ДонНТУ   Портал магистров ФКНТ Кафедра АСУ

Не просто книги

Для написания индивидуального раздела я длительное время выбирал подходящую тему. Хотелось написать что–то такое, что смогло бы рассказать про меня, выразить мое я. Вот только что?

Я очень люблю свою профессию. Но раздел на то и называется «индивидуальным», чтобы рассказать о чем–то личном. Как и любой молодой человек, я люблю спорт. Разный спорт, особенно футбол. Однако, на сегодняшний день рассказы о футболе типичны и банальны.

Мои увлечения разнообразны и, надеюсь, увлекательны. Так я и решил рассказать об одном из самых давних и довольно личных увлечений, а именно о моем увлечении книгами. Я очень люблю читать, абсолютно разные книги: фантастику, детективы, романы и прочее. И сегодня я хотел бы вам рассказать о книгах, которые меня поразили.

1. Джордж Оруэлл — 1984


Итак, приступим. Дж. Оруэлл писатель уникальный. Начнём с самой идеи 1984. автор никогда не жил при тоталитаризме. Никогда не выезжал в тоталитарные страны. Всю свою жизнь он провёл в Англии. Но ухитрился создать идеальный роман–антиутопию. Роман настолько гротескный, переполненный преувеличениями и страшилками, что они, пусть и частично, выплеснулись в реальный мир. Роман, повествующий о том, чего никогда бы быть не могло, предсказал многие механизмы нашего сегодняшнего общества.

Оруэлл рассказывает о мире, целом мире идеального тоталитаризма, мире, разделённом на три части сверхдержавами, ведущими перманентную войну за спорные территории. Мире, где каждый человек лишь часть цифр статистики, единица, винтик государственной машины, подчинённый высшему руководству. Винтик, который знает, что им могут пожертвовать в любой момент. Винтик, который готов к этому. Который и думать иначе не может. Винтик, пешка, искренне, преданно и всем сердцем любящий Старшего Брата и партию. Ненавидящий врагов просто за сам факт их существования на свете. Вот идея о мире таких винтиков и стала основой 1984.

Но гениальность произведения не в этом. Бог с ним с социальным строем – все мы были свидетелями развала явных тоталитарных диктатур и становления современного общества. Ошибся Оруэлл и в возможности существования трёх сверхдержав. Да и не в этом суть. В 1949 году английский автор ухитрился предсказать, именно предсказать важнейшие моменты современного, «демократического» общества, как в постсоветском пространстве, так и по всему миру.

После прочтения мне стало страшно, действительно страшно — ибо все наши усилия сейчас, направленные на самосовершенствование, интеллектуальное развитие, свободу слова и мысли (а ещё фотографии, да–да) — это в какой–то момент может обратиться против нас. Как человек, привыкший черпать знания отовсюду, сможет жить в мире, где знаний нет в принципе, где они под запретом? Где прошлое подстраивают под настоящее... Где эмоции — наказуемы, а искренних привязанностей не бывает даже между матерью и ребёнком...

2. Чак Паланик — Бойцовский клуб


Книга Чака Паланика «Бойцовский клуб» рассказывает нам о жизни простого человека, который, сам того не понимая, страдает от раздвоения личности.

Данная книга, после прочтения, оставила яркие эмоциональные впечатления, заставила задуматься о себе и о многом другом.

Смысл названия книги может заключаться в том, что «Бойцовский клуб» это некое противостояние современной системе, где человеку указывают, что и как делать, что покупать, навязывают своё мнение. Текст книги написан на простом языке и будет понятен каждому. Присутствует повторение написанного, что придаёт особый фирменный стиль книге. Написана она так, что во время чтения хочется читать всё дальше и дальше, не останавливаясь, узнать всё. Особенности книги «Бойцовский клуб» заключаются в том, что многие смогут узнать себя или своего знакомого на месте главного героя или других персонажей или найти что-то похожее в себе. Герои книги изображены блестяще, их внешность, характер, манеры поведения и общения позволяют читателю во время чтения ощущать себя рядом, видеть происходящее своими глазами, потому что всё описано очень реалистично. Чак Паланик красочно описывает всё происходящее в книге, показывает, как один герой может страдать от какого-либо горя, мучаться, и как другие герои могут радоваться чему-то своему.

Из возможных десяти баллов я бы оценил эту книгу на десять и порекомендовал бы к прочтению абсолютно всем, кому интересна её тематика. Ведь во многих из нас живет некий человек, который в любое время готов устроить бунт и изменить всё вокруг. Тематика произведения актуальна и по сей день, где повсюду человеку навязывают определенную точку зрения, которая ему бы и не была нужна, но она выгодна другим. Если Вы смотрели одноименный фильм, то я бы не просто порекомендовал, а твёрдо бы настоял на том, чтобы Вы прочли эту книгу, ощутили всё происходящее в полной мере и увидели бы красоту и подлинность сюжета.

3. Аркадий и Борис Стругацкие — Трудно быть богом


Аркадий и Борис Стругацкие - это классика отечественной фантастики, а классика по большому счету лишена привязки к конкретной эпохе: когда бы читатель ее для себя ни открыл, она всегда актуальна. Так и с повестью братьев Стругацких "Трудно быть богом". Это произведение бессмертно и вневременно, в любой историко-политической структуре прошлого и настоящего можно найти признаки описанной фантастами антиутопии. Тема "невмешивающегося бога-наблюдателя" затрагивает ряд нравственных аспектов: для главного героя становится невозможным бесстрастное невмешательство в дела чужой, погрязшей в средневековой дремучести планеты, у него появляются привязанности, ради которых герой приносит себя в жертву.

Как же трудно делать добро, ибо благими намерениями выстлана дорога в ад. И только отказавшися от титула воинственности, от тонко вплетенного в нашу жизненную волю желания навязать, можно претендовать на какую-то степень правоты. Сколько нужно мучений и сил, чтобы не превратиться в тирана, еще одного, движимого желанием переделать по своему. На мой взгляд дон Рэба - это альтернативный вариант образа Бога, альтернативное развитие событий, которое бы произошло, если бы не выдержали и бросились переустраивать весь мир те, кто пришел в него в качестве Богов.

4.Рэй Брэдбери — 451 градус по фаренгейту

Почти 60 лет прошло с момента ее написания, и слишком многое уже сбылось. Сегодня люди могут связаться друг с другом в течение нескольких секунд, как далеко бы они не находились, но плата за удобство коммуникаций оказалась слишком высока: имея больше возможностей для общения, на самом деле мы не стали ближе друг другу. Скорее, наоборот. Мы стали реже встречаться, реже смотреть в глаза, мало общаться в кругу живых людей. Мы стали отдавать предпочтение общению в сети, где можно несколькими ударами клавиш "откомментить" чье-то мнение, даже не глядя человеку в глаза.

Мы неизбежно отдаляемся друг от друга, но хуже всего - от себя. Потому что перед глазами постоянно мелькают навязанные извне телевизионные картинки. Темы, передачи, шоу, главная задача которых - избавить нас от мук размышлений, и развлекать, развлекать, развлекать, в перемешку с настойчивой рекламой того, чего нам не нужно. Никому - ни политикам, ни владельцам назойливых рекламных роликов, не нужно, чтобы у нас оставалось время подумать. Подумать, что же нам нужно.

Об антиутопии не хочется говорить много. Любая идея вечного равенства и братства ради достижения всеобщего блага парадоксальна, поскольку связана с насилием по отношению к несогласным или разочаровавшимся. Бредбери показывает, как империя счастья, построенная для большинства в соответствии с пожеланием развлекаться и не напрягаться в итоге становится империей страха, где любое инакомыслие карается смертью.

Ничто так не двигает вверх, как способность чувствовать, сопереживать, размышлять и страдать. Осмысление причины страдания поднимает человека на новый уровень развития. Лишить человека способности страдать - значит лишить его возможности развиваться, сделать из него безопасное, предсказуемое, управляемое растение.

Этот роман-предостережение полезно прочитать, чтобы задуматься о том, куда мы можем прийти в своем бесконечном стремлении упрощать.

Источники

  1. Сообщество читателей книг
  2. Некоммерческая библиотека литературы на русском языке
  3. Обсуждение книг