ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Религия – в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты (церковь в христианстве), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наполнение, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое каждый раз особенное преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму. Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях. Данный материал позволит нам поверхностно узнать о влиянии трех основных мировых религиях: христианство, буддизм, ислам на динамику брачных отношений.

1. Актуальность темы

Актуальность данной темы высока и состоит в том, чтобы на основе использованной литературы дать обществу ознакомиться с тремя мировыми религиями и их влиянии на динамику брачных отношений. В настоящее время, основными религиями, представленными в Украине, являются христианство (в отличии от всего мира - православие), а также религии ислам, будизм и иудаизм. Каждая религия по-своему самобытна и интересна.

Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д. Важно отметить, что религиозные постулаты, религии и верования стали во многом определять нормы демографического поведения людей по созданию семей, рождению детей, прочности брачных отношений и др. При этом есть большие различия между религиями по их взглядам на эти проблемы, что влияет на демографическую ситуацию у исповедующих их народов.

2. Цель и задачи исследования

Цель данной работы: дать оценку влияния мировых религий на динамику брачных отношений в современном обществе.

Основные задачи исследования:

  1. Проанализировать основные понятия и методологию исследования.
  2. Исследовать значение конфессионального фактора на смену в функциях семьи.
  3. Проследить ослабление традиционных функций семьи и новые формы брачных отношений.
  4. Описать формы и содержание религиозного воспитания.
  5. Охарактеризовать религию как консервативный фактор брачной динамики.

Объект исследования: брачные отношения.

Предмет исследования: влияние мировых религий на динамику брачных отношений.

3. Обзор исследований и разработок

Все три основных мировых религий придерживаются отношениям между мужчиной и женщиной после вступления в брак. На сегодня существует множество исследований, объектом которых выступают семья и брак. Проблема гендерных отношений расскрываются в исследованиях: Амджадин Л., Бега М., Потапенкова А.А., Степанова Н., Ясеновская Е.В. и др. [3]. Социокультурные условия брачных отношений и их последствия изучали: Антонов А., Медков В., Ритцер Дж., Сорокин П., Щербина В. и др. Проблема взаимоотношений между религией и обществом: Гараджа В.И., Смирнов М.Ю. Исследование истории возникновения и распространения иудаизма, буддизма, христианства.: Каутский К., Энгельс Ф., и др. [1]. Взаимосвязь современных проблем с отходом человечества от моральных основ, сформированных в мировых религиях: Красникова Е.А. и др. [4].

Взгляды и воззрения людей в последние столетия в значительной мере эволюционировали в направлении идеала равенства (в том числе между полами). На смену религиозным догматам и стереотипам в мышлении и поведении приходит приоритет способностей, заложенных в человеке [6].

4. Влияние мировых религий на динамику брачных отношений

Прежде чем перейти к содержанию работы, необходимо дать определение понятию «Мировая религия» — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения):

- ислам;

- христианство;

- буддизм.

В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей верой независимо от их этнических, языковых или политических связей.

Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения [7].

Анимационная схема распространения мировых религий

Ислам

Женщинам в семье ислам отводит столь высокое место, что равного ему она не занимает ни в одной другой религии [9]. Суть взаимных отношений мужа и жены можно увидеть из поучения Посланника Аллаха:

« женатый мусульманин никогда не должен пытаться исправлять свою жену в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Ему следует принимать во внимание особенности её женского нрава и принимать её такой, какой создал её Аллах».

«…снисходительно относитесь к оплошностям своей жены и предпочитайте не замечать многие мелочи, принимая во внимание врождённые свойства представительниц слабого пола, а в результате этого в вашем доме воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нём не будет ни шума, ни споров».

Брачный союз в исламе представляет собой нечто большее, чем просто вспышки чувств, и более значительное, чем воздействие проявлений страстей. Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак – это половина религии». Поэтому мусульманин не должен быть легкомысленным и несерьезным при выборе своей половины.

Что же касается таких стран как Турция и Тунис, то здесь многоженство официально запрещено законом. Что, впрочем, не мешает желающим заключить брак еще с одной женщиной сделать это без официальной регистрации отношений.

Ислам уделяет большое внимание семье [10]. У мусульман суннитов практикуется и разрешен только браки постоянные, в отличии от шиитов, у которых практикуется и временные браки. Ислам негативно относится к безбрачию и монашеству.

Христианство

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» — она создается навсегда Муж в христианской семье – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. Весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. В христианстве утверждается идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому – «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» [12]. В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу.

В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояния оценивает девственность; брак рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли [14]. Но наивысшей доблестью для христианина является сохранение целомудрия [18].

Буддизм

Мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Так же он должен постоянно заботиться о них и желать им покоя и счастья. Прежде всего надо соблюдать путь родителей и детей. В обязанности детей входит: служить отцу и матери, помогать им по дому, дорожить родословной, охранять наследство и после смерти аккуратно справлять по ним панихиду. Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям: они должны пресекать зло, учить детей добру, дать хорошее воспитание, найти им хорошую пару, и в подходящее время передать им дом в наследство. Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будут мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми. Муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них не будет размолвок. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому если семья дружная, она красива, как цветущий сад [17]. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал. В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти правильным путем. Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде [19]. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей, как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений. Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны по священному учению совершенствовать свои души. Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления [20].

Выводы

Влияние мировых религий на динамику брачных отношений велико. Каждая религия призывает ограничить половую жизнь строго рамками законного брака.

Христианство полностью отрицает развод. Новый Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз. Это отношение основано на словах Иисуса (мир ему), сказавшего:

«А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Евангелие от Матфея, 5:32).

В Исламе брак является священным и не может быть расторгнут без основательных причин [20]. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода. Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их матримониальные отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием "кула" [21].

Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее: "Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое" (Коран, 4:19).

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2013 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Антонов А. Социология семьи. /Учебное пособие // А. Антонов, В. Медков // – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 60–75.
  2. Амджадин Л. Трансформационные изменения института семьи и брачных отношений в украинском обществе. Гендерный анализ / Л. Амджадин // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2007. – № 3. – С. 60-75.
  3. Бабенко С. Соціологія гендеру. /Навчально-методичний посібник // С. Бабенко // – Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2008. – 44 c.
  4. Бега М. Вплив гендерних стереотипів на чоловічі та жіночі ролі в сучасній сім’ї / М. Бега // Вісник Київського національного університета імені Т. Шевченка. 2008. – Вип. 89/90. – С. 6–9.
  5. Бонгард-Левин Г.И. Религии мира. / Бонгард-Левин // – М., 1990. – 325 с.
  6. Білоножко Є. Сім’я як суспільно-біологічне утворення / Соціально-філософське тлумачення // Є. Білоножко // Вісник Київського національного університету імені Т.Шевченка. – 2007. – Вип. 87/88. – С. 10–13.
  7. Гараджа В. И. Социология религии. / В.И. Гараджа // – М.: Наука, 1995. – 223 c.
  8. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность / М.Ю. Зеленков // – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 364 c.
  9. Каутский К. Происхождение христианства / К. Каутский // – М.: изд. полит. лит., 1990.
  10. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. / Е.А. Красникова // – М., 2003. – 207 с.
  11. Кулаков А.Е. Религии мира / А.Е. Кулаков // – М.: АСТ, 1997. – 348 c.
  12. Мчедлов М.П. “Религия и современность” / М.П. Мчедлов // – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 271 c.
  13. Панарин А. Субъект исторический / Новая философская энциклопедия // А.С. Панарин // В 4 тт.; под ред. В. Стёпина. – М.: «Мысль», 2001. – Т.3 – С. 660–661.
  14. Потапенкова А.А. Социально-философский анализ гендерных отношений в современном обществе: Дис. … к. филос. н.: защищена: 22.04.2006; утв. 18.10.2006 / А.А. Потапенкова // – М., 2006. – 146 c.
  15. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. / Дж. Ритцер// – СПб.: Питер, 2002. – 688 c.
  16. Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2011.
  17. Сорокин П. Кризис современной семьи / Ежемесячный журнал для всех // П. Сорокин // – 1916. – № 3. – С. 170–176.
  18. Степанова Н. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы / Общественные науки и современность // Н. Степанова // – 1999. – № 4. – 185 c.
  19. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока / Л.Р. Сюкияйнен // – М., 1984. – 123 c.
  20. Щербина В. Соціокультурні умови та наслідки трансформації норм соціального інституту родини та шлюбу / Соціальні технології // В. Щербина // – К., 2007. – Вип. 36. – С. 448–451.
  21. Ясеновская Е.В. Гендерный аспект взаимоотношений в семье: социально-философский анализ: дис. … к. филос. н.: защищена: 22.11.2004; утв. 18.03.2005 / Е.В. Ясеновская // – М., 2005. – 168 c.