Назад в библиотеку

Супружество

Авторы: Вейд Кокс, Эрика Кокс
Источник: Христианские Церкви Бога / PO Box 369, WODEN ACT 2606, AUSTRALIA "http://www.ccg.org/russian/s/p289.htm

Аннотация

Вейд Кокс, Эрика Кокс - Супружество. В публикации освещено таинство брака, описаны взаимоотношения между мужем и женой с точки зрения христианской традиции.

Сотворение Адама

Перед тем, как обратиться непосредственно к вопросам брака, нам не мешало бы вернуться в самое начало, когда был сотворен человек.

Первые главы книги Бытия описывают первоначальный план Бога для брака. Человеку была дана власть над землей и всем живущим. Женщина была взята из его ребра, чтобы стоять подле него с привилегией и возможностью. Не было греховной природы. Не было греха. Не было соревнования или раздора. Адам был сотворен по подобию Бога, а Ева отражала Божий образ в Адаме. Бог правил, они наслаждались. Они могли ходить в прохладе Эдемского Сада и всегда слышать Его голос. Их внутреннее общение совершенным образом выражалось внешне. Адам не чувствовал себя неуверенно с Евой, и Ева не была неуверенной с Адамом. Адам не диктовал Еве, и они не соперничали друг с другом по поводу того, кто будет принимать решения. Они просто слышали голос Бога и послушались Ему. Адам был сотворен по образу Бога. Женщина была сотворена по образу человека для Адама, и то был прекрасный путь: Христос, Адам и Ева. Не было споров, хотя они и были людьми. Все знание, которым они обладали, было от Бога. У них не было информации, фактов или законов, отделенных от Бога. Все, что они знали, был Бог, который был их жизнью. В их общении не было растраченных дней. Это было прекрасно. Библия не говорит нам, что то время мужчина должен был править над женщиной. Божья жизнь правила над мужчиной, и Божья жизнь правила над женщиной. Они были едины в том свете, который они испытывали и которым наслаждались. Кто будет править - не было важным, суть была в познании Бога. Ни у кого не было плохого характера, потому что они жили в Божьем характере.

Бог через Христа передал людям свод законов, по которым должно управлять жизнью человека и общества, в котором он живет, поступая согласно Божескому естеству, наследуя ту идеальную модель отношений с Ним, которую нужно претворить в жизнь. Таким образом, семья имеет первостепенное значение в рамках Закона Божьего. В отношении семьи уместны следующие законы: пятая заповедь, призывающая нас уважительно относиться к своим родителям; шестая, согласно которой мы обязаны освящать свою жизнь, возвышая жизнь своих супругов, детей, других родственников, общества и всего народа; седьмая, запрещающая нам прелюбодеяние; восьмая заповедь, увещевающая нас против кражи; девятая, запрещающая нам лжесвидетельствовать и десятая заповедь, предписывающая нам не желать жены ближнего своего и т. д.

Семья переживает горести и трудности лишь в том случае, если нарушен закон Божий. Бог есть основа, на которой зиждется семья.

Власть в семье

Что есть семья? Семья — ячейка общества. Она начинается с двух людей, отца и матери, на смену которым приходят их дети, но, в сущности, семья есть нечто большее, нежели просто союз людей. Словарь переводчика Библии, Абингдон Пресс 1962, 1980 и далее стр. 238 говорит нам следующее:

Поскольку в Б. учитывались прежде всего интересы мужчины, который мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значит. большей свободой, чем женщины. Библейская семья, в особенности, когда речь шла о многоженстве, была довольно большой. В состав этой семьи входили: отец, мать (матери), сыновья, дочери, братья, сестры (до замужества), родители отца и матери, другие родственники, а также прислуга, наложницы, временный жители (путники). Израильтяне почитали за благо иметь большие семьи, поскольку это было выгодно экономически. Не говоря уже о том, какое огромное религиозное значение имел подобное социальный устрой. Семья плодилась и духовно питалась от буквы завета. Единодушие и монолитность семьи подкреплялась непререкаемым авторитетом отца и принципами кровной мести, формы ответственности, которую разделяли все члены семьи.

Далее о браке сообщается следующее: Брак как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви. И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязательствах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение - раз и навсегда. Так "Б." применит. к отношениям между Богом и Его народом - а обручение в этом смысле можно приравнять к Б. (Ос 2:20) - олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеческой. неверности. Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соответственно, отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием.

Итак, семья есть основа общества и материал, из которого оно состоит . Поддержание общественного порядка возлагается на семью как на первую инстанцию, из семьи происходит, и ей же предоставляется право наказывать и забирать жизнь. Семья должна быть устроена так, как требует того Закон Божий (ср. Закон и пятая заповедь (№ 258)).

Иллюстрированный словарь Библии (Интервейсити Пресс, Тиндэйл Хаус Паблишерз 1980, часть I, стр. 500) сообщает нам следующее: В то время как существовала тенденция к единобрачию, вместо нее, однако в обществе укоренилось многобрачие (полигиния вместо полиандрия). То, что развитие общественного института семьи приобрело иной характер, чем предполагалось божественным естеством, наглядно подтверждается пророчествами, в которых Израиль представлен невестой Христовой (Ис. 50:1; 54:6-7; 62:4-5; Иерем. 2:2; Иезек. 15; Ос. 2:4.). Давайте хотя бы поверхностно разберемся во всех этих вещах.

Наложница

С библейской точки зрения социальный статус рабыни, подневольной женщины, наложницы и т.д. разительно отличался от общественного положения свободной женщины. Наложницей называли женщину, которую продали другому хозяину. Иногда ее называли "платной прислугой". В книге Исхода 21:8 повествуется о том, что женщину продал ее отец, чтобы она стала платной прислугой для другого хозяина, который обручился с ней. Но если бы она пришлась новому хозяину не по нраву, то он мог бы вновь продать ее чужеземцам. По мере улучшения общего благосостояния, культурного и материального, улучшалось, конечно, и положение женщины, но и при этих условиях она - или бессловесная раба, или пользующаяся некоторым влиянием наложница. Положение ее всецело зависело от ее привлекательности и молодости. Когда ее поработитель и властелин, опьяненный страстью, приходил к ней, тогда она диктовала ему свои желания и свою волю и достигала больших или меньших прав, в зависимости от своей красоты и молодости и страсти своего властелина. С потерей своей привлекательности она часто теряла также и все свои права.

Обручение

Слово "обрученная" используется в Новом Завете в издании SGD 3423 раза. Однако мы находим в Евангелии от Матфея 1:18, Луки 1:27 и Луки 2:5 это слово встречается лишь три раза. В этих фрагментах Писания речь идет о непорочной деве Марии, которая обручена мужу своему Иосифу. Мария была его женой несмотря на то, что официально их отношения зарегистрированы не были. Слово "жена" встречается в издании Нового Завета SGD 1135 раз или Ветхого Завета SHD 802 раза. В обоих частях Писания эти слова употребляются в одном и том же значении: жена, женщина, дщерь или обрученная женщина. Также дается перевод "жена" к слову, которое фактически означает "дева" или "обрученная кому-либо". См. Евангелие от Луки 2:5, Второзаконие 20:7 и проч. Обрученная дева становится женой, ибо привязывается к мужу своему. С этого момента он ее муж.

Двоебрачие

Термин "двоебрачие" употребляют, когда мужчина берет в жены еще одну женщину, причем одна из жен ничего об этом не знает. Это нарушение закона, признанное юридически в большинстве стран, поскольку доминирующей формой семейного устроя все же признается единобрачие.

Многобрачие

Один из фактов, которые беспокоят многих людей в связи с библейскими законами о браке, это кажущаяся терпимость к полигамии, наличии больше чем одной жены у одного мужа и тотальная нетерпимость к прелюбодеянию, которое в Ветхом завете ведет к смертному наказанию. Из 1Тимофея 3:2 легко видеть, что епископ церкви может иметь только одну жену. Так учит нас закон Божий. Он может жениться вторично, если жена умрет или разведется с ним. Законы страны весьма сурово предписывали вести себя в подобных случаях, однако, глядя на примеры Сары и Агари или Рахиль и Леи, становится ясно, что не всегда все шло гладко (ср. Рахиль и Закон (№ 281)). Кроме того, по библейским законам, в случае, если вдова старшего брата оставалась незамужней, то младший брат был обязан жениться на ней, чтобы продолжить род (ср. Грех Онана (№ 162)).

Единобрачие

Один из фактов, которые беспокоят многих людей в связи с библейскими законами, касающихся брака, это кажущаяся терпимость к полигамии, наличии больше чем одной жены у одного мужа и тотальная нетерпимость к прелюбодеянию, которое в Ветхом завете ведет к смертному наказанию. моногамия принимается как установленный Богом стандарт. С другой стороны в многих отрывках полигамия признается как приемлемый факт, не только среди негодяев как Ламех (Быт. 4:19) и Исав (Быт. 26:34; 28:9, 36:2), но тоже и среди патриархов и святых. У Иакова были две жены и две содержанки (Быт. 29:15 и т.д.); у Елкана две жены; Гедеон, Давид и Соломон имели многих жен, как и содержанок. Адам, Ной, Лот, Исаак, Моисей и многие другие были моногамными. Бог указал семьям, каким образом они должны быть устроены. Римлянам 13:1-7 1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. (Стандартное исправленное издание Библии) (См. статью Закон и шестая заповедь (№ 259))

Закон действительно признавал и регулировал сожительство и полигамию. Мужчина не мог просто так использовать содержанку. Она имела право на пищу, одежду и супружеское сожитие; если же мужчина не сделает этих трех вещей для нее, то женщине надлежало "отойти даром, без выкупа" (Исх. 21:10,11). Даже пленницу нельзя было лишить того, что ей принадлежало по праву (Второзак. 21:10-14).

Адам должен был найти в окружающем материальном мире помощника, готового ему содействовать в его восхождении к Богу. Все твари мира были созданы для человека и находились под его властью. Но теперь в природе появляется нечто такое, с чем человек должен бороться. Земля становится враждебной ему. Гармония между природой и человеком нарушена и теперь природа как бы мстит человеку. Природа становится препятствием для него, с которым он должен бороться в поте лица. Все, что Господь сотворил, было весьма хорошо, но грех нарушил гармонию между человеком и природой. Сколько всего опасного подстерегает человека в природе, но ведь до грехопадения всего этого не было (см. Доктрина первородного греха часть 1: Эдемский сад (№ 246)). С того времени, как змий прельстил Еву в эдемском саду, наши отношения с Богом оставляют желать лучшего. Нас "закармливают" лжерелигией и пытаются переманить на сторону лжецарей.

Наилучший способ уничтожить народ — это разрушить семью как социальный институт. В последние несколько десятилетий брак испытал ожесточенные нападки в свой адрес с разных сторон. Более не считается чем-то ненормальным, если люди живут друг с другом вне брака. Более не считается преступлением вступать во внебрачную половую связь. Павел назвал это учение бесовским; эта доктрина которая приобрела широкую популярность в наши дни (Доктрина демонов последних дней (№.48)). Предупреждения против прелюбодеяний (половой связи между людьми, не находящимися между собой в браке), нарушений супружеской верности и любого вида аморальности часто встречаются в Новом Завете, почти каждое послание содержит их. Добрачное сожительство во всем мире уже давно стало нормой. Применение термина "брак по общему закону" для оправдания этого поступка является совершенно неправильным. Брак для верующего должен быть таким, чтобы он полностью соответствовал Божьему определению. Мы не сможем позволить, чтобы определение брака, производимого в угоду плотской потребности, хотя бы и принятого повсеместно в мире, имело превосходство над утверждением Бога о браке, - в конце концов, брак был скорее утвержден Богом, а не человеком.

Принципы, руководящие браком, кратко изложены следующими словами Бога: "Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть" (Бытие 2:24). Это стремление к союзу между мужчиной и женщиной во всем, насколько это возможно, аналогично нашему постоянному усилию к союзу со Христом через преодоление греха и себялюбия. Это борьба скорее против нас самих, чем против Христа или нашего партнера. Чем больше мы преуспеваем в этом, тем более счастливы мы будем, и тем более полной будет наша связь. Однако мы живем в реальном мире греха и неудач, и неспособности подняться полностью до высшего уровня святости, о который говорится в Библии, в примере любви Бога и Христа. Представляется идеальным, как указано в Бытие 2:24, чтобы один мужчина и одна женщина жили вместе в полном единении в течение всей своей жизни. Верующие должны быть готовы к тому, что им, возможно, не удастся достичь такого состояния в жизни. Мужья и жены могут разойтись во взглядах и потерять общность мнений, которую они должны были бы иметь, так что продолжать жить в браке будет далее невозможно. Мужчина, возможно, имел несколько жен до своего крещения, если он живет в обществе, допускающем многоженство. В этом случае он должен оставаться со своими женами, но не заводить их больше. Апостол Павел - это пламенное отражение человеческого сочувствия и спокойной приверженности к Божественным принципам - допускал возможность развода в исключительных случаях несовместимости: "Жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною" (1 Коринфянам 7:10,11).

Институт брака

Чтобы мужчина не был одинок, Господь дал ему помощника (Быт. 2:18).

Бытие 2:18-25 18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. 21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. 22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. 23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. 24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. 25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Стандартное исправленное издание Библии)

Это был первый брак на земле и Бог исполнил Свою главную роль, которую они и не перестает играть при заключении всех браков и поныне. Брак есть духовное единение двух, ставших одною плотью. Христос многое говорил об этом и дал суровое предписание избранным в отношении брака и развода (см. статью Закон и седьмая заповедь (№ 260)).

Матфея 19:1-12 1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною. 2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. 3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? 4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. 10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. (Стандартное исправленное издание Библии) В этом единении плоти люди в равной степени оказываются соединёнными узами брака (2Кор. 6:14-18). 2Коринфянам 6:14-18 14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? 15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. 18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. (Стандартное исправленное издание Библии)

Супружество — это соглашение с Богом

Итак, крещенный человек должен заключать брак с тем, кто принадлежит к его же вере, таким же крещенным человеком, чтобы стали они оной плотью в Боге через Христа. Это союз является по сути чем-то вроде соглашения, которое супруги заключают с Господом, с тем чтобы быть верным друг другу перед законом Божьим.

Деторождение

Брак — не только средство к деторождению. Однако, памятуя о заповеди плодиться и размножаться, нельзя забывать о той важности, которую представляет деторождение в рамках супружества. Деторождение вне брака рассматривается как блуд и прелюбодеяние (см. статью Закон и седьмая заповедь (№ 260)). У праведности есть корни; она основывается на Божьем законе и движется по пути спасительной истории: прошлое, настоящее и будущее. В результате праведность оказывается рабом религиозной сексуальности, пока зло, будучи без корней и без головы, чистое и святое. В Евангелии от Иоанна 4:16-18 Христос говорит: Иоанна 4:16-18 16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. (Стандартное исправленное издание Библии)

Библия использует понятие супружества как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом. Здесь предполагается единобрачие, что, в свою очередь, не может не иметь первостепенного значения для человечества. Брак. как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви. И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязательствах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение - раз и навсегда. Так "супружество" применительно к отношениям между Богом и Его народом - а обручение в этом смысле можно приравнять к Браку (Ос. 2:20) - олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеческой неверности также Евр. 1:8-9; статью Закон и седьмая заповедь (№ 260)). Все крещенные, достигшие 20-летнегно возраста, становятся частью тела Христова (см. статью Трубы (№ 136) Часть II Брачная вечеря агнца).

Христос не женился на земле, будучи человеком, поскольку он уже обручился церкви, то есть тем, кто суть часть тела Его. Обручение, как показано выше, — еще несвершившийся брак, ведь это пока только обещание о супружестве. Это очень важно, поскольку не понимать этого означает лишиться Царства Небесного. 1Коринфянам 11:3 3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. (Стандартное исправленное издание Библии) Женщина олицетворяет церковь, и она сама по себе должна показывать добрый пример. Мужчина, который олицетворен Христом, должен также вести себя подобающим образом, ибо он несет ответственность перед Господом. Муж и жена связан воедино Богом, таким образом, они суть одно в Святом Духе.

Христос — глава мужчины

Христос подал нам пример, которому мы должны следовать. Вопрос первенства, главенства мужчины в семье, среди супругов, никогда не оспаривался в христианских кругах. Здесь всё ясно и понятно. Но в вопросе преимущественного положения братьев-мужчин в церкви есть проблемы. И эти проблемы лежат в понимании Слова Божьего и согласия с Ним. Очень часто мы руководствуемся не советами Бога, но выдвигаем свой человеческий опыт, свои правила. А от этого страдает дело Божие. Слова "муж" и "жена" в этой главе необходимо понимать, как "мужчина" и "женщина". Это братья и сестры. наших общин. "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене — муж, а Христу глава — Бог. Мы во всем должны быть послушны Богу и это основа основ: послушание Богу.

Муж — глава жены

24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. (Стандартное исправленное издание Библии) Муж есть глава своей жены, это преимущество усвояет ему Сам Бог, даровавший мужескому полу силы в самой его природе. Поэтому в попечении о благосостоянии семейства мужу особенно принадлежат те занятия и труды, которые требуют больших сил, физических или нравственных. Муж, как глава жены, должен благоразумно руководить ее во всех обстоятельствах жизни, требующих его помощи: с христианской кротостью замечать и исправлять ее недостатки и предусмотрительно заботиться о ее нуждах. См. также статью Притчи 31 (№ 114).

Муж должен помнить, что жена, по установлению Божию, есть помощница его. Поэтому во всех важных семейных делах долг внушает ему советоваться с женою, как для того, чтобы получить от нее помощь, так и для того, чтобы оказать ей приличную честь, а через то соблюдать надлежащее к ней отношение и поддерживать взаимное согласие и любовь. Когда жена, как помощница и подруга мужа, дает ему свои мнения и советы, муж должен слушать и принимать их со вниманием и уважением. Павел дает нам понять, что жена преимущественно обязана иметь попечение о внутреннем благоустройстве дома, заботиться о порядке домашних дел. Как мать семейства, должна особенным усердием заботиться о поддержании духа благочестия и добрых нравов в недрах семейства. Ефесянам 5:21-33 21 повинуясь друг другу в страхе Божием. 22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. 33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Стандартное исправленное издание Библии)

Мужья должны помнить, что их жены также во многом нуждаются. Особенно во время менструального цикла или беременности. Женщины выполняют свою обычную работу по дому, но мужья должны следить за тем, чтобы домашние хлопоты были женщинам не в тягость. Ведь муж несет ответственность за здоровье своей жены (см. статью Очищение и обрезание (№ 251)).

Муж несет ответственность за исполнение всех тех обетов, которые потребует от него жена. Числа 30:1-16 1 (30-) И сказал Моисей начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот что повелел Господь: 2 (30-) если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. 3 (30-) Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, 4 (30-) и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится; 5 (30-) если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее. 6 (30-) Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, 7 (30-) и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся; 8 (30-) если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, то они не состоятся, и Господь простит ей. 9 (30-) Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится. 10 (30-) Если жена в доме мужа своего дала обет, или возложила зарок на душу свою с клятвою, 11 (30-) и муж ее слышал, и промолчал о том, и не запретил ей, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится; 12 (30-) если же муж ее, услышав, отвергнул их, то все вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся: муж ее уничтожил их, и Господь простит ей. 13 (30-) Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть; 14 (30-) если же муж ее молчал о том день за день, то он тем утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том; 15 (30-) а если отвергнул их, после того как услышал, то он взял на себя грех ее. 16 (30-) Вот уставы, которые Господь заповедал Моисею об отношении между мужем и женою его, между отцом и дочерью его в юности ее, в доме отца ее. (Стандартное исправленное издание Библии) Наш образец и эталон — Христос (Еф. 5). Он возлюбил Свою Невесту Церковь до конца и служит ей непрестанно. Церковь, находящаяся на земле, состоит из несовершенных, слабых людей, которые часто делают ошибки, согрешают, но Христос продолжает любить, поднимать, прощать, и очищать ее. Если не Его любовь, то на что нам всем и надеяться?

Если, муж не будет любить свою жену такой, как она есть, и молиться, чтобы Господь совершенствовал его и ее, то семье трудно устоять. Интересно, что Библия нигде не призывает женщину любить своего мужа, но многократно убеждает в этом мужчину. Для женщины любовь — нечто естественное, свойственное ее природе, она страдает, если не любит, и особенно тяжко она страдает, когда не видит любви своего мужа, не чувствует его любовь, не переживает ее вновь и вновь. Также 1Тимофея 5:8 8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. (Стандартное исправленное издание Библии)

Любовь мужа-христианина должна проявляться не только в земном мире, но и в духовном. Супруги должны учиться жить вместе в гармонии, любви и согласии. Второзаконие 24:5 5 Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял. (Стандартное исправленное издание Библии)

Поскольку отношения между мужем и женой говорят о Христе и церкви, он должен научиться подражать Христу. Такова вторая обязанность мужа. Библия очень ясно учит нас о том, что Господь – муж Своему народу. “Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его...” (Исаия 54:5; также Иер. 31:32, Откр. 21:2, Еф. 5:23). Также как мужчина старается подражать Христу, он должен быть мужем своей жене. Это означает, что он должен греть и питать её так же, как он заботится о собственном теле. Мужчину, который не слишком заботлив по отношению к жене, но при этом ожидает от неё ласки и потомства, нельзя считать мужем в истинном смысле этого слова; он – олух, что по-гречески, скорее всего, означает баранья голова. Мужчина должен любить свою жену жертвенной любовью (Ефесянам 5:25) и не ожидать в своём саду ничего кроме сорняков, пока он не станет тщательно ухаживать за ним.

Бунт против Бога затруднил понимание важности разграничения между Творцом и творением, потому что всё противостояние Богу, в сущности, сводится к желанию занять Его место. Люди не просто хотят уйти из-под власти Бога, они желают возвыситься над Ним. Это не означает, что люди всегда сознательно хотят свергнуть Творца. Бога не заботит исход их жалких попыток. Но совершенно определённо, эти не увенчавшиеся успехом попытки “стать Богом” породят хаос в жизни мятежников. И если бунт произошёл в сфере чувственной любви, то и хаос начнётся там же. Счастлив тот дом, в котором есть любовь, но любовь не в плотском понимании, а в духовном.

Обязанности жены

1Коринфянам 11:11-12 11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога. (Стандартное исправленное издание Библии) Итак женщина создана, чтобы помогать своему мужу, совей половине, своему подобию. Хотя идеальное супружество подразумевает не только общность интересов, но также и культурное, расовое и религиозное единство. Там, где нет единства веры, там угроза идолопоклонства, которое сродни супружеской измене. Роль женщины подробно освещена в Притчах 31. Притчи 31:10-31 10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. 13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. 14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. 15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. 16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. 17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. 18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью. 19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. 20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. 21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. 22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее. 23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. 24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. 25 Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. 26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. 27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. 28 Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее: 29 „много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". 30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. 31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (Стандартное исправленное издание Библии)

Жена должна с любовью повиноваться своему мужу. Воздержание в семейной жизни, во избежание искушений, может быть только по взаимному согласию для упражнения в добродетели (1 Кор. 7, 4-5). “В случающихся немощах муж и жена должны друг другу снисходить и любовью друг друга терпеть”, неся свой крест, чем соблюдаются согласие и мир в семье (ср. также статью Притчи 31 (№114)). Жена, со своей стороны, должна не только бояться мужа своего, но и любить его искренно со всеми его недостатками, заботиться о его душе и спасении его прежде всего. Жена должна занимать положение, которое Бог первоначально предназначил ей как равной мужу … Она (мать и жена) должна сознавать, что она равна своему мужу и должна поддерживать его, она также должна быть верной своему долгу, как и он.

Древний, опытный, царственный мудрец изображает доблестную жену следующими чертами, доступными общему подражанию. "То есть не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса, нежели другие в увеселениях и забавах. Не угасает светильник ее всю нощь (ст. 18). Не предается она мрачному и долгому сну и не освещает ночи тысячею светильников, которые не светят никакому полезному делу. У нее не угасает светильник, который светит ее ночной работе или ее ночной молитве; наипаче же в душе ее не угасает светильник веры в ожидании грядущего в полуночи Жениха. Не хочет она быть данницею иноплеменникам за мечтательное изящество и прихотливые новости в одежде: для нее та одежда лучше, в которой менее чужого труда. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее (ст. 26). Не полагает она достоинства в дерзости суждения, ни удовольствия в многоречии; не оскверняет языка ее насмешка и злоречие, и не расстраивает ее духа и вида необузданный смех; здравый ум и доброе сердце отверзаю уста ее для слова чистого и непорочного, и вскоре скромность запечатлевает их".

Пожилые женщины должны помогать и увещевать молодую супружескую пару. Титу 2:3-5 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. (Стандартное исправленное издание Библии) Одна из наиболее важных ролей жены — роль матери. Дети больше времени проводят с матерью, гораздо больше, чем с отцом. Мать кормит грудью, пеленает, купает, одевает, укладывает спать. Она у их постели, когда они больны. Она отправляет их в школу и встречает из школы. Мать учит их молиться, учит порядку в доме, честному отношению ко всему. И потому материнское влияние на детей огромно и неизгладимо. Мать - первый учитель детей, незаменимый и неповторимый. Матери, родившие и воспитавшие детей для Господа, для церкви - настоящие подвижницы. Это даже героини. Нужно много силы, веры, мужества и терпения, чтобы выполнить эту трудную задачу. А сколько нужно проявить любви к детям, сколько молитв, забот и слез пролить о них, известно только Богу! Матери должны следить за воспитанием своих чад. Соблюдают ли они субботу? Изучают ли они праздники Божьи? Или они научаются соблюдать языческие праздники вроде дней рождения, Рождество, Пасха, канун дня всех святых и проч.? (См. статьи: Крест: его происхождение и значение (№ 39); Происхождение Рождества и Пасхи (№ 235); The Pinata (№ 276); Дни рождения (№ 287); а также Дни людских жертвоприношений). Мы должны быть уверены в том, что дети соблюдают заповеди Бога.

Отношения друг с другом

Бесы пытаются разрушить идею брака, чтобы воспрепятствовать народам соблюдать закон. 1Тимофея 4:1-3 1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, 3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. (Стандартное исправленное издание Библии)

Все мы должны вести себя с другими так, как будто другие люди — члены нашей семьи. 1Тимофея 5:1-16 1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. 3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц. 4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. 5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6 а сластолюбивая заживо умерла. 7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны. 8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. 9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. 11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. 12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. 14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. 16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

Брак играет основную роль в становлении общества. Если мы научимся жить в гармонии со своим супругом (супругой) и научим наших детей делать это так, как предписывает Библия, то мы, тогда уже полноправные члены общества разовьемся в группу, народ, мир, отражающий учение Христа. Христианство приобретет свое истинное значение и на земле воцарится единый Бог и одна вера.

Ефесянам 4:4-6 4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. (Стандартное исправленное издание Библии).