Назад в библиотеку

Принципы стратегического планирования финансовой деятельности предприятия

Авторы: К.Е. Щесняк
Источник: К.Е. Щесняк, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия, sociosphera.com

Содержание понятия принцип – (от лат. principium – начало, основа) подразумевает основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки [2]. Исследование принципов стратегического планирования финансовой деятельности предприятия должно, с точки зрения дедуктивного способа познания, опираться на рассмотрение в первую очередь общих принципов стратегического планирования как вида управленческой деятельности, а уже на их основе необходимо выявлять самостоятельные, специфические принципы, характерные именно для финансовой деятельности предприятия.

Стратеги­ческое планирование – управленческий процесс создания, поддержания соответствия между целями компании и её потенциальными возможностями. Следовательно, принципы стратегического планирования отражают исходные положения, характер и содержание деятельности по стратегическому планированию в организации. Правильное соблюдение этих принципов создаёт предпосылки для эффективной работы компании и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Ещё А. Файоль определил четыре основных принципа стратегического планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это: единство, непрерывность, гибкость, точность [3]. Р. Акофф гораздо позже обосновал ещё один ключевой принцип стратегического планирования – принцип участия.

  1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер.

    Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в неё, и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного отдела, финансового отдела). Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т. е. единства в рамках управленческой иерархии), их интеграции.

  2. Принцип непрерывности.

    Смысл принципа непрерывности заключён в том, что:

    И, наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлечённость работников компании в плановую деятельность.

  3. Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

    С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причём уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, компания должна быть готова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по её прогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования.

    Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

  4. Принцип точности.

    Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой компании неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании.

    Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р. Л. Акоффом новом методе интерактивного планирования [1].

  5. Принцип участия тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс стратегического планирования должен привлекать к себе всех, кого он непосредственно затрагивает. Принцип предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Стратегическое планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным [5].

    Партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, – оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

    Если компания невелика, система участия в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между её руководством, плановиками (если они есть) и работниками.

    В крупных компаниях для организации партисипативного планирования могут быть рекомендованы более жёсткие, вертикально построенные структуры, некоторые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми уровнями организации.

  6. Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция.

    Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если её выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

    Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для её решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

    Сочетание принципов координации и интеграции даёт известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Все принципы должны быть объединены в единую сис­тему, способную обеспечить стра­тегическую устойчивость корпорации.

Однако функционирование в современной экономике основано на покрытии всех потребностей развития предприятия за счёт собственных финансовых ресурсов, а текущих затрат – выручкой от реализации продукции. Таким образом, рациональная организации финансов предприятия должна основываться на соблюдении специфических принципов, которые уже исследованы в литературе [4]. С нашей точки зрения, в данном перечне содержаться как принципы, дублирующие рассмотренные выше общие принципы стратегического управления, так и принципы, учитывающие специфику финансового стратегического планирования.

К первой группе мы относим следующие принципы:

Ко второй группе принципов (специфическим) целесообразно, на наш взгляд, отнести:

Кроме того, в рамках стратегического финансового планирования компании стремятся обес­печить синергический эффект, т. е. значительное повыше­ние эффективности работы предприятия за счёт комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом или левереджем. Финансовый рычаг – это инструмент повышение эффективности работы предприятия за счёт привлечения внешних кредитов. Поэтому в основе финансового стратегического планирования должен, по нашему мнению, лежать также принцип синергии.

Разработка финансового плана не является простым арифме­тическим пересчётом показателей производства в финансовые показатели, эта деятельность должна быть основана на творческом подходе к показателям производственного плана, обеспечивать выявление и использование не учтённых внутрихозяйственных резервов, находить методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т. д. Таким образом, очевиден принцип творческого подхода к финансовому стратегическому планированию.

Финансовое планирование, как и любое другое, может быть: кратко­срочным (до 1 года); среднесрочным (до 5 лет); долгосрочным (свыше 5 лет).

Краткосрочный финансовый план входит в качестве одного из разде­лов в бизнес-план предприятия. Долгосрочное финансовое планирование имеет свои отличия. При разработке стратегического финансового плана исключаются детали, осуществляется агрегирование инвестиций по нескольким (близким) товарам. Например, в начале процедуры планирования каждое производственное подразделение разрабатывает несколько альтернативных бизнес-планов (обычно сроком на 5 лет):

В этом случае каждый из четырёх альтернативных бизнес-планов бу­дет иметь свой план движения денежных средств, и они могут рассматриваться как четыре исключающие друг друга проекта. Тем не менее стратегическое финансовое планиро­вание не должно подразумевать планирование инвестиций в отдельные проекты, но должно оценивать в целом инвестиционные возможности предприятия. Таким образом, стратегическое финансовое планирование основывается и на принципе целостного подхода.

Рассмотренные выше принципы, которые должны служить основой процесса стратегического планирования финансовой деятельности компании, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы стратегического планирования финансовой деятельности компании

Общие принципы стратегического планирования Специфические принципы стратегического планирования финансовой деятельности компании
1. Единства (системности) Самофинансирования
2. Непрерывности Самоокупаемости
3. Гибкости Платежеспособности
4. Точности Сбалансированности рисков
5. Участия Соответствия сроков расчетов
6. Холизма (координация и интеграция) Концентрации
7. Научности Синергии
8. Системности Творческого подхода
9. Единоначалия Целостного подхода
10. Эффективности  

Библиографический список

  1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М.: издательство «Сирин», 2002.
  2. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1999.
  3. Влияние концепции бюджетного управления на финансовое планирование: Электронный ресурс:/http://ugolok-studenta.ru/
  4. Литовченко В. В., Булавенко O. A. Проектирование стратегий в структурах предпринимательского типа: монография. – Владивосток: изд-во ДВГТУ, 2005.
  5. Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 2001.