Назад в библиотеку

Значение и применение психоделических веществ в первобытных религиях: на примере шаманизма

Автор: Петлякова М.И.
Источник: Дні науки філософського факультету 2012: міжнародна наукова конференція (18–19 квітня). Матеріали доповідей та виступів частина 4, видавець: Видавнично-поліграфічний центр "Київський університет",підсекція "Психологія релігії" C.155–159

О «волшебной» силе психоделических веществ знали ещё более 3 тысяч лет назад. В основном это были растительные вещества: ягоды, грибы, травы и др. Психоделические вещества использовались в шаманской практике для достижения экстатических состояний. Одними из часто используемых психоделических веществ были грибы. Грибы играют значительную роль в мифологии – культуре различных архаичных народов. В особенности народов Сибири и Дальнего Востока, и коренных жителей Америки. Можно наблюдать культ гриба и в других культурно-исторических традициях, например, Китай (гриб долголетия – линчжи). Значение, которое играют грибы на ранних этапах развития человеческого общества открыл американский ученый Р. Г. Уоссон и его последователи. Говоря научным языком это грибы группы Amanitaceae, они содержат как действенные компоненты иботеновую кислоту и ее дериваты мускимол и мусказон ещё одни грибы, содержащие псилоцибин и псилоцин.

Значение грибов имеет 2 противоположных значения, скажем, греческое название грибов «пища богов» (книга Т. Маккенны «Пища Богов») или ацтекское – «тело богов», указывают на божественное происхождение и предназначение грибов, а трактовка грибов как «хлеба дьявола», «пищи мертвецов» – на дьявольское происхождение. Здесь возникает столкновение различных мифологических представлений, а также категорий мифологического и профанного; оппозиция – «пища и антипища», «божественное – дьявольское», отсылает нас к биохимическим свойствам грибов: «съедобные – ядовитые. Мухомор является одним из более почитаемых и использованных грибов в шаманизме. Мухомор широко употребляется сибирскими шаманам – коряками, чукчами, – североамериканскими индейцами вокруг Великих Озер, особенно оджибве, и некоторыми скандинавскими народами. Некоторые исследователи пытались связать его с рассказами викингов о напитке «медвежьекожих» людей – Berserksgang. Чукчи использовали мухомор чаще всего в сушеном виде. Грибы заготавливали впрок, высушивая и нанизывая по три штуки на нитку. При употреблении отрывали маленькие кусочки, тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. У коряков был обычай, когда женщина разжевывает гриб и отдает мужчине проглотить жвачку.

Г. Уоссон собрал свидетельства относительно того, что мухомор является легендарным растением, из которого приготовлялась ведическая сома. В книге «Сома: Божественный гриб бессмертия» Г. Уоссон обосновывая свою гипотезу сомы-мухомора, ученый опирался на гимны «Ригведы», из которых известно, что сома растет на горе, а ее сок оказывает галлюциногенное воздействие на психику человека, при этом не упоминаются ни листья, ни корни, ни семена этого растения. Также Г. Уоссон говорит, что «Мухомор красный» обладает любопытным свойством уникальным в растительном мире: это опьяняющее средство, активные вещества которого быстро выводятся из организма. Племена Чукотки и Камчатки, крайний север Сибири использовали мочу, употребивших мухомор, руководствуясь при этом собственными предпочтениями, так как определенные недостатки вещества сглаживаются при прохождении через человеческий организм – «Третий Фильтр в Ригведе». Джордж Стеллер, утверждает, что моча используемая таким образом, сохраняет свои свойства и для второго употребляющего, для третьего, четвертого и даже пятого, пока, наконец, её удивительные свойства не иссекают

Наиболее часто психоделики употребляются в практике шаманов. В первобытных культурах шаман с помощью опьяняющих напитков из грибов устанавливает связь с небом. В районе Амазонки от Эк¬вадора до Перу галлюциногенные вещества — являются постоянными составляю¬щими шаманизма. В Центральной Аме¬рике наркотик, который выбирают многие шаманы, — это табак, в Се¬верной Америке в основном популя¬рен пейот, а в Сибири большинство шаманов не используют наркотиков, хотя некоторые применяют в своих целях грибы. Среди наскальных рисунков выделяются изображения танцующих шаманов с грибами, зажатыми в руках и произрастающими у них из тела. Это – самые ранние изображения шаманов. Шаманов сопровождает большое количество скота. На некоторых фресках шаманы окружены геометрическими фигурами, вероятно, плодом своих галлюцинаций

Грибы встречаются всюду – от тропиков до арктических областей. Употреблялись грибы во все столетия в религиозных ритуалах, для достижения экстаза и связи с божественным миром, но также и поклонялись «волшебному грибу». В Гватемале и в Мексике было найдено много каменных скульптур грибов, датируемых около 1000 и 300 гг. до н.э. Употребление грибов оказывает влияние на сознание и вызывает переживания, называемые психоделическим опытом. С древности галлюциногенные грибы употреблялись человеком в качестве энтеогенов при проведении религиозных церемоний, а также в небольших дозах как психостимуляторы. Древнейшие наскальные изображения ритуалов, в которых использовались психоактивные грибы, известны в Африке и имеют возраст 6500—9000 лет. Такие рисунки известны в Алжире, в Ливии. В Индии существуют мегалиты в виде грибов возрастом более 3000 лет, которые носят название «kudakallu» — «зонтичные камни». В Ригведе около тысячи гимнов посвящено священному опьяняющему напитку «сома», который, по мнению исследователей, готовился из красных мухоморов. Ритуалы с использованием галлюциногенных грибов сохранились у американских племён вплоть до настоящего времени.

Галлюциногенные и психотропные средства являются непременными элементами традиционной культуры многих народов мира. К какому бы региону мира мы не обратились, обязательно встретим использование психоделических веществ местного происхождения. Причем чаще всего потребление галлюциногенов связано с ритуально-обрядовой практикой и имеет очень древние исторические традиции, подтвержденные многочисленными письменными источниками и находками археологов. О фигурах грибов, среди археологических находок, можно говорить только в контексте магических обрядов, где возможны коллективный прием галлюциногенов и совместные танцы, которые можно наблюдать в наскальных изображениях.