Назад в библиотеку

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Авторы: М.А. Буланая, С.А. Цололо
Источник: Інформаційні управляючі системи та комп’ютерний моніторинг (ІУС КМ — 2013) — 2013 / Электронный архив ДонНТУ

Аннотация

Буланая М.А, Цололо С.А. Современные системы контроля знаний студентов. Выполнен обзор пример существующих offline- и online систем тестирования. Произведено сравнение выбранных для анализа программных продуктов. По результатам сравнения выделены основные критерии, предъявляемые к современным системам контроля знаний.

Ключевые слова: контроль знаний, система тестирования, offline- и online-системы, АСУ ВУЗа.

Постановка проблемы.

Появление интерактивных систем тестирования напрямую связано с развитием дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1,с.17].
Дистанционное образование появилось очень давно. Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад. Многие ученые признают его родоначальником дистанционного образования [2]. В конце XIX века, благодаря появлению регулярной почтовой связи, появляется «корреспондентское» обучение. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения в начале 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток – у учащегося не было возможности получить обратную связь [3]. Первые попытки обучения с помощью компьютера относятся к концу 50-х годов. В конце 80-х компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр [3]. С тех пор во всем мире ведутся непрерывные научные поиски решения проблемы эффективного и дешевого способа обучения с помощью компьютера.

Цель работы

выбрать несколько существующих систем тестирования и провести их краткий анализ, проследить историю перехода интерактивного обучения от offline к online, выбрать лучшую. Для анализа выберем наиболее релевантные и широко используемые автоматизированные системы тестирования, такие как PikaTest, UniTest, Indigo и Moodle.

Обзор системы тестирования PikaTest

PikaTest – это бесплатная программа для создания и проведения двухуровневых тестов с неограниченным количеством вопросов, по типу ЕГЭ [4]. Она интересна в первую очередь тем, что является offline системой тестирования. В настоящее время это встречается крайне редко.
PikaTest появилась в начале 2012 года. С помощью этой программы можно создать полноценный тест, с неограниченным количеством вопросов. Тест может содержать аудио- видео- файлы, а также таблицы и изображения. Имеется возможность добавления вопроса с вариантами ответов и без них, а также указание стоимости каждого отдельного вопроса. Программа позволяет создавать тесты с ограниченным временем прохождения. Файлы тестов сохраняются в формате *.pikatest, который воспринимается только программой. Подробный отчет о тестировании сохраняется в формате *.txt и доступен для просмотра [4].
Прохождение тестирования осуществляется по следующей схеме:

Основные преимущества:

Недостатки:

Обзор системы тестирования UniTest.

UniTest – это комплексное программное решение для проведения компьютерного тестирования, функционально реализованное по CAM-технологии [5,с.8] (CAM – с англ. Computer-Аided Manufacturing). Первые версии программы появились еще в 2007 году.
Программа предназначена для формирования банка тестовых заданий и организации процесса проверки знаний [5,с.9]. Позволяет организовать процесс контроля знаний с помощью компьютерного тестирования в сети с использованием транспортного протокола TCP/IP, а также локального тестирования.
Система UniTest программно реализована с применением технологий Microsoft.NET 3.0, уникальных алгоритмов параллельной обработки информации и передовых средств криптографической защиты [6].

Схема организации работы системы UniTest
Рисунок 1 – Схема организации работы системы UniTest

Система UniTest состоит из двух программных модулей: UniTest TUTOR и UniTest CLIENT:

  1. Модуль TUTOR поддерживает работу двух категорий пользователей («Администратор», «Тьютор») и предназначен для обеспечения работы с банками тестовых заданий, которые кроме текстовой части могут включать в себя различные мультимедиа-компоненты: статическую и динамическую графику, Shockwave Flash-анимацию, видео- и аудио фрагменты. Модуль TUTOR позволяет организовать хранение тестовых заданий по секциям, а также создавать любое количество сценариев тестирования, дает возможность ведения электронных журналов с результатами тестирования, обеспечивает структурирование студентов по подразделениям и учебным группам.
  2. Модуль CLIENT предназначен для категории пользователей «Студент», обеспечивает доступ к готовым тестам системы UniTest и виртуальной зачетной книжки с результатами тестирования [6].

Система является бесплатной и доступна всем пользователям на официальном сайте продукта.

Основные преимущества:

Недостатки: несовместима с последними версиями ОС (Windows 7/8); высокие требования к техническим средствам; назначение логина и пароля, для аутентификации преподавателей и студентов, непосредственно «Администратором» (так сказать «в ручную»).

Обзор системы тестирования Indigo.

Indigo – представляет собой мультифункциональный комплекс программного обеспечения, позволяющий автоматизировать процесс проведения тестирования и обработки результатов [7,с.3]. Продукт был разработан в 2010 году.
Система «INDIGO» является универсальным инструментом, который можно использовать для решения широкого спектра задач [7,с.3]:

  1. Определение уровня готовности учащихся школ к ГИА и ЕГЭ.
  2. Тестирование и контроль знаний студентов по различным дисциплинам.
  3. Определение профессионального уровня сотрудников (в том числе при приеме на работу).
  4. Автоматизация психологических тестов, в том числе профориентационных (выбор профессии).
  5. Проведение опросов (социологических, маркетинговых, выявление доминирующей точки зрения и т.д.).
  6. Автоматизация проведения викторин и олимпиад.

Работа с INDIGO делится на две части: интерфейс Администратора и интерфейс Пользователя.
Интерфейс Администратора тестовой оболочки представляет собой Windows-приложение, которое реализует следующие функции:

  1. Создание и редактирование тестов.
  2. Управление базой тестов.
  3. Управление базой пользователей.
  4. Управление Web-сервером и правилами тестирования.
  5. Доступ к результатам тестирования.

Интерфейс пользователя тестовой оболочки представляет собой Web-интерфейс, которые реализует следующие функции:

  1. Регистрация и авторизация пользователей в системе.
  2. Просмотр доступных тестов.
  3. Выбор теста и проведение тестирования.
  4. Просмотр результатов тестирования и ошибок.
  5. Доступ к журналу результатов.

Схема организации работы системы INDIGO
Рисунок 2 – Схема организации работы системы INDIGO

Основные преимущества: простая установка системы; доступный интерфейс пользователя; продукт совместим со всеми ОС семейства Windows (XР/2003/Vista /7/8); поддержка всех распространенных браузеров; централизованное хранение данных и Web-интерфейс пользователей; иерархическая группировка тестов и пользователей (правила тестирования); широкие возможности конструктора тестов.
Недостатки: система является платной, отсутствие разделения администратор-преподаватель (не всегда преподаватель имеет навыки работы с подобного рода системами); относительно большой объем потребляемой памяти; высокие требования к оборудованию.

Обзор системы тестирования Moodle.

Moodle – это система управления содержимым сайта (Content Management System CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие е-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems – LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments – VLE) [9,с.3]. Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом и переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.
Система тестирования является лишь малой частью большой программы.
Тестирование предложено осуществлять по следующей процедуре [9, с.103]:

  1. Преподаватель разрабатывает и размещает на странице своего курса тесты, указывая в их параметрах даты, когда тесты будут доступными для прохождения, время, которое отводится на выполнение одной попытки, количество попыток, предоставляемое каждому студенту и метод оценивания.
  2. Преподаватель сообщает студентам о содержании теста, месте, дате и времени Тестирования.
  3. После тестирования преподаватель анализирует его результат.

Moodle – это абсолютно бесплатный проект с открытым исходным кодом. Его поддержкой занимается компания-разработчик, штаб-квартира которой находится в Австралии [10].
Основные преимущества: полный набор необходимых функций; открытый исходный код продукта (что позволяет добавить все необходимые элементы); система Moodle универсальна в плане требований (любая ОС, установленный модуль PHP и одна из СУБД); все виды тестов (включая написание эссе).
Недостатки: система тестирования является частью большого программного продукта; обслуживание предоставляется за отдельную плату.

Выводы

После анализа всех выбранных систем, можно сказать, что если нет необходимости в организации всего обучающего процесса, то лучшей программой, для проведения интерактивного тестирования, послужит UniTest. Единственное, что необходимо учитывать, это требования к оборудованию и программному обеспечению.
Собственное решение – это наилучший вариант для построения системы, которая будет соответствовать предъявляемым требованиям, как техническим, так и функциональным [10].
Таким образом, эффективная система тестирования должна обладать следующими характеристиками:

  1. Возможность тестирования как локально, так и по сети.
  2. Использование современных криптографических средств для защиты информации.
  3. Наличие системы аутентификации пользователей.
  4. Система должна быть модульной, для удобства использования.
  5. Программа должна быть тесно интегрирована с АСУ ВУЗа.

Реализация последнего пункта является наиболее важной с точки зрения эффективного внедрения системы тестирования в уже существующую АСУ ВУЗа.
Дальнейшая работа авторов будет направлена на реализацию системы тестирования, которая будет интегрирована в существующую АСУ «Деканат», используемую во всех подразделениях ДонНТУ.

Список литературы

1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
2. Elitarium: Центр диагностического образования [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru
3. Википедия – свободная энциклопедия [электронный ресурс] – Режим доступа: Дистанционное_обучение
4. Сайт программы PikaTest [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kripexx.narod.ru/pikatest/
5. Система компьютерной проверки знаний тестированием UniTest версии 3.7.0 [Электронный ресурс] : руководство пользователя / У. Н. Янаева. – 2-е изд. – Красноярск: ИПК СФУ, 2010.
6. Сайт программы UniTest [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unitest.sfu-kras.ru/
7. Руководство пользователя по работе с программным продуктом «Система тестирования INDIGO» Версия руководства: 1.2, 2011. – 76 с.
8. Сайт программы INDIGO [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.indigotech.ru/
9. Работа в системе дистантного обучения Moodle. Инструкция для преподавателей ./ В.В. Гвоздев, В.В. Проскурин/ Тольятти, 2011. – 155 с.
10. Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Доклад на тему «Обзор существующих платформ и систем управления контентом в целях обеспечения учебного процесса». Докладчик: Кригоузов Илья Сергеевич. Москва, 2011г.