ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ИНТЕРАКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ РАСПИСАНИЙ

Авторы: Стародубов В.К., Мошкола А.Я., Аноприенко А.Я.

Источник: Портал магистров ДонНТУ

В докладе рассматриваются принципы организации и конкретная реализация системы автоматизированного составления расписания учебных занятий для деканатов ВУЗов. Приводятся примеры конкретной реализации компонентов системы.

Актуальность

Формирование учебного расписания в большинстве ВУЗов осуществляется вручную и занимает много времени. Тем не менее, большую часть рутинных операций можно автоматизировать, и представить в виде клиент-серверной системы доступа к данным с WEB-интерфейсом. Будучи интегрированной в базу данных ВУЗа, такая система делает доступной информацию для всех заинтересованных пользователей из любой точки мира.

Известны автоматические системы составления расписаний для других областей, таких как медицина [1], управление человеческими ресурсами [2].

Структура системы

Система состоит из БД деканата, WEB сервера и WEB приложения, реализованного на языке PHP.

Рис. 1 – Структура системы формирования расписаний.

WEB-приложение содержит подмножества специализированных страниц, для следующих классов пользователей:

• Диспетчеры деканата

• Диспетчеры аудиторий ВУЗа

• Профессорско-преподавательский состав

• Студенты

Функциональность

Система работает только с зарегистрированными пользователями. После прохождения авторизации пользователь получает доступ в соответствии с привилегиями пользователей его класса.

Диспетчеры деканата обладают наиболее полным доступом к системе. Имеют возможность устанавливать ассоциативные связи между следующими объектами: Преподаватель, Группа, Дисциплина, Время и Место занятий.

Диспетчеры аудиторий могут устанавливать связи между Группой, Временем и Местом.

Профессорско-преподавательский состав подает заявки в электронной форме диспетчерам, формирует список замен на случай командировок, имеет право переставлять свои занятия по согласованию с другим преподавателем.

Студенты работают с системой в режиме «Read-only».


Дополнительные сервисы:

Распечатка расписания в различной форме:

• Общее расписание всех групп факультета

• Расписание группы

• Расписание преподавателя

• Расписание аудитории

Оповещение по электронной почте зарегистрированных и подписавшихся на рассылку студентов о смене их расписания, замене преподавателей или аудиторий, назначенных преподавателями консультациях.

Реализация

Система находится в стадии разработки. Система создается с использование следующих технологий:

• PHP

•SQL

• HTML

• JavaScript

Таким образом система может быть реализована с использованием только свободного программного обеспечения, такого как:

• Apache

• PHP

• MySQL

Использование WEB интерфейса позволяет получать доступ к системе с различных устройств, под управлением различных операционных систем без необходимости установки специального программного обеспечения. Это могут быть:

Персональный компьютер

Карманный компьютер (коммуникатор)

Мобильный телефон

Для портативных устройств разрабатывается отдельный упрощенный интерфейс, адаптированный под особенности таких устройств, обеспечивающий более простой доступ к наиболее часто используемым данным, что важно при небольшом размере экрана портативного устройства. Так же не исключен доступ к полнофункциональной версии системы при поддержке со стороны устройства.

Выводы

Отладка, тестирование и последующая эксплуатация планируются на базе факультета ВТИ Донецкого национального технического университета. Ожидается значительное ускорение составления расписания для кафедр факультета и упрощения доступа к оперативной информации для преподавательского состава и студентов.

Литература:

  1. [1] Time-Table. Cистема автоматического составления расписания процедур (http://www.napravlenie.ru/site.xp/051056053124053051057.html)

  2. [2] Отдел кадров. Программное обеспечение для автоматизации кадрового учёта (http://www.ksoft.ru)