. Например, христианин может сказать, что он верит в переселение душ. А объявления в газетах по типу «Православная целительница очистит карму» стали всеобщим явлением и люди послушно на это идут.

Интересно то, что этот огромный пласт религиозных знаний гармонично укладывается в голове современного человека и благодаря веку информационных технологий постоянно пополняется новыми знаниями. В обыденном сознании человека можно отметить переплетение палитры образов, огромных массивов различной информации, которая с трудом поддается упорядочиванию и иерархизации. Человек обо всем узнает по немного, принимает это за свои убеждения, не углубляясь в значение и не задумываясь о взаимосвязи вещей. Все это выливается в особое отношение человека к своей религиозной позиции в социуме и его поведении. Поэтому сейчас под религиозностью следует понимать  степень вовлеченности человека в определенную конфессию, а также насколько это выливается в его мироощущение.

До периода Нового времени человек, идентифицирующий себя приверженцем той или иной религии, полностью отожествлял себя с этой традицией, неуклонно выполнял предписания, то сейчас сфера религиозного переместилась в сугубо индивидуальную позицию и носит личностный, субъективный характер. Другими словами так же включая в свое сознание иногда контрадикторные религиозные элементы, человек может спокойно жить и принимать светские принципы отличные от предписанных религиозными институтами. При этом не чувствуя своей отдаленности от «сакрального» и не ощущая никакого эмоционального кризиса на данной почве. Двойственность его религиозной причастности, отношение к «сакральному», абсолютна иная как он себя позиционирует в «профанном» мире. Это стало нормой, жить не по религиозным заповедям, а опираясь скорее на современные морально-этические нормы и правовое законодательство. И, тем не менее, оставаясь наедине с собой, человек ищет пути воссоединения с божественным началом и его поддержки. Религиозный опыт выражается в нерегулярном посещении культовых заведений, что, по сути, не имеет ничего общего с «misterium tremendum» Р. Отто. И человек не переживая истинного единения с «божественным» вносит в свою жизнь определенный багаж стереотипных моделей поведения, не имеющих ничего общего с его религиозной позицией. Сейчас религиозность понимается как образ жизни и мыслей верующего человека далеко не всегда сопровождающийся культовой практикой и вероисповедальной системой.

Чтобы охарактеризовать изменения религиозности современного человека, следует рассмотреть, каким образом составляющие данного феномена воспроизводятся в сознании человека и его непосредственной жизнедеятельности.

Рассмотрим религиозный опыт. Он предполагает особое эмоциональное переживание индивида при единении с божеством, ощущение благоговения и религиозного трепета перед божественным, контакта с иной реальностью. Чувство священного теряется в общем потоке информации вливающейся в сознание современного человека и получает свою реализацию чаще в следовании народным предрассудкам. Мышление человека редко обращается к проблемам религии, особенно догматическим и носит скорее разовый характер при жизненных критических ситуациях. При этом человек может полностью погрузиться в культовую действительность, сохраняя весь тот мозаичный объем напластований религиозных систем.

Если обратиться к другой составляющей религиозности – следованию религиозным традициям, то  можно выделить изменения и в этой области. Здесь также позиция современного человека характеризуется неустойчивостью и неопределенностью. К примеру, традиция отмечать великие православные праздники. Человек может и забыть и скорее всего не знать эти даты, но мимолетно услышав, что в данный день нельзя чего-то делать (распространение некого табу) обязательно постарается воздержаться от табуированного действия. Общая неосведомленность даже об основных традиционных праздниках является следствием той же безответственности и легкомысленности в отношении религиозной системы. И снова-таки человек чувствует себя комфортно при таких обстоятельствах, что ранее было бы не приемлемо.

Следующая составляющая - религиозные нормы и ценности - давно потеряли тесную связь с общими настроениями моралью общества. Скажем так, при выборе модели поведения именно на религиозные нормы и ценности оглядываются далеко не в первую очередь, как это было раньше. Следовательно, меняется отношение и приоритетность религиозного в глазах современного человека. Например, христианская ценность «любить ближнего своего как самого себя» сливается в общее понятие гуманности и зачастую носит скорее декларативный характер, нежели религиозно окрашенный.

Для нового типа религиозности характерно ослабление следованию канонических норм и предписаний. Верующий по «своему вкусу» формирует образ того, во что верит и как он это делает, состоящий из комплекса различных религиозных учений и практик. При этом в сознании индивида становятся нечеткими границы мифа, религии, науки и искусства. В итоге формируется мировоззрение лишенное универсального единства, «сакрального ядра», с множеством не иерархично упорядоченных объектов поклонения.