Авторы: А.В. Нестругин, Я.А.Савицкая, М.В. Доронина, В.В. Паслен

Описание: Данная работа посвящена описанию испытаний радиологического оружия в Украине в 50-е годы.

Источник: Днепровская орбита 2010 / Материалы V научных чтений  Днепропетровск,   2010, с. 53-57.

 

ИСПЫТАНИЯ РАДИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Под радиологическим оружием понимают оружие массового поражения, в котором поражающим элементом является ионизирующее излучение радиоактивных материалов [1].

Наиболее простой вариант состоит из контейнера с радиоактивным изотопом(и) и заряда взрывчатого вещества. Радиоактивными веществами заполняются боевые части ракет, авиационные бомбы, снаряды, мины.

После подрыва заряда контейнер с изотопами разрушается. Распыление радиоактивного вещества на достаточно большой площади происходит за счёт ударной волны. Для увеличения площади воздействия в качестве заряда используется атомная бомба [2].

На территории современной Украины испытания радиологического оружия проходили в 50-е годы прошлого столетия. Для проведения испытаний Министерством обороны был выделен 71-ый полигон, расположенный в районе посёлка Багерово на Керченском полуострове. От Керчи полигон находился в 14 км на месте действовавшего во время Второй мировой войны полевого аэродрома [3].

При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов. Рациональным было размещение вблизи места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Этот вариант был отклонен из соображений безопасности. Окончательным решением от 21 августа 1947 г. стал район Багерово. При размещении учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от посёлка Багерово выходила к Азовскому морю в районе Чокракского озера, а западная -к Казантипскому заливу.

На основной базе 71-го полигона ВВС выполнялись испытания, которые включали отработку, а также «неядерные» испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их самолетов-носителей. По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса «самолет-бомба» к проведению воздушных ядерных испытаний. Этот этап был сложным, трудоемким и ответственным, так как от его результатов в определенной степени зависели безопасность и надежность проведения ядерных испытаний. В летных испытаниях использовались несколько типов одновременно обслуживаемых специально оборудованных самолетов (Ту-4,  Ил-28 и др.). В основном это были опытные самолеты, переоборудованные из штатных в самолеты-носители, самолеты-лаборатории, самолеты по отбору радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва и др.  [4].

Проведение подобного рода испытаний требовало особого уровня секретности и подразумевало назначение на руководящую должность одного из ведущих конструкторов этой отрасли. В августе 1947г. им стал один из тройки (И.В. Курчатов, С.П. Королев, М.В. Келдыш) создателей ракетно-ядерного щита Советского Союза - С.П. Королев.

Для секретности всем сотрудникам, отправлявшимся на полигон, в паспорте ставился штамп с московской пропиской. Почтовый адрес для переписки был Москва, центр - 300, а далее  - улица, номера дома и квартиры – местные  [5].

С.П. Королев - выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Разработал ряд конструкций успешно летавших планеров. Является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой  [6].

После 1945 года мир вступил в ядерную эпоху. Стратегическое вооружение в Крыму не размещалось, однако он внес свою лепту. Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1 (аббревиатура означала «Россия-Делает-Сама»), с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны. Также самолеты с Багеровского аэродрома вылетали на полигон в Семипалатинск для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли. После этого возвращались в Крым и здесь, на одном из участков аэродрома, проходили дезактивацию. Впоследствии техника и продукты дезактивации (вещества, заражённая земля и.т.д.) были захоронены в степи между пос. Багерово и Чистополье. Так называемый «Багеровский могильник» существует и сегодня. Непрерывно делая замеры уровня радиационного фона дозиметром, можно убедиться что,  практически везде фон соответствовал «среднекрымскому» - 10-11 микрорентген в час. Только в районе взлётной полосы уровень может зашкаливать за 30, но эти очаги были весьма локальны и вероятной их причиной является утечка заражённого топлива или другой самолётной химии с "грязного" самолёта заходившего на посадку. Отсюда можно сделать вывод о том, что разговоры об опасной радиационной обстановке в посёлке и ближайших окрестностях сильно преувеличены. Хотя, конечно, сам факт присутствия на Крымской земле радиоактивного захоронения наводит на размышления о «странном» подходе к использованию курортных земель [7].

Первое воздушное испытание атомной бомбы пришлось на 18 октября 1951 г. Вот и началась окончательная подготовка к вылету на задание. Изделие РДС-3, накануне проверенное, снаряженное и окончательно подготовленное к подвеске на самолет на транспортировочной тележке было вывезено из сборочного сооружения и на малой скорости доставлено на стоянку самолета-носителя. Выполнение полета со сбросом атомной бомбы в первом воздушном испытании было доверено опытному экипажу самолета-носителя Ту-4: командир экипажа - Герой Советского Союза, подполковник Уржунцев К.И.; штурман-навигатор - капитан Суворов В.С.; штурман-бомбардир - капитан Давыдов Б.Д.; 2-й летчик - старший лейтенант Кошкаров И.М. и др. Стоянка самолета-носителя имела контрольно-пропускной пункт на охраняемом въезде. К этому времени самолет-носитель Ту-4, проверенный и заправленный необходимыми компонентами и горючим, уже был расположен над бетонированным котлованом («ямой»), из которого могла производиться подвеска изделия (необходимость котлована диктовалась несоответствием высоты изделия на тележке клиренсу самолета - без этого нельзя было подвезти изделие под самолет.) К моменту закатывания изделия в котлован створки бомболюка были открыты, на них были смонтированы механические лебедки для подъема изделия. По режимным соображениям бомбоотсек самолета был огражден защитной брезентовой палаткой. Изделие с помощью четырех лебедок было медленно поднято и закреплено на бомбардировочной установке самолета. Следующей была операция сочленения самолетной и объектовой части электрического разъема и фиксирование его цанговым замком. В соответствии с утвержденными режимами бомбометания и высотой взрыва в изделие были введены установки временного датчика и барометрических датчиков критической высоты с помощью приборов самолетного пульта управления. Фидер антенны радиотехнической системы от хвостовой части изделия выведен под фюзеляж самолета и закреплен на специальной стойке. На этом  подготовка изделия на самолете закончилась. Началась сдача изделия экипажу самолета. Командир экипажа и штурман осмотрели надежность креплений,  электрозамки, проверили загорание на них сигнальных лампочек. Ключи от электрозамков изделия передались командиру экипажа на случай использования их при вынужденной посадке вне аэродрома вылета. После проверки соответствия показаний приборов пульта управления записям в журнале подалась команда на закрытие бомболюков, которые затем были опечатаны представителем службы комитета государственной безопасности. Окончательная передача изделия экипажу закрепилась в журнале подписями командира корабля и штурмана. Командир корабля доложил начальнику полигона о готовности к выполнению задания. Получив разрешение, члены экипажа заняли свои места, и самолет-носитель Ту-4 18 октября 1951 г. с атомной бомбой вырулил на взлетную полосу. Доложив о полной готовности по радио, командир экипажа получил команду на взлет. В 7 ч 00 мин по московскому времени с аэродрома Жана-Семей произведен первый взлет самолета-носителя Ту-4 с атомной бомбой на борту. Взлет выполнен безупречно. Вслед за ним взлетел самолет-дублер Ту-4. Самолет-дублер имел на борту инертную фугасную бомбу ФАБ-1500. В случае отказа на основном носителе прицельных средств дублер в строю должен занять положение ведущего, продолжать выполнять полет в соответствии с заданием вплоть до бомбометания в назначенное время по цели опытного поля с передачей по радио серии тонально-модулированных сигналов. Сигналы и факт отрыва ФАБ-1500 от самолета-дублера в этом случае являлись для носителя командой на сбрасывания изделия. При этом взаимодействие с опытным полем полигона соответствовало заданным условиям проведения испытания. В полете самолет-носитель с изделием на борту сопровождался и охранялся сменяемыми в полете парами самолетов-истребителей Ла-11. Управление полетом самолета-носителя осуществлялось с центрального командного пункта (ЦКП), на котором находилось руководство испытаниями.

Взлет, набор заданной высоты 10000 м, выход на цель осуществлялись по утвержденному плану-графику. Основные этапы полета отображались на планшете-макете. Радиообмен с носителем выполнялся по двум каналам КВ и УКВ с использованием кодированных радиообменных таблиц. Основные команды для надежного приема дублировались. Погода была благоприятной, материальная часть самолетов работала безупречно, и в назначенное время самолету-носителю был разрешен холостой заход на цель с передачей тонально-модулированных сигналов для окончательной настройки аппарата автоматики поля. Настало время выполнения боевого захода. С ЦКП доложили о готовности. Боевой заход разрешен. По каналам КВ и УКВ связи до сброса передаются предварительные сигналы - за 60 с и 15 с и третий сигнал в момент сброса - в 9 ч 52 мин 38 с. На планшете, отображающем траекторию падения изделия, стали появляться световые отметки, подтверждающие срабатывание контролируемых цепей автоматики: подачу питания на каналы автоматики, снятие ступеней предохранения, взведение блока подрыва и выдачу барометрическими датчиками исполнительного сигнала на срабатывание. Это было первой информацией о нормальной работе изделия. Приход сейсмической волны, вызвавшей перемещение грунта под ногами, а затем громовой грохот снаружи помещения ЦКП окончательно подтвердил, что первое воздушное испытание атомной бомбы 8 октября 1951 г. в СССР состоялось успешно. Бомба взорвалась на высоте 380 м над целью с мощностью 42 кт. Посадка самолета-носителя прошла благополучно. При выполнении в полете рекомендаций центрального аэрогидродинамического института и генерального конструктора самолета (с переходом на ручное управление самолетом к моменту прихода ударной волны при полете без изменения курса и режима) затруднений в пилотировании самолета не ощущалось. Отказов в работе оборудования самолета от воздействия взрыва не было. Бомбометание в этом полете было выполнено штурманом-бомбардиром. Метеорологические условия в тот день позволили ему своевременно увидеть мишень на полигоне, выполнять прицеливание и бомбометание с высокой точностью. Все оборудование, система передачи радиосигналов для включения наземной аппаратуры сработали без замечаний. После сброса и закрытия бомболюков экипаж приготовился к приходу светового излучения и ударной волны: отключили автопилот и перешли на ручное управление, зашторили кабину в самолете, подтянули привязные ремни, надели темные светозащитные очки, разгерметизировали кабины и перешли на питание чистым кислородом. Контроль за приближением момента взрыва осуществляли по секундомеру.

Вначале ощутили очень яркую вспышку, затем пришла первая сильная ударная волна, немного слабее - вторая и более слабая - третья. Стрелки аэродинамических приборов, высотомеров, указателей скорости стали вращаться. В самолете появилась пыль, хотя перед этим полетом проводилась тщательная уборка в кабинах с применением пылесоса. Визуально наблюдалось развитие облака - шлейф от взрыва быстро поднялся на высоту полета и стал образовываться и разрастаться «гриб». Цвета облака были самые разнообразные. После посадки на спецплощадку, летчики из самолета вышли с надетыми парашютами и кислородными масками - дышали чистым кислородом от парашютных кислородных баллончиков. Самолет и экипаж был обследован на радиационное заражение. Здесь же был оборудован обмывочный пункт, где они обмылись и сменили одежду.

По самолету-носителю было сделано заключение о том, что самолет Ту-4, дооборудованный по бомбардировочной установке и оснащенный системой обогрева бомбового отсека и комплексом добавочного специального оборудования, обеспечивает безопасную и безотказную эксплуатацию изделия РДС-3 и прицельное бомбометание им.

Все члены экипажа самолета-носителя Ту-4 и экипажа самолета-дублера Ту-4 были награждены орденами Советского Союза. Члены летных экипажей самолетов Ту-4, а также группа инженеров-испытателей, технического состава и служб обеспечения также были удостоены правительственных наград, в числе которых и высшую награду - орден Ленина.

Результаты успешно проведенного первого воздушного испытания атомной бомбы при ее сбрасывании с самолета-носителя 18 октября 1951 г. по существу явились основой для принятия решений об оснащении ВВС ядерным оружием - было организовано серийное производство атомных бомб РДС-3 и самолетов-носителей Ту-4. Уже в 1952 г. на 71-м полигоне были проведены наземные и контрольно-летные испытания серийно изготовленного самолета-носителя Ту-4, а также изделия РДС-3 от их первых серийных партий  [8].

В 1972 г. 71-ый полигон прекратил свое существование как самостоятельная организация и по директиве Генерального штаба министерства обороны был реорганизован в 10 Управление при 8 Нижегородском научно-исследовательском институте ВВС с дислокацией в районе г. Ахтубинска [4].

Но о последствиях применения такого рода испытания оружия забывать не стоит. Они проявляются в виде локального лучевого поражения различных органов или развития лучевой болезни. Возникшие в организме нарушения передаются по наследству. К отрицательным проявлениям относятся психические расстройства, физические заболевания, пониженная сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям и другие патологические изменения. Кроме непосредственного поражения людей также происходит заражение боевой техники, сооружений и местности [1].

Сегодня следы запустения видны во всем: приваренные снаружи высотных домов дымоходы, проблемы с водой, остатки военных построек и т.п. [9].

Заслуги личного состава 71-го полигона перед страной были отмечены высокими государственными наградами: орденами и медалями СССР, Ленинской премией, награды за умелое руководство работой по освоению боевой техники, за выполнение специальных заданий правительства [10].

 

 
Список используемых источников:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5

2. http://pylemet.ru/6/

3. http://ricolor.org/history/rsv/aft/s_korolev/

Военно-промышленный курьер №6 (172) 14 - 20 февраля 2007 года

4. http://bagerovo-school.ru/?page_id=2839

Куликов С. М. - «Авиация и ядерные испытания»

5. http://www.victory.mil.ru/lib/books/memo/vagin_ev/01.html

«Полигоны, полигоны… Записки инженера испытателя.» - Саров: РФЯЦ ВНИИЭФ, 1999, - 79 с.

6. http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/korolev.php

Викторов Б. Возвращение имени // Наука и жизнь. 1988. N 5;

Романов А.П., Губарев B.C. Конструкторы. М.,1989.

7. http://www.liveinternet.ru/users/dalecooper/post65848975

8. http://militera.lib.ru/h/kulikov_sm/01.html

9. http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=4075

10. http://www.archive.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2007.198.articles.army_01

                    «Военно-промышленный курьер», 2003-2008.