Assessment, Evaluation, Testing and Grading

http://www.umdnj.edu/idsweb/idst5350/assess_eval_test_grade.htm

Оценивание, Определение качества, Тестирование и Выставление оценок

Крэйг Л. Сканлан, д.п.н.

Перевел Седаков Е.В.

Что такое анализ качества?

Для многих учителей (и студентов), “оценивание знаний” означает лишь выдачу студентам тестов и выставление оценок. Эта концепция анализа не только ограничена, но и ограничивает (см. секцию «Оценивание в сравнении с выставлением оценок»). У неё не получается принять во внимание как назначение анализа, так и его важность в процессах обучения и получения знаний.

В самом общем смысле, оценивание -  это процесс суждения о ценности или измерения ценности объекта (человека, процесса, программы). Оценивание обучения  включает в себя сбор и оценку данных, получаемых в результате спланированной учебной деятельности или учебных программ. Эта форма оценивания также известна, как определение качества (см. раздел «Оценивание в сравнении с определением качества»)1.  Оценивание полученных знаний представляет собой особый тип оценивания обучения, обычно проводимый учителями и созданный для служения нескольким связанным целям (см. Бриссенден и Слейтер, дата неизвестна). Они включают в себя:

·         мотивация и направление обучения

·         предоставление обратной связи учащимся об их успехах

·         предоставление обратной связи об обучении и расписании

·         необходимость удостовериться в том, что соблюдаются темпы продвижения в процессе обучения

Оценивание полученных знаний лучше всего задумывать в качестве формы двухсторонней коммуникации, в которой обратная связь (сведения о процессе обучения или его результатах) будут получены главными заинтересованными сторонами (см. МакАльфин, 2002). А именно, оценивание полученных знаний включает связь с учителями (сведения об обучении); учениками (сведения об успехах в учебе); составителями расписания (сведения об учебных планах) и администраторами (сведения об использовании ресурсов).

Учителям и составителям курсов/расписаний аккуратно построенные техники оценивания полученных знаний могут помочь определить, были или не были достигнуты заявленные цели обучения. Согласно с Бриссенденом и Слейтером (дата неизвестна), оценивание знаний в классе может помочь учителям ответить на следующие вопросы:

·         Насколько далеко учащиеся продвинулись в достижении поставленных целей?

·         Как мне распределить классное время для текущей темы?

·         Могу ли я обучать данной теме более эффективным и рациональным способом?

·         Какие части курса или разделы студенты считают наиболее ценными?

·         Как я изменю курс или модуль, в следующий раз, когда буду ему обучать?

·         Какие оценки следует выставить учащимся?

Для студентов, оценивание полученных знаний отвечает на другие вопросы (см. Бриссенден и Слейтер, дата неизвестна):

·         Знаю ли я, что мой учитель считает наиболее важным?

·         Осваиваю ли я содержимое курса?

·         Как я могу улучшить способ изучения курса?

·         Какую оценку я зарабатываю по этому курсу?

Почему оценивание важно

Прежде всего, оценивание знаний важно потому, что заставляет учиться. (см. Бриссенден и Слейтер, дата неизвестна). Нравится нам это или нет, но большинство учащихся стараются сфокусировать свои силы на лучших или наиболее быстрых способах прохождения «тестов». Зная это, мы можем использовать различные стратегии оценивания полученных знаний, чтобы манипулировать способами обучения, которыми пользуются учащиеся. Например, стратегии оценивания, базирующиеся, в основном, на процессе вспоминания, приведут к поверхностному изучению материала. С другой стороны, если мы выберем стратегии, которые требуют критического мышления или творческого подхода к решению проблем, мы, скорее всего, сможем достичь более высокого уровня производительности и достижений учащихся. К тому же, хорошее оценивание может помочь студентам стать более эффективными при самообучении (Ангело и Кросс, 1993).

Как указано выше, мотивация и управление процессом обучения – это только одно из назначений оценивания знаний. Хорошо спроектированные стратегии оценивания играют важную роль в принятии решений, связанных с учебой, и являются жизненно важным компонентом постоянного улучшения качества в рамках уроков, курсов и учебных планов.

Типы и подходы к оцениванию знаний

Большое количество терминов используется для описания различных подходов к оцениванию обучения. Хотя и несколько вольно, полезно представить их в виде двух полюсов (МакАльфин, 2002).

Формативный

<----------------------------

> 

Суммативный

Неформальный

<----------------------------

> 

Формальный

Непрерывный

<----------------------------

> 

Итоговый

Процессный

<------------------------------

> 

Продуктивное

Дивергентный

<------------------------------

> 

Конвергентный

Сравнение формативного и суммативного оценивания знаний

Формативное оценивание создано для помощи учебному процессу, путем обеспечения обучаемого информацией, которая может быть использована для определения сильных и слабых мест, а значит для улучшения показателей в будущем. Формативное оценивание лучше всего подходит там, где результаты предполагается получить для внутреннего использования лицами, участвующими в процессе обучения (учащиеся, учителя, составители учебных планов).

Суммативное оценивание  используется, прежде всего, для принятия решений о выставлении той или иной оценки или определения готовности к продвижению. Обычно, суммативное оценивание используется в конце учебной деятельности и разрабатывается для суждения об общем уровне учащихся. В дополнение к предоставлению оснований  для выставления оценок, суммативное  оценивание используется, чтобы донести сведения о способностях студента до внешних заинтересованных лиц, например, администрации и работодателей.

Сравнение неформального иформального оценивания

В случае с неформальным оцениванием, суждение об успехах учащихся интегрировано с другими задачами, например, с объяснением преподавателем ответа на вопрос или рекомендациями инструктора при практических занятиях. Неформальное оценивание часто используют для получения формативных сведений. В таком качестве оно обычно бывает менее пугающим, а значит и менее напряженным для учащегося. Однако, неформальные сведения зачастую субъективны и предвзяты.

Формальное оценивание является таковым в том случае, если учащимся известно, что задача, над которой они работают, дана им в рамках оценивания, например письменный экзамен или практическое клиническое исследование. Большинство формальных способов оценивания также суммативны по своей природе, а потому сильнее влияют на мотивацию, но и ассоциируются с повышенным уровнем стресса.  Учитывая их роль в принятии решений, формальное оценивание должно быть проведено, ориентируясь на более высокие стандарты надежности и достоверности, чем неофициальное.

Сравнение непрерывного и итогового оценивания

Непрерывное оценивание производится в течение всего учебного процесс (здесь реалистичней смотрится термин «прерывистое»). Непрерывное оценивание подходит для ситуаций, когда ученик или инструктор должны знать о текущем прогресс или достижениях, чтобы определить необходимость перехода к следующему этапу или порядок последующей деятельности. Непрерывное оценивание снабжает как студентов, так и учителей информацией, необходимой для улучшения обучения и изучения прямо в процессе оных. Естественно, непрерывное обучение требует от учащихся и учителей дополнительных усилий.

Итоговое (финальное, конечное) оценивание – это такое, которое производится лишь в конце учебной деятельности. Оно больше всего подходит для тех случаев, когда результат обучения может быть оценен лишь как совокупность неких частей, но не как эти части по отдельности. Обычно, итоговое оценивание используется для суммативного принятия решений. Очевидно, оно не может быть использовано в формативных целях в виду времени проведения.

Сравнение процессного ипродуктивноего оценивания

Процессное оценивание фокусируется на шагах или процедурах, лежащих в основе определённой способности или задачи, таких как когнитивные шаги в выполнении математической операции или процедура взятия образца крови. Процессное оценивание предоставляет детальную информацию, поэтому оно наиболее полезно, когда учащийся осваивает новое умение и для формативной обратной связи, которая поможет улучшить производительность.

Продуктивное оценивание фокусируется на определении качественных или количественных характеристик полученного результата или исхода некого процесса. Используя ранее приведенные примеры, мы бы сконцентрировались на ответе математических вычислений или точности результатов анализа крови. Продуктивное оценивание больше всего подходит для документирования квалификации или компетенции в указанной области, т.е. для суммативных целей. В целом, критерии продуктивного оценивания легче задать, чем критерии процессного, так как для этого нужны лишь спецификации атрибутов конечно результата.

Сравнение дивергентного и конвергентного оценивания

Дивергентное оценивание – это такое, для которого целая область ответов или решений признается верной. Примерами могут быть эссе или решения типичных видов недетерминированных задач в проблемно-ориентированном обучении. Дивергентное оценивание обычно обладает высокой степенью достоверности и больше всего подходит для определения качества высших когнитивных навыков. Однако такое оценивание обычно требует временных затрат для количественной оценки, а высказанные на его основании суждения грешат низкой надежностью.

Конвергетное оценивание имеет лишь один правильный ответ (на каждое задание).  Объективные тесты в психологии являются лучшим примером и демонстрирую важность данного подхода к оцениванию знаний. Очевидно, конвергентные задания легче количественно оценивать, чем дивергентые. к сожалению, эта «легкость в использовании» часто приводит к широкому применения даже вопреки положительному опыту использования других типов оценивания.  Конкретно, легкость, с которой конвергентные инструменты могут быть использованы, ведет к двум общеизвестным заблуждениям: Заблуждению Ошибочной Квантификации (тенденция к измерению того, что легко измерять) и Закону Инструментального Заблуждения (изменению задачи качественной оценки так, чтобы она решалась с помощью имеющегося инструментария).

Сравнение оценивания и определения качества

В зависимости от человека или словаря, с которым вы проконсультируетесь, оценивании и определение качества/количества могут быть синонимами или совершенно разными концепциями. Как сказано выше, если различие и есть, то оно заключается в том, что именно измеряют, как и зачем проводят измерения. Учитывая это, часто говорят, что мы оцениваем учащихся и определяем качество обучения.  Это различие происходит от использования методов исследования качественных (количественных) характеристик  для высказывания суждений о ценности учебной деятельности. Более того, оно подчеркивает личностный фокус оценивания, т.е. использование информации для помощи учащемуся в определении его потребностей и документировании прогресса в движении к цели.

В смысле того, почему и как проводятся измерения, нижеприведенная таблиц а (Эппл и Крумзиг, 1998) сравнивает и противопоставляет оценивание и определение качества в нескольких важных аспектах, некоторые их которых уже ранее были определены.

Аспект

Оценивание

Определение качества

Время проведения

Формативное

Суммативное

Главная задача

Процесс-ориентированное

Продукт-ориентированное

Отношение между

Рефлективное

Предписывающее

проводящим и проходящим

 

 

Использование

Диагностическое

Для принятия решений

Изменяемость критериев,

Гибкие

Фиксированы

гибкость измерений

 

 

Стандарты измерений

Абсолютные (Личные)

Сравнительные

Отношения между объектами

Кооперативное

Соревновательные

 

 

 

Из: Apple, D.K. & Krumsieg. K. (1998). Process education teaching institute handbook. Pacific Crest

Выводы?  Учитывая множество значений, описанных многими учителями, лучше всего сразу разъяснять Ваше их понимание, когда вы их используете.

Оценивание в сравнении с выставлением оценок

Учитывая вышесказанное, выставление оценок можно считать частью оценивания, т.е. формальным, суммативным, итоговым, продукт-ориентированным суждением об общем качестве и ценности работы студентов или их достижений в определенной учебной деятельности, например, предмете. Обычно, выставление оценок также связано со сравнительными стандартами измерения и устанавливает соревновательные отношения между теми, кто получает оценки. Большинство сторонников оценивания, однако, возразили бы, что оценивание и выставление оценок – это две разных вещи или, по крайней мере, два разных полюса в спектре определения качественных характеристик. Для них, оценивание измеряет рост студентов и прогресс их на индивидуальной основе, подчеркивая неформальную, формативную, процесс-ориентированную рефлективную обратную связь и коммуникацию между учеником и учителем. На самом деле, та концепция, которую ты поддерживаешь, зависит больше всего от общей философии обучения.

Список использованных источников

Angelo, T. A., & Cross, K. P. (1993). Classroom assessment techniques: A handbook for college teachers. San Francisco: Jossey-Bass.

Apple, D.K, & Krumsieg. K. (1998). Process education teaching institute handbook. Corvalis, OR: Pacific Crest Software.

Brissenden, G., & Slater, T. Assessment primer. In College Level One (CL-1) Team. Field-tested learning assessment guide. Available at http://www.flaguide.org.

Linn, R. L. (1995). Measurement and assessment in teaching (7th ed.). Englewood Cliffs, NJ: Merrill.

McAlpine, M. (2002). Principles of assessment. Glasgow: University of Glasgow, Robert Clark Center for Technological Education. Available at: http://www.caacentre.ac.uk/dldocs/Bluepaper1.pdf

Wiggins, G. P. (1998). Educative assessment: Designing assessments to inform and improve student performance. San Francisco: Jossey-Bass.

Wass, V., Van der Vleuten, J., & Shatzer, R.J. (2001). Assessment of clinical competence. The Lancet, 357, 945-949.

 

1. Прим. пер.: в данном тексте имеет место расплывчатость понятий assessment и evaluation, так как их схожесть или различие зависят от используемого словаря, как указано в одном из разделов. В целом, оба понятия переводятся словом «оценка», но для данного текста они были разграничены следующим образом. Assessment – оценивание. Evaluation – определение качества, определение количества, определение качественных/количественных характеристик. Grading – выставление оценок.