Назад в библиотеку

Насколько реалистична виртуальная религиозность?

Авторы: А.С. Берестовая

Ключевые слова: виртуальная религиозность, религиозное сознание, реальность, информационное пространство, современность.

Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості. Матеріали ХХХ Міжнародної науково-практичної конференції (Донецьк, 20 травня 2012 року). - Донецьк: : ІПШІ "Наука і освіта", 2012., 45-46 с.

Аннотация

Репрезентация образа субъекта в компьютерных сетях носит адекватный существующему в реальной жизни уровень религиозности. Происходит наполнение смыслами и ценностями жизни, отражение внутреннего состояния человека такое же, как и в реальности. Стираются границы между религиозностью индивида и ее аналога в виртуальной реальности.

 

Научно-технический прогресс не стоит на месте, а продолжает объединять людей по всему миру. Все более люди погружаются в виртуальную реальность, выстраивая свои отношения с другими индивидами, формируя свой виртуальный образ. Инструментом для презентации этого образа в большей степени становятся социальные сети. Данные процессы затронули и самые внутренние интенции и сферы жизнедеятельности современного человека, такие как религиозность.

В последнее время становятся популярными блоги и форумы религиозного содержания, в которых люди могут высказывать свои мнения по поводу происходящий религиозных событий, праздников и проблем, беспокоящих верующих людей. По данным статистики, представленной администрацией социальной сети «ВКонтакте», количество групп (сообществ) людей, позиционирующих себя как религиозные около 35 тыс. Согласно этим данным, православными себя называют 10 млн. пользователей (10, 5%), мусульманами – 1, 5 млн. (1,6%), буддистами – 363 тыс. (0, 38%), атеистами – 463 тыс. человек (0, 49%). Статистика содержит внушительные числа и заставляет задуматься о роли социальных сетей в религиозной составляющей жизни человека. Так же зарегистрировано формирование отдельных социальных сетей объединяющих людей только по религиозному признаку. Это интернет сайты, на которых регистрируются только верующие определенной религиозной традиции или «мультикультурные» сети. Например,  Faithbook, MyChurch, Моя вера и т.д. Эти религиозные сети в основном представляют собой информационные контенты, содержащие общие сведения, общение, знакомства. Здесь происходит активное обсуждение учений, священных текстов, прошедших событий, комментарии,  сведения о практическом применении вероучений.

Представляет интерес тот факт, что, по различным оценкам, аудитории данных социальных сетей состоит на 50-70% из молодежи. Из этой статистики следует вывод, что религиозная проблематика актуальна и важна для подрастающих поколений. Можно говорить о том, что онлайн-активность и далее будет расти вместе с реципиентами, и представлять собой существенные дисскусионные площадки с возможностью объединения на религиозной почве. При этом отмечается значительная активность при обсуждении вопросов связанных с религией. Благодаря подобного рода «местам обсуждения», люди более подробно узнают о конфессии к которой они себя причисляют. Если учитывать быстрый темп жизни современного человека, то социальные сети, блоги становятся единственным местом, где человек может реализовать свои духовные потребности. Человек проводя достаточно времени за обсуждениями на религиозные темы вовлекается в традицию и повышается уровень его религиозной активности.

На современном этапе развития информационных технологий можно говорить о существовании такого феномена как отдельные «виртуальные» приходы у священников христианской традиции. Например, греко-католик или православный священник имеет свой приход, который исчисляется количеством добавленных друзей (в сети «ВКонтакте») для данной цели. При этом человек не обязательно приходит к данному священнику на литургию, но часто пользуется возможностью личной, электронной переписки для получения советов по «духовным» вопросам и консультациям в религиозной сфере.

Следует отметить, что официально, подобные образования ставят за цель стать катализатором для конструктивного диалога между представителями различных религий. Однако, на практике обсуждения на подобных серверах приводят к оголению религиозно-этнических стереотипных конфликтов, усугубляя межкультурные отношения. И все же рассматривая в целом данные процессии мобилизации и концентрации верующих в социальных сетях важно охарактеризовать общую ситуацию в данных сообществах как максимально толерантную, готовую к диалогу и попыткам открыться представителям иных религиозных вероисповеданий.

Подводя итоги, следует сказать, что репрезентация образа субъекта в компьютерных сетях носит адекватный существующему в реальной жизни уровень религиозности. Происходит наполнение смыслами и ценностями жизни, отражение внутреннего состояния человека такое же, как и в реальности. Стираются границы между религиозностью индивида и ее аналога в виртуальной реальности. Поэтому нужно признать религиозность, проявляющуюся в виртуальных сетях, как объективный процесс продолжения человеческого сознания в современных информационных условиях.