Назад в библиотеку

Реферат по дисциплине: «Философия науки, техники, образования. Болонский процесс» на тему: «Формы и методы теоретического уровня познания»

Автор: Богдан Е.Ю.
Проверил доц. проф. зав. каф. Додонов Р.А.

Введение

Наука развивается огромными темпами. Только за последние 300 лет человечество достигло 90% всех научно-технический открытий (это означает, что 90% ученных, живших когда-либо на Земле, являются нашими современниками). По подсчетам, объем полученных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Весь прогресс можно наблюдать в изменившейся картине мира. Именно наука привела человечество к постиндустриальному обществу, внедрению новейших информационных технологий, начало переноса информации в электронный вид, что значительно упрощает ее использование, поиск, хранение и т.п. Все это только лишний раз подтверждает, что основная форма человеческого познания   наука в наши дни становится неотъемлемой частью существования всего человечества. Но продуктивной науку делает ее развитая система методов, принципов и императивов познания. Ведь успех ученного зависит не только от его таланта, очень большую роль играет правильно выбранный научный метод. Очень сложно подсчитать на сегодняшний день, сколько существует наук, которые имеют свою цель и методы исследования, и назвать какую-то определенную цифру. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности, постоянно увеличивается. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Но вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами. Именно это обстоятельство подчеркивает важность наличия философского знания у любого ученного. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» [1] занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов.

Постановка задачи

В задачу данного реферата входит внимательное и детальное изучение предметной области, выделение структуры научного познания, выявление основных форм и методов теоретического уровня познания.

Целью данной работы является выделение уровней познания, детальное изучение его форм и методов исследования.

Объектом исследования является теоретическое научное познание

Предмет исследования   формы научного теоретического познания, методы исследования теоретического научного познания.

Актуальностью данной работы является то, что наука не стоит на месте. Постоянно появляются все новые и новые науки. На сегодняшний день насчитывается больше 15000 различных наук. Соответственно, количество методов, которые использует наука для познания действительности, постоянно увеличивается. Перед ученными возникает проблема выбора правильного научного метода исследования. Владение методом для ученного означает знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. В этой работе произведена попытка детального рассмотрения теоретических научных форм познания и выявление методов исследования. Эта работа может быть актуальна для ученных, которые занимаются научной деятельностью.

Научное теоритическое познание и его особенности

Среди множества различных познавательных процессов можно выделить основные виды познания. В их классификации нет единства мнений, но чаще всего говорят об обыденном, мифологическом, религиозном, художественном и научном познании.

Научное познание есть профессиональным видом общественной деятельности. Это означает, что оно не доступно любому человеку, а лишь тому, кто прошел специализированную подготовку, которая дала ему знания и умения для научно-исследовательской деятельности. Оно осуществляется по определенным научным канонам, которые принимаются научным обществом. Научное познание специально ориентировано на изучение явлений, законов бытия, неизвестных ранее. В научном познании используются специальные методы исследования, производится оценка качества полученных знаний на основе принятых научных критериев, используются свои инструменты, которые не применяются в обычном производстве и обыденном опыте. Все добытые в научном исследовании знания обладают принципиальной новизной, они обоснованы, системно организованы и выражаются на особом научном языке.

У процесса научного познания есть свой объект, субъект, значение как результат и свой метод исследования. Это означает, что наука имеет дело с особым набором реальных объектов, несводимых к объектам реального опыта, а так же, научные знания являются продуктом научной деятельности.

Предметом научного теоретического уровня познания есть сущность. Характером полученного знания являются сущностные законы и научные объяснения. Методами научного теоретического познания есть: мысленный эксперимент, построение теории с помощью логических методов, которые будут рассмотрены далее в данном реферате. Язык выражает идеальные объекты сущности реальных объектов.

В науке различают два метода исследования   это эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет в своем основании неодинаковость методов познавательной активности и характера достигаемых научных результатов. Это работа посвящена теоретическому уровню познания, поэтому далее речь пойдет именно о нем.

Теоретическая форма познания, или рационализм (от лат. ratio   разум), как наивысший уровень постижения и объяснения мира, конечно, опосредуется знаниями, полученными с помощью органов чувств, но выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях [2]. Результаты теоретического познания относительно автономны и практически не зависят от данных научного наблюдения и эмпирических исследований. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий. В теоретическом познании применяются особые мыслительные операции, позволяющие тем или иным способом прийти к новому знанию, которое объясняет полученные ранее или же развивает уже имеющееся теоретическое знание.

Предметом исследования научного теоретического метода познания есть идеализированные объекты, сформированные в результате идеализации. Гносеологическая направленность состоит в познании сущности и причины. Познавательные функции теоретического научного познания   это объяснение, прогнозирование. Характер и тип получаемого знания: гипотеза, теория и проблема.

Проблема   вопрос, ответа на который пока нет в наличном научном знании, своеобразное знание о незнании (так, физики в принципе знают сегодня, что такое термоядерная реакция, но не могут сказать, как сделать ее управляемой).

Гипотеза   научное предположение, которое вероятностным образом объясняет ту, или иную проблему (например, различные гипотезы о происхождении жизни на Земле).

Теория   достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов (скажем, теория химического строения А. М. Бутлерова).

Динамику научного теоретического познания можно выразить следующим образом. Возникает проблема, для ее решения выдвигают гипотезу, далее, гипотезу проверяют (например, с помощью эксперимента). Если гипотеза так, или иначе подтверждается, строят новую теорию. Поскольку не одна теория не дает абсолютно полного достоверного знания, возникает новая проблема. Далее, этот цикл повторяется.

Методы теоритического научного познания

Метод   это способ достижения цели. К основным научным методам теоретического исследования относятся: формализация, аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный [4]. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. [5]

3.1 Аксиоматический метод познания

Теоретическое объяснение результатов возникло на базе аксиоматического метода познания, которым успешно пользовался великий древнегреческий математик Евклид (IV-нач III в до н.э.). Он первый предложил умозрительный (теоретический) способ доказательства истины. Исходные данные он представлял в виде аксиомы, или такое положение, которое не требует первоначального доказательства, а далее, с помощью логических приемов, выводил принципиально новое значение.

Аксиоматический метод (греч. axioma   принятое положение)   один из способов дедуктивного построения (Дедукция) научных теорий. В основании аксиоматически построенной теории лежат аксиомы, т. е. предложения, принимаемые без доказательства. Все остальные предложения теории выводятся из аксиом (т. е. доказываются) на основании логических правил вывода и правил определения, допустимых в данной теории. В качестве таких правил используются правила формальной логики, в т. ч. математической логики. Следовательно, в случае аксиоматизации какой-либо теории необходимо, во-первых, определить совокупность законов логики, к-рые будут использоваться в дальнейшем, во-вторых, выбрать аксиомы и, в-третьих, вывести из аксиом на основании правил вывода все остальные истинные утверждения данной теории [3]. Аксиоматическая теория в настоящее время понимается как особый формализованный язык (система знаков), использующий только дедуктивную технику вывода и выполняющий определенные синтаксические и семантические требования; такой язык описывает любые множества объектов, которые ему удовлетворяют. Аксиоматизация является лишь одним из методов построения научного знания.

3.2 Гипотеко-дедуктивный метод познания

Дальнейшее развитие аксиоматического метода повлекло за собой появление нового метода гипотеко-дедуктивного познания. С точки зрения философии, данный метод предполагает хорошо развитую фантазию и воображение ученных, которое в науке не является лишенными смысла, или лишенными каких-либо логических обоснований. Однако все гипотетико-дедуктивные знания носят предварительный, вероятностный характер и требуют экспериментальной проверки или теоретического обоснования, которые при положительном итоге и делают их научными теориями. Если же практические данные не отвечают ожидаемым результатам, то гипотезы или модифицируются (уточняются, конкретизируются, наполняются новыми идеями, предложениями и вновь проверяются), или отвергаются как ошибочные, после чего заменяются другими. В этом методе преобладает индуктивное движение, связанное с повышением вероятности возможных истин в том случае, если выведенные из них следствия получают подтверждение в опыте. Но и в этом методе есть элементы дедукции, например, в процедуре выведения следствий из гипотез и снижения вероятности гипотез при неподтверждении в опыте полученных из них следствий.

Следовательно, и гипотетико-дедуктивный метод есть единство индукции и дедукции, хотя и с преобладанием индуктивной составляющей.

Достоинство гипотетико-дедуктивного метода состоит в возможности расширения имеющегося знания. Ограниченность этого метода заключена в отсутствии задач организации имеющегося знания.

Можно сделать вывод, что оба метода   аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный должны дополнять друг друга в процессе развития научного знания. Аксиоматико-дедуктивный метод преимущественно организует полученное знание, гипотетико-дедуктивный метод расширяет область достигнутого знания.

3.3 Метод формализации познания

Зачастую, форма мысли и ее содержание не совпадают. Для выделения формы мысли используют специальные символы. Это позволяет систематизировать научную теорию, перенести объекты в область оперирования со знаками или формулами. Выделяют логическую и нелогическую формализации. Прочитать формальный язык сможет человек, с определенной научной практикой, зная специальные символы обозначений. Это значительно упрощает понимание самой теории и формы мысли, ведь формальный язык описания зачастую заменяет множество страниц теории. Формализация есть более строгим и точным выражением знания, чем естественный язык. Это позволяет исключить неточности понимания предметной области и суть решаемой задачи. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания и играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании [4]. С помощью метода формализации можно формализовать теории с несложной логической структурой и не громоздким запасом знаний. К таким можно отнести исчисление высказываний, вычисление предикатов, представление некоторых задач булевой логики и элементарную геометрию. Однако, формализуемость классической математики так и не удалось доказать. Формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.

3.4 Метод абстрагирования

Абстрагирование   это мысленное выделение какого-либо предмета, без учета его связей с другими предметами. То есть, суть метода состоит в приведении от полного знания к малосодержательному представлению. Абстрагирование помогает отвлекаться от некоторых свойств объекта с целью более детального исследования какой-то определенной стороны. Результатом абстрагирования есть абстрактные понятия, такие как: форма, цвет, кривизна, красота и т.п. Именно поэтому, абстрагирование есть необходимым условием возникновения и развития любой науки и человеческого мышления. Ведь это движение мысли в суть самого предмета, выделения существенных моментов.

3.5 Метод идеализации

Специфическим видом абстрагирования есть идеализация. Идеализация   мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Идеализация   это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть: точка, окружность, линия [5].

Выводы

В данном реферате были рассмотрены формы и методы научного уровня познания. Было выявлено, что существуют несколько форм познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное и научное познании. Научное познание есть видом профессиональной деятельности и свойственно людям, которые прошли специальную подготовку и имеют склонность к научной деятельности. Научное познание в свою очередь бывает теоретическим и эмпирическим. Теоретическое познание раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы их бытия, поэтому оно является знанием более высокого порядка, чем эмпирическое.

Определено, что теоретическое познание   это всегда долгая и сложная работа мысли, проходящая с помощью многообразных методов и нескольких интеллектуальных операций. Оно существует в различных формах, но важнейшими из них является проблема, гипотеза и теория. Было установлено, что динамика научного теоретического процесса циклична.

У теоретического уровня научного познания существуют логические методы исследования. Они характеризуют человеческое мышление и применимы практически во всех областях опознавательной деятельности. В реферате были рассмотрены такие методы научного теоретического уровня познания: аксиоматический метод познания, гипотеко-дедуктивный, метод формализации, метод абстрагирования, метод идеализации. Было выявлено их значение и отличие этих методов между собой.

В этой работе было детального рассмотрено теоретические научные формы познания и выделены методы исследования. Эта работа может быть актуальна для ученных, которые занимаются научной деятельностью.

Список источников

  1. Лавриненко В.Н. Философия/ Г. И. Иконникова, В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, М. М. Сидоров//Юристъ: 2000.
  2. Общий курс философии. Часть I [Электронный ресурс] .  : URL http://progs-shool.ru/obshhij-kurs-filosofii/517.html
  3. Краткий словарь по философии [Электронный ресурс] .  : URL http://progs-shool.ru/kratkij-slovar-po-filosofii/31.html
  4. Методы научного исследования [Электронный ресурс] .  : URL http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/ETEOR/ORGANIZ_ISSLED_D/METOD/.htm
  5. Теоретические методы научного познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный. [Электронный ресурс] .  : URL http://studfilosed.ru/voprosy-i-otvety-po-filosofii/32-teoreticheskie.html
  6. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика / П.В.Алексеев, А.В.Панин.   Москва: Высшая школа, 1991