Назад в библиотеку

Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий

Автор: Шаймарданова Е.П.
Источник: Шаймарданова Е.П. Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий // Шаймарданова Е.П. Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий // Российское предпринимательство. — 2010. — № 10 Вып. 1 (168). — c. 48-53.

Существующие методики управления и оценки факторов финансовой устойчивости промышленных предприятий не учитывают отраслевую специфику конкретного бизнеса, а также особенности жизненного цикла инноваций, внедряемых субъектом хозяйствования, предполагают использование преимущественно с позиции портфельных инвесторов. Вместе с тем потребность в методическом обеспечении устойчивого развития предприятий промышленного комплекса становится все более значимой на фоне посткризисной стабилизации, которая нашла отражение в росте объемов промышленного производства при одновременном снижении объема инвестиционных расходов. Подобное изменение макроэкономических индикаторов не может трактоваться как проявление устойчивого тренда, поскольку обеспечивается в значительной степени положительной конъюнктурой мировых рынков сырья, характеризуется обострением инфляционных рисков, сохранением низкого качества ресурсного потенциала хозяйствующих субъектов. В этой связи актуализируется поиск управленческой парадигмы, реализация которой могла бы обеспечить переход к устойчивым темпам социально-экономического развития государства при формировании оптимальных отраслевых, воспроизводственных и региональных пропорций.

Этапы формирования стратегии устойчивого развития предприятия

Индекс промышленного производства в Российской Федерации в период с 1991 по 2009 г. так и не достиг показателя 1990 г., сохраняются высокий уровень износа основных фондов и неэффективная отраслевая структура, характеризующаяся высокой долей добывающих производств, остается низкой инновационная активность хозяйствующих субъектов. Органы государственной власти и предпринимательские организации в настоящее время нуждаются в результативной методике диагностики факторов устойчивости предприятий, учитывающей отраслевую принадлежность субъектов хозяйствования, перспектив инновационной деятельности и особенностей турбулентной среды, что позволяет принять обоснованное решение о направлениях развития территориально–производственных комплексов.

Стратегия устойчивого развития предприятия промышленного комплекса определена как совокупность целевых установок, в соответствии с которыми формируется миссия (способность хозяйственной системы осуществлять движение к намеченной цели); стратегическая концепция развития (концепция стратегического наступления, соответствующая уровню турбулентности внешней среды); цели (производственная, маркетинговая (рыночная), инновационная, финансовая устойчивость) и механизмы их реализации (базисные и функциональные стратегии), что в условиях реализации потенциала множественности траекторий движения рынка позволяет разработать систему управления поступательной динамикой субъекта хозяйствования, которая направлена на снижение изменчивости, амбивалентности, пороговых и эмерджентных эффектов, определяющих нелинейность магистрали движения и неизбежность кризисов, обеспечивает формирование положительных синергетических эффектов.

Процесс формирования стратегии устойчивого развития предприятия промышленного комплекса представлен тремя этапами:

Управління інноваційною діяльністю, організаційно-технічним розвитком промислового виробництва є важливою сферою науково-практичних досліджень, що є часткою загальної теорії і практики функціонування та розвитку економіки. Організація фінансового, організаційного та економічного забезпечення інноваційної діяльності здатна виступати зв’язуючою ланкою між різними стадіями планування діяльності підприємств і промисловістю, забезпечуючи комплексний характер економічного планування, що виражається передусім в поєднанні різноманітних взаємозв'язків з різними проявами управлінських рішень на різних ієрархічних рівнях промислового виробництва.

Стратегический анализ предполагает SWOT–анализ региональной экономики, детализированный в формате PEST+М–анализа, который позволяет выявить и структурировать факторы внешней среды (политические (P), экономические (Е), социальные (S), технологические (Т), факторы рыночного окружения (М)), существенно влияющие на стратегию устойчивого развития.

Финансовая и маркетинговая стратегии

Классификация типов стратегий основывается на структурировании факторов устойчивого развития предприятия. К общим стратегиям устойчивого развития относятся стратегия лидера, стратегия наращивания инновационной устойчивости, стратегия наращивания финансовой устойчивости, стратегия выхода из кризисного состояния. К функциональным стратегиям относятся: финансовая, маркетинговая, производственная и инновационная.

Финансовая стратегия — это набор правил, выполнение которых обеспечивает достижение независимости от внешних источников финансирования и высокую платежеспособность предприятий.

Финансовая стратегия при высоком коэффициенте финансовой устойчивости предполагает мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности предприятия; привлечение консалтинговых фирм и вузов; снижение дебиторской задолженности на основании диверсификации бизнеса; применение лизинговых схем; оптимизация отношений с акционерами, что обеспечивает получение прибыли в долгосрочном периоде; повышение эффективности использования собственного капитала; повышение доли собственных средств в общей величине оборотных средств; при низком коэффициенте финансовой устойчивости — снижение запасов и затрат (реализация неиспользуемого и устаревшего оборудования, материалов); снижение величины кредиторской задолженности; использование возможности получения льготных кредитов, по федеральным и региональным отраслевым и комплексным программам развития; совершенствование налогового планирования; повышение эффективности контроля за издержками с целью их снижения.

Маркетинговая стратегия — это набор правил, которыми руководствуются экономические агенты при определении субъектного состава и направлений развития инфраструктуры рынка, при принятия решений относительно определения номенклатуры конечных товаров и услуг. Маркетинговая стратегия при высоком коэффициенте рыночной устойчивости предполагает сбор необходимой информации о состоянии рынка, изучение потребностей потенциальных покупателей; комплексное изучение рынка и адаптацию производства к его требованиям; совершенствование мероприятий по продвижению товара на рынок, выработку рекламной политики предприятия; разработку мероприятий по повышению социального имиджа предприятия; повышение репутации и качества производимой продукции; увеличение удерживаемой доли рынка; при низком коэффициенте рыночной устойчивости — расширение номенклатуры производимых товаров и услуг; поиск новых каналов сбыта продукции; проведение гибкой ценовой политики; совершенствование процедур установления обратной связи с рынком, изучение общественного мнения о развитии новых продуктов, услуг; сервисное обслуживание и отслеживание проданного товара.

Производственная и инновационная стратегии

Производственная стратегия — это набор правил, которыми руководствуются промышленные предприятия при принятии решений по приобретению и использованию факторов производства в процессе производства и реализации продукции.

Производственная стратегия при высоком коэффициенте производственной устойчивости предполагает повышение независимости от поставщиков; повышение степени обновления основных фондов; внедрение нового оборудования и современных технологических процессов; сбор и анализ информации о потенциальных потребителях продукции; расширение ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка; снижение издержек производства; повышение качественных характеристик продукции; развитие послепродажного сервисного обслуживания продукции; сокращение отходов, брака; при низком коэффициенте производственной устойчивости — повышение эффективности применяемых технологий за счет сокращения времени реализации бизнес– процессов, внедрение технологических инноваций; модернизацию устаревшего действующего оборудования; разработку автоматизированного контроля запасов и внутрипроизводственного оборота материалов; повышение эффективности использования оборудования; введение многоуровневого контроля качества.

Инновационная стратегия — это набор правил, которыми руководствуются промышленные предприятия при принятии решений относительно реализации процессных и продуктовых инноваций.

Инновационная стратегия при высоком коэффициенте инновационной устойчивости включает совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии; создание, освоение и использование новых продуктов и процессов; повышение качественного уровня технико–технологической базы производства; повышение качественного уровня НИОКР; реализация конкурентных преимуществ инновационного продукта на внутреннем и внешнем рынках, при низком коэффициенте инновационной устойчивости — повышение эффективности использования кадрового и информационного потенциала; совершенствование организации и управления инновационной деятельностью; рационализацию ресурсной базы; активизацию соотношения «затраты/результат» в инновационном процессе; приспособление к узким сегментам рынка путем выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками.

С учетом результатов SWOT–анализа промышленного комплекса Республики Татарстан, выявленных условий для устойчивого развития отдельных предприятий проведена градация предприятий, обладающих разным уровнем экономической устойчивости. Исследование промышленного комплекса Республики Татарстан показало, что в 2009 году 26% предприятий находились в квадранте успешного функционирования, 65% – в квадранте низкой производственной состоятельности, 6% – в квадранте низкой финансовой состоятельности и 3% – в квадранте кризиса. Проведенные исследования делают возможным выбор стратегии устойчивого развития предприятий промышленного комплекса, позволяющей сократить негативное влияние производственных и инвестиционных рисков.

Перелік посилань

1. Стратегия и практика антикризисного управления фирмой / Под. ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина. — СПб.: Специальная литература, 1996. — 510с.
2. Эткинсон Д.Ж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры. / Пер.с англ.. под ред. проф. Ю.А. Ципкина. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 471 с.
3. Якупова Наиля Маликовна. Стратегическое управление стоимостью предприятия. — Казань: 2004 419 c.