ФЕНОМЕН СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПОЧКАХ

В работе дается обоснование нового механизма функционирования логистических систем на базе эффективной интегрированной логистической технологии. Этот механизм содержит управление:

интегрированными логистическими цепочками;

структурно-функциональными факторами;

стандартами качества процессов;

синергетическим эффектом снижения затрат.

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИКИ ПРИВОДИТ К СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ

На рубеже III тысячелетия экономика современной России все больше поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Для новой экономики характерен эффект интеграции, вызванный существенным снижением затрат на взаимодействие

Одно из направлений по реформированию, прежде всего, промышленных предприятий лежит в плоскости создания механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы (ЛС): «поставка – производство – складирование – транспортировка – сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;

реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей;

технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.

Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных и финансовых потоков, сокращению числа агентов в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования вследствие кардинального уменьшения материальных запасов в производстве и распределительных сетях. Поэтому достижение стратегических целей бизнеса становится возможным при дальнейшей интеграции логистических систем в ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ СЕТИ. Сетевой принцип становится одним из эффективных средств поведения предприятий в рыночной среде. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что в современных условиях успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников логистической системы.

Интегрированный подход позволяет наиболее эффективно реализовывать цели бизнеса и функционирование всех его структурных элементов, представленных как центры ответственности. На максимизацию прибыли в центрах ответственности будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, доля рынка и низкие издержки, структура отрасли, эффективность инвестиций и эффект масштаба. Интегральная ответственность за уровень издержек связана не только с внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность, своевременность поставок и выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ СТРУКТУРНЫХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ЗАТРАТ

Эффективность функционирования ЛС (сетей) предполагает их рассмотрение как организационно-управляющих систем, направленной на достижение оптимального баланса между затратами (ресурсами) и уровнем качества обслуживания потребителей. Логистические процессы отражаются через следующие основные категории затрат:

затраты, связанные с организацией заказа и его выполнением, поставкой товарно-материальных ценностей;

затраты на формирование и хранение запасов;

транспортно-экспедиторские затраты, включая издержки на перевозку продукции от изготовителя до потребителя;

издержки хранения

и некоторые другие.

Их можно свести к двум группам: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. До недавнего времени основным фактором стратегического успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако, для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Это и обеспечивает предприятию наиболее серьезные конкурентные преимущества.

КОНЦЕПЦИЯ РЕСУРСНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых государствах, неизбежно приводит к пониманию приоритетного значения ресурсов и управления ими.

К особенностям ресурсной ориентации относятся:

формирование и использование ключевых компетенций, что предполагает особо эффективное сочетание ресурсов, которыми конкуренты не располагают;

сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической перспективе;

возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги фирмы.

В качестве централизованного потенциала, важнейшей интегрированной логистической сети может стать (по мнению автора) механизм стратегического управления затратами. Его успешное внедрение может принести ощутимую выгоду всем ее участникам и стать важнейшим направлением реформирования предприятий в новых экономических условиях.

Логистические методы регулирования затрат должны быть нацелены на изменение структуры и динамики издержек ЛС в сторону их существенного снижения. Распределяемый среди участников эффект оказывается выше прибыли фирм, действующих изолированно. Именно межотраслевой характер координационных хозяйственных связей в цепочке изначально снижает их потребности в основном и оборотном капитале, необходимом для доведения материальных потоков (МП) в форме продукции до потребителей. Комплексный подход и развитие методических основ калькуляции издержек привели к внедрению учета расходов по функциональному принципу с ориентацией на конечный результат.

Вместе с тем, современные методы управления издержками все время развиваются. Утверждается новая ориентация, процедуры и механизмы регулирования затрат. Применяемые методы классифицируются следующим образом:

метод запланированных затрат;

метод определения затрат по процессам;

метод определения затрат на базе жизненного цикла продукции;

метод, основанный на базе сравнения с лучшими показателями конкурентов;

метод стратегического управления затратами.

Таблица, составленная автором на основе опубликованных данных опроса 55 крупных швейцарских компаний, свидетельствуют об уровне знакомства руководителей с новыми методами управления издержками и перспективах их применения (см. табл. 1). Следует особо выделить 2 и 5 методы, получивших наиболее высокие оценки с точки зрения использования и намерений по внедрению (соответственно 55 % и 49%). Полученные результаты подтверждают наши предварительные выводы об актуальности проблемы стратегического управления затратами в ЛС, что и образует важнейшую ключевую компетенцию.

Таблица 1

Сравнительные оценки (характеристики) современных методов управления издержками


п/п

Методы

Знакомы
(%)

Используют
(%)

Намерены внедрить
(%)

гр. 4 + гр. 5
(%)

1

2

3

4

5

6

1

запланированных затрат

53

27

7

34

2

определение затрат
по процессам

67

33

22

55*

3

управление затратами на базе
жизненного цикла продукции

36

7

5

12

4

лучших показателей

53

35

7

42

5

стратегическое управление
затратами

58

33

16

49*

* - оценки имеют максимальное значение в таблице.

Выделим характерные черты указанных нами методов:

(2) Определение затрат по процессам. Метод требует дополнительного анализа содержания и структуризация процессов. Представляет собой инструмент логистики для более точной и системной калькуляции совокупных затрат.

(5) Стратегическое управление затратами. Метод заключается в переориентации информационных потоков, их направленности в сферу долгосрочной перспективы, одновременном учете внутренних и внешних логистических факторов, использование дополнительных данных, в т.ч. нефинансового характера.

Таким образом, сочетание и развитие методов управления издержками № 2 и № 5 может составить ту перспективную платформу, которая образует «ядро» ключевых компетенций для снижения затрат на взаимодействие в интегрированной логистической сети.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ.
АНАЛИЗ ФАКТОРА КАЧЕСТВА И СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Изучение информации о затратах в ЛС не получило до сих пор необходимого внимания как в исследованиях, так и практической деятельности. Тем более, что стратегический аспект этой проблемы применительно к логистике практически не изучен.

При рассмотрении концепции стратегического управления затратами (SCM – Strategic Cost Management) выделяют три базовых элемента:

цепочки ценностей;

стратегическое позиционирование;

затратообразующие факторы.

Современный управленческий учет сосредотачивает внимание лишь на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, продукции. Ключевым моментом в существующем механизме является доведение до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем, построенных по принципу «точно в срок». Со стратегической точки зрения цепочки ценностей и соответствующий учет затрат позволяет выделить пять областей эффективности взаимодействия:

связь с поставщиками;

связь с потребителями;

технологические связи внутри одного подразделения;

связи между подразделениями внутри предприятия;

связи между предприятиями в логистической сети.

Второй ключевой компетенцией ЛС (базовым элементом) является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах, либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.

Затратообразующие факторы (третий элемент SCM) подразделяются на стратегические структурные и функциональные факторы.

Стратегические структурные факторы:

масштаб: объемы инвестиций в различные функциональные области ЛС

диапазон: вертикальная и горизонтальная интеграция

опыт

технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат

сложность: широта ассортимента продукции

Функциональные факторы:

постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов

комплексное управление качеством (TQM)

оптимальная загрузка мощностей

эффективная планировка предприятия

конфигурация (эффективность) проекта или расчета

использование связей с поставщиками или заказчиками с т.з. цепочки затрат

Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать самое существенное влияние на величину и динамику затрат.

Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов – качеству.

Качество, как важнейший элемент стратегического управления затратами, следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает не только логистику предприятия, но и всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.

В качестве примера рассмотрим Британский стандарт BS 6143: 1992 «Руководство по экономике качества». Все затраты подразделяются: на затраты, относящиеся к качеству, затраты на соответствие, затраты вследствие несоответствия, затраты на процесс. Особое место в системе качества отводится управлению процессом, который является базовым элементом, основой улучшения качества и производительности на предприятии или в сети. Базовая модель процесса содержит параметры, оценивающие эффективность (Рис. 1)

http://www.integprog.ru/images/publications/fenomen/fenomen.gif
Рис. 1. Базовая модель процесса

Несоответствие качества ЛС выражается в финансовых терминах в форме:

отказов, ведущих к снижению прибыли, независимо от того, чем они вызваны ( CONC);

предупредительных мер по контролю качества и оценке затрат на стандарты покачеству (COC).

Затраты, связанные с отказами системы, классифицируются следующим образом:

предупредительные затраты;

оценочные затраты;

издержки, обусловленные внутренними отказами;

издержки, обусловленные внешними отказами.

При использовании механизма упреждающего воздействия на систему во времени возникает системный (синергетический) эффект. При этом, центры ответственности являются естественными резервуарами запасов, с помощью которых могут гаситься колебания и достигаться экономия затрат во всей логистической цепочке.

Таким образом, применение современных интегрированных технологий, которыми располагают некоторые российские предприятия, позволяют обеспечить феномен снижения затрат в условиях тотальной ограниченности ресурсов. В условиях новых экономических реалий система хозяйственных связей «поставщик-производитель-потребитель» преобразуется в интегрированные логистические цепочки, которые образуют «горизонтальные корпорации» и альянсы. Они снижают расходы на взаимодействие участников цепочки между собой и с конечными потребителями.

Некрасов А.Г.
Консультант ООО "Интегрированные Программы"
Кандидат экономических наук