ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Сознание человека является многомерным и динамичным явлением, которое играет важную роль в формировании и развитии гармонично развитой личности. Особый интерес для религиоведения составляет религиозное сознание, поскольку в его основе лежит вера в сверхъестественное, потустороннее, которое не подлежит проверке и верификации.

Религиозное сознание формируется наряду с другими формами общественного сознания, поэтому важными являются вопросы об их сосуществовании и возможности постепенного доминирования одной из них, выделения из общей цепи.

1. Актуальность темы

Актуальность темы заключается в том, что религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, что в течение многих лет отвечало объективным потребностям человека. Возникает много вопросов относительно судьбы религии, относительно того, в какой форме может существовать религиозное сознание на современном этапе, когда большинство стран является поликонфессиональными. Появляются новые религиозные течения и движения со своим видением понятия религии, религиозности и т.д. Поэтому возникает необходимость рассмотреть категории «сознательное», «бессознательное» в структуре современного религиозного сознания, определить его характеристики и границы функционирования.

Сознание человека в философии и религиоведении всегда оставалась в центре исследований. В зависимости от научных тенденций и поставленных вопросов, человек находился на том или ином уровне реальности в соответствии с онтологическими и гносеологическими решениями. Актуальность данной работы также вызвана необходимостью переосмыслить категории «сознательное» и «бессознательное» в контексте религиозного сознания, в соответствии с его современным состоянием в религиоведении и выявить факторы, которые влияют на формирование религиозности индивида и общества в целом.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью исследования является экспликация содержания категорий «сознательное» и «бессознательное», в том числе и взаимосвязи в историко-религиозном и теоретико-методологическом ракурсах.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

  1. Проанализировать философские, психологические и религиоведческие подходы в зарубежной и отечественной литературе к проблеме религиозного сознания и ее аспектов.
  2. Раскрыть содержание категорий «сознательное» и «бессознательное» в структуре религиозного сознания.
  3. Установить отдельные составляющие компоненты структуры религиозного сознания и выявить их функциональность.
  4. Выяснить характер взаимоотношений между социальной и индивидуальной стороной феномена религиозного сознания.
  5. Установить факторы, которые влияют на развитие религиозного сознания.
  6. Проанализировать влияние современного информационного пространства, в частности всемирной паутины Интернет, на трансформации религиозного сознания.

В ходе магистерской работы использовались общие философские методы индукции и дедукции, анализа и синтеза. С помощью исторического метода выявлено соотношение зарубежных и отечественных традиций и подходов к исследованию религиозного сознания. Основным методом, который был использован при написании работы, является системный подход, суть которого заключается в установлении взаимосвязей и взаимовлияний между аспектами религиозного сознания и факторами его формирования. Также применялся метод компаративного анализа для выявления устойчивых положений в сфере религиозного сознания в ходе исторического развития и изменений в зависимости от трансформационных процессов, происходящих в обществе. Герменевтичний метод использовался для выявления родства или разницы в идеях отдельных авторов, а также в качестве интерпретации текстов. Стоит упомянуть еще исторический, компоративний, герменевтичний методы.

Объектом исследования является феномен религиозного сознания в рамках мировых религий.

Предметом исследования является содержание категорий «сознательное» и «бессознательное» в структуре и динамике религиозного сознания.

3. Обзор исследований и разработок

Проблемам религиозного сознания посвящено достаточно большое количество зарубежных и отечественных работ и они требуют систематического переосмысления наработанных материалов, приведение их в соответствие с требованиями времени.

3.1 Обзор международных источников

В современных исследованиях религиозного сознания значительное место занимает социально-психологический подход.Психологические объяснения, которые выводят религию с индивидуальной или групповой психики. Значительный вклад в этом направлении был сделан в работах В. Джеймса [9],В. Дильтея [10], М. Элиаде, где поиски оснований религии сосредоточены в эмоциональной сфере религиозного опыта. В ХХ веке социальная психология сделала вполне успешные попытки заглянуть во внутренний мир человека с целью объяснить его поведение. Было создано множество теорий личности в работах С. Фрейда [28], К.Г. Юнга [31,32], Е. Фромма [29,30],К. Леви-Брюля [17], А. Адлера, Ж. Лакана [16]. Бесспорной заслугой аналитической психологии является исследование латентных сфер сознания человека – бессознательного, которые открывают новые возможности в исследовании концептуальных основ религии.

Проблемы генезиса и эволюции религиозного сознания, как исторически первого способа мышления и концептуализации знания рассмотрены в работах: А. Швейцера, Е. Тайлора, Д. Фрезера, Г. Маретта, Е. Ленга.

Новейшие исследования сознания опираются на концепции и практические разработки представителей трансперсональной психологии: С.К. Грофа [7], А.К. Минделла и других. Авторы осветили проблематику измененных состояний сознания (ЗСН), которые играли значительную роль в жизни не только архаических и традиционных обществ, но оказалась актуальными в исследованиях религиозного сознания современности. Такие исследования позволяют составить представление о глубинные уровни сознания.

3.2 Обзор отечественных источников

Среди отечественных исследователей наиболее весомый вклад в сфере религиозного сознания имеют наработки: В.И. Воловика [5], Е.А. Торчинова [26], П.В. Берснева [3], С.А. Токарева [25], А.М. Колодного [14], М.В. Попова, К.К. Платонова, Иванченко А.С., И.М. Яблокова [20], В.И. Гараджа [6] и других. Они также рассматривали проблемы генезиса и эволюции религиозного сознания, изучали проблемы «сознательного» и «бессознательного» не только с религиоведческой позиции но и с позиции философии религии, психологии религии, социологии религии с обзором разработок прошлых лет. В работах некоторых авторов поднимаются вопросы, касающиеся взаимодействия религиозного сознания и соматической системы, измененного сознания и мистического опыта, а также их взаимосвязи.

3.3 Обзор локальных источников

В Донецком национальном техническом университете проблема религиозного сознания нашла отражение в публикациях материалов международных научных конференций кафедры философии. Среди них можно выделить доклады и статьи: Кабаченко Л.С. и Мальковськой Л.И. «Влияние религии на социально-психологические особенности формирования мировоззрения современной студенческой молодежи», Вологжаниной Ю.В. «Психологическая сторона религиозной веры» [21], Саковськой Е.Г. «Социальная политика религиозных конфессий как механизм воздействия на религиозное сознание общества» [21].

4.Категории «сознательное» и «бессознательное» в религиеведческой и философской литературе XIX-XX вв.

В «Философском энциклопедическом словаре» религиозное сознание определяется как «способ отношения верующего к миру, связей с ним через систему взглядов и чувств, содержание и значение которых составляет вера в сверхъестественное».

В научной литературе часто говорят о два уровнях, на которых проявляется религиозное сознание:

  1. Обыденный (природный);
  2. Теоретический (концептуальный).

«На повседневном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, установок, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций. На этом уровне присутствует рациональный, эмоциональный и волевой элементы религиозной веры, но доминирующая роль принадлежит эмоционально-волевым элементам. Содержание сознания обретает наглядно-образные формы. По характеру своего формирования оно в значительной мере носит индивидуально-личностный характер, поэтому этот уровень нередко называют религиозной психологией.

Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительних книгах (Библии, Коране и т. д.), утвержден религиозными организациями в виде неизменных, канонизированных формул (догматов), признание которых, в их раз и навсегда установленном виде является непременным условием правоверия. Содержание вероучения развивается и обосновывается в специальной области религиозного знания – богословии или теологии, которая представляет собой целый набор теоретических и практических дисциплин: апологетику, догматику, пастырское богословие и т.д.» [23]

Рисунок 1 – Человек как носитель религиозного сознания (анимация: 11 кадров, 11 циклов повторения, 142 Кб).

В ходе исторического процесса мировоззренческие ориентации людей менялись в зависимости от качества и содержания знания, которым обладал тот или иной уровень общественного развития. В традиционных обществах миф и религия играли доминирующую роль в культуре и определяли мировоззренческие ориентации людей. В модернизированном обществе, в котором происходят ускоренные изменения социальной жизни, наука, научная рациональность превращаются в одну из доминирующих ценностей.

Рассматривая проблему эволюции религиозной философии, следует сказать о протестантской. То, что религиозный опыт, опыт откровения является основой религии, было замечено еще Фридрихом Шлейермахером, который считал, что суть религии – человеческое переживание бесконечности, или бога. Подобное переживание находит свое выражение в благоговении, почтительном изумлении и глубоком ощущении абсолютной зависимости, которая является сутью религиозного опыта.

Способность созерцать и чувствовать бесконечность в конечном трактуется Шлейермахером как корень, основа сознания. Чувства – сфера подлинной религиозности, в них есть связь между практической и теоретической стороной жизни, между человеком и миром. Хотя «чувства» не тождественны теоретическому сознанию, они не являются только субъективным процессом: «ощущение» есть процесс раскрытия души, выявление ее внутренней связи со вселенной. Будучи такими, чувства являются «высшим ведением». Отождествление религии с чувством у Шлейермахера характеризует религию как жизнь сознания, неотделимую от полноты переживания. С этих позиций Шлейермахер противопоставляет религию догматике и религиозной практике, которые являются результатом соединение религии с теоретической и практической жизнью.

Важно помнить, что религия не только социальное, но и психологическое явление. Она является составной частью внутренней эмоционально-волевой и духовной составляющей религиозной жизни личности. Именно на эту сторону религии делают акцент в своих исследованиях представители психологии религии – одного из разделов религиоведения, что находится на стыке философии и психологии. Основная предпосылка психологии религии заключается в том, что ее источник находится не в окружающем мире человека, а в самом человеке, в его внутреннем мире, и не в интеллектуальной, а в эмоционально-волевой сфере. А наиболее яркими представителями в этом направлении стали В. Джеймс, С. Фрейд и К.Г. Юнг.

Понятие религиозного опыта разработал представитель американского прагматизма В. Джеймс (Джемс), под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах – мистические явления, экстатическое состояние человека, экзальтированные созерцания, галлюцинации и др., поэтому важным является рассмотрение труда В. Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Человеческое сознание имеет центр и периферию, по Джеймсу обращение происходит, когда религиозные мнения по периферии занимают центральное положение. Этот процесс зависит от различных факторов, и далеко не всегда осознается самим объектом обращения.

Чаще всего этому предшествует кризис. Всего Джеймс выделяет три возможные причины кризиса: чувство тщетности и суетности всего земного, чувство греховности всего земного и чувство страха перед всем земным, – «Наш природный оптимизм и наша самоудовлетворенность гибнут всегда на одном из этих трех путей» [9].

Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью. Основная функция любой религии – переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него. Религия имеет чудодейственную силу, потому что способна нестерпимые страдания человеческой души превращать в самое глубокое и самое крепкое счастье. Полезность религии Джеймс видел в том, что она способствует внутреннему росту и более интенсивной духовной жизни человека.

Другой подход к объяснению природы религии предлагает основоположник психоанализа 3. Фрейд. Он отвергает существование сверхъестественного источника религии. Религия, по его мнению, – это природный феномен, человеческий продукт, один из ярких последствий зависимости человека от окружающего мира. Он называл религию большой иллюзией. Общество налагает запрет на проявление человеческих инстинктов, в результате чего происходит вытеснение инстинктивных влечений, а это порождает неврозы. Религия является средством защиты от невроза, поскольку предлагает замещение желаемого и, соответственно, иллюзию исполнения желаний. Она рассматривается Фрейдом как одна из разновидностей невроза – коллективный невроз. Как известно, невротическое состояние – это болезненное состояние психики человека. Находясь в этом состоянии, человек не способен адекватно воспринимать окружающий мир. Лицо попадает в мир иллюзий. Религия, по Фрейду, и есть форма иллюзорного сознания. И в этом своем качестве она играет положительную для индивида роль, освобождает его от страданий. Фрейд считал, что под влиянием рационального начала, в мере осознания человеком своих бессознательных влечений религия как иллюзия будет уничтожена.

Ученик 3. Фрейда, а впоследствии один из его критиков, швейцарский ученый, врач-психоаналитик. К.Г. Юнг в качестве основы религии также рассматривает бессознательное, не индивидуальное, а коллективное бессознательное. К.Г. Юнг проводит четкое различие между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но потеряли свой сознательный характер через забвение и др. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также животного состояния. Таким образом, коллективное бессознательное по Юнгу, неземное, над личностное. Различия, имеющиеся в религиозных культурах разных народов объясняются исторически сложившимися особенностями обычаев, традиций, ритуалов этих народов. Религия, как считал Юнг, выполняет важную функцию защиты сознания от разрушительных факторов – тайных бессознательных сил человеческой души. Юнг использует психологию для обоснования сверхъестественного источника религии. Свою основную задачу швейцарский мыслитель видит в том, чтобы доказать мнение, что душа человека религиозная от своей природы.

Неофрейдисты и прежде всего Эрих Фромм попытались очистить фрейдизм от «пансексуаляризма», утверждая, что религиозная вера коренится в неизменной природе человека и выполняет социально – терапевтическую функцию компенсации, смягчения внутреннего раздора и отчуждения , смягчения внутреннего состояния одиночества. Тип религии определяется типом общества. Там, где правит могущественная меньшинство, которое удерживает массы в повиновении, человек охваченный страхом, не способен к сильному и независимому чувству. Его религиозный опыт оказывается авторитарным. В свободном демократическом обществе человек сам отвечает за свою судьбу и развивает гуманистическое религиозное сознание. В абстрактно – гуманистической религии Фромм видел средство создания «здорового общества».

Важным также является рассмотрение концепции Леви-Брюля, потому что вопрос религиозного сознания он рассматривал под другим углом, нежели его предшественники. Изучая первобытные мифы, верования, обычаи, он пришел к выводу о существенном различии между первобытным мышлением и сознанием цивилизованного человека.

Так Леви-Брюль выделял в эволюции сознания два этапа – древнее и современное. Он считал, что человеческое сознание социализировано и содержит множество традиционно воспринимаемых коллективных представлений, а различным учреждениям отвечают разные формы мышления. Так первоначальное сознание отличается от сознания людей современных цивилизованных популяций как по содержанию, так и по доминирующим умственным стратегиям. Леви-Брюль считает пралогическое мышление просто одним из ранних этапов сознания, что существовали у древних народов. Пралогическое и логическое – не сменяющие друг друга, а сосуществующие типы мышления. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но при этом коллективные представления всегда будут сохраняться. Они выражаются в основном в религии, морали, обрядах и др., то есть в так называемых коллективных представлениях. По мнению Леви-Брюля, сознание первобытного человека не отличается в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, но воспринимает мир через призму «коллективных представлений».

Выводы

Таким образом, религиозное сознание относится к сфере общественного сознания, является одной из его форм. Как таковое, оно характеризуется всеми общими признаками, присущими общественному сознанию. Оно, в конечном счете, определяется общественным бытием и, прежде всего, такой его составляющей, как религиозное бытие. В то же время религиозному сознанию присущ ряд особых признаков. Говоря о которых, каждый из исследователей выделяет свои отличительные черты, отстаивая свою концепцию.

То, что религия базируется, прежде всего, на особой форме сознания человека, признается почти всеми специалистами независимо от их научных и мировоззренческих установок. И в течение многих лет ученые ставили вопрос о том, чем религиозное сознание отличается от нерелигиозного и какое место в нем отводится бессознательному. Ведь в дальнейших этапах человеческой деятельности именно религиозное сознание является тем критерием, который корректирует поведение индивида и позволяет ему развиваться как личности, трансформировать окружающее пространство с помощью наделения его определенными собственными характеристиками.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Андренов Н.Б. Методология сознания – М.: Спутник+, 2003. – 124 с.
  2. Батай Ж. Внутренний опыт. – СПб., 1997. – С. 21.
  3. Берснев П.В. Мозг- ловушка для души? – СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2005. – 336 с.
  4. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. – М., 1972. – 48 с.
  5. Воловик В.И. Философия религиозного сознания. Монография. – Запорожье: Просвіта, 2009. – 232 с. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://volovik.at.ua...
  6. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – М.: Наука, 1995. – 223 с.
  7. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания. Трансатлантический диалог. М: ООО «Издательство ACT» и др. , 2004. – 248 с.
  8. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. – 2000. – № 10.
  9. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Пер. В.Г.Малахиевой–Мирович, М.В.Шик под ред. С.В.Лурье. – М.: Издание журнала «Русская мысль», 1910 // Репринтное воспроизведение. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1992. – 418 с.
  10. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.
  11. Дмитренко Л. Духовна освіта в Україні: стан і проблеми//Людина і світ. – 2004.№ 4. – С. 31-37.
  12. Ерофеева К.Л. Религиозное сознание эпохи глобализации: некоторые противоречия //«Вестник ИГЭУ» Вып. 1 – 2009.// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.ispu.ru...
  13. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ACT, 2004.– 586 с.
  14. Колодний А.М. Основи релігієзнавства. Курс лекцій. – К., 2006. // [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://generation.at.ua...
  15. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д. ф. н. В. В. Васильева. – М.: Республика, 2004. – 542 с. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info...
  16. Лакан Ж. Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959-60)).Пер. с фр./ Перевод А. Черноглазова. – М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2006. – 416 с.
  17. Леви-Брюль Л. Психология мышления.– М: Изд–во МГУ, 1980.– С. 130–140.// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology.ru...
  18. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. – К.: Наукова думка, 1986. – 247 с.
  19. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. – № 10.
  20. Основы религиоведения Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков, и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – М. : Высш. шк. ,1994. – 368 с. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info...
  21. Перспективи вирішення біотичних проблем та майбутнє цивілізації: наукові, філософські та релігійні візії // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали ХХХІ Міжнародної науково-практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПІШІ „Наука і освіта”, 2012. – С. 170–172, 209–210.
  22. Предко О.І. Психологія релігії. – К.: Академвидав, 2008. – 343 с.
  23. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 2000. – 240 с. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info...
  24. Терентьева К.А. Интенциональное сознание // Философия века: школы и концепции. – СПб., 2001. – С. 261–264.
  25. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1964 – 559 с. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://religion.historic.ru...
  26. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного, психотехника и трансперсональные состояния. – СПб: Центp "Петербургское Востоковедение", 1998. – 384 с. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru...
  27. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. – М.: Мысль,1985. – 352 с.
  28. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура/ Сост. И вступ. Ст. А.М. Руткевича. – М.: Ренессанс, 1992. – 296 с.
  29. Фромм Э. Психоанализ и религия. – М.: "Политиздат", 1990. – 125 с.
  30. Фромм Э. Психоанализ и этика.– М.: «Республик», 1993. – 415 с.
  31. Юнг К.Г. Психология бессознательного.– М., 1995. – С. 25–172.
  32. Юнг К.Г. Сознание, бессознательное и индивидуация // Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М., 1966 . // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jungland.ru...