Назад в библиотеку

Секуляризация и религиозное воспитание в Украине

Автор: Дрей Е.В.
Источник:Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: Матеріали ХХХII Міжнародної науково-практичної конференції. - Донецьк: "Мидгарт", 2013. - С.93-94.

Дрей Е.В. Секуляризация и религиозное воспитание в Украине.

Украина является поликонфессиональной страной, которая богата различными культурными традициями, социальными и нравственными доктринами, духовными ориентирами и так далее. И в силу того, что религиозное воспитание зачастую, если и осуществляется, то происходит это в семье, оно ограничивается базовыми знаниями об одной религиозной традиции, в которой человек воспитывается. Зачастую это становится причиной невежества, появления различного рода стереотипов и предрассудков относительно других религиозных систем.

Не стоит забывать, что в борьбе с такими тенденциями важную роль играет образование. Именно оно выступает основой становления гармонично развитой личности, общества, нации и государства в целом.

7 апреля 2011 года было обнародовано Ежегодное Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины, в котором одной из инициатив было обозначено - «обеспечение преподавания с сентября 2011 года в высших учебных заведениях всех форм собственности академического религиоведения как нормативной философской дисциплины, а в средней школе - сравнительной истории религии». [1]

Принятие такой инициативы могло бы обеспечить и диалог и синхронизировать действия в треугольнике «государство – общество – религиозные организации».

Таким образом, мы видим, что наблюдается интерес к проблеме взаимоотношений образования и религии. На данный момент школа ограничивается отображением научной картины мира. Но человеку испокон веков свойственно искать ответы на вопросы, которые светское образование не в состоянии дать: что есть я, в чем смысл моей жизни, почему я верю в то, во что верю, как возник и устроен мир и так далее. Ответы на эти вопросы помогают осуществить самостоятельный и осознанный выбор собственной мировоззренческой позиции, духовных целей, интересов и формируют религиозную картину мира, которая не менее важна в жизни человека, чем научная.

Введение таких дисциплин поможет донести до людей достоверную информацию о различных религиозных системах, найти их общие и различные черты; воспитать толерантность, гуманность, веротерпимость; побороть стереотипы и массовое невежество, что обеспечит межрелигиозное и межэтническое согласие.

Если рассуждать менее масштабно, то наличие такого курса в школе, как минимум, расширит кругозор учащихся и окультурит их. На данный момент существует огромное количество художественных произведений религиозной тематики, которые становятся все популярнее. Будь то книги, фильмы, картины или что-то иное. В большинстве из них происходит подмена религиозных истин на вымышленные, поэтому наличие хотя бы минимума знаний в данной сфере позволит адекватно воспринимать информацию, понимать контекст увиденного или прочтенного и не позволит быть одураченным.

Таким образом, преодолев все проблемы, связанные с отработкой механизма преподавания религиозных дисциплин в светских образовательных учреждениях, подбором персонала, наращиванием методологической базы, содержанием преподаваемых курсов, запустится процесс духовного развития людей на раннем этапе их становления, что приведет к гармонизации отношений между людьми и к социальной стабильности в обществе.

Список использованной литературы

1. Модернізація України – наш стратегічний вибір : Щорічне Послання Президента України до Верховної Ради України. - К., 2011. – С. 43.