Назад в библиотеку

Учёт и анализ денежно-кредитных операций

Автор: Р.В. Деревянко
Источник: Опубликована: Материалы 2–й региональной студенческой научной конференции "Бухгалтерский учёт в украине на рубеже третьего тысячелетия". – Донецк: Донгту, 2001.

Аннотация

Р.В. Деревянко Учёт и анализ денежно–кредитных операций

Финансовое состояние предприятия в целом во многом зависит от рационального формирования и использования оборотных средств – основных ресурсов любого бизнеса. В процессе своей хозяйственной деятельности многие предприятия рано или поздно начинают испытывать острую нехватку оборотных средств, что препятствует нормальному течению производственного процесса. Избежать проблем, обусловленных нехваткой собственного капитала, можно путём привлечения заёмных средств. Общеизвестными и наиболее распространёнными источниками получения таких средств являются кредиты и займы.

Роднит указанные финансовые инструменты только общая идея – получение материальных ценностей на возвратной основе, а в остальном это совершенно разные, требующие отдельного рассмотрения хозяйственные операции. Поэтому в данной статье будет рассмотрен механизм привлечения, использования и возврата кредитов и займов, особенности отражения кредитных операций в бухгалтерском и налоговом учёте. При этом особое внимание необходимо уделить проблеме оптимизации налогообложения при помощи заёмных средств в рамках действующего законодательства, а также предложить конкретный вариант реформирования учёта денежно–кредитных операций.

На сегодняшний день для большинства предприятий Украины роль заёмных ресурсов особенно велика, так как они позволяют компенсировать нехватку оборотных средств, оплатить товарно–материальные ценности и создать их запасы, выплатить заработную плату и погасить кредиторскую задолженность, временно возместить оборотные средства, находящиеся в расчётах, произвести предоплату и погасить сальдо встречных требований при взаимозачёте, покрыть другую временную потребность в денежных ресурсах.

Процесс управления привлечением заёмных ресурсов сводится в конечном итоге к нахождению наиболее эффективных форм их заимствования. Для этого предприятие разрабатывает определённые подходы привлечения заёмных денежных средств, которые включают:

Основным документом, регламентирующим порядок кредитования субъектов предпринимательской деятельности, является Положение “О кредитовании”, утверждённое постановлением Правления НБУ от 28.09.95г. №246.

Кредитом согласно Положению №246 признаётся заёмный капитал банка в денежной форме, передаваемый во временное пользование на условиях обеспечения, платности, возвратности, срочности и целевого характера использования. Кредитором именуется субъект кредитных отношений, предоставляющий в пользование средства; заёмщиком – привлекающий заёмные средства.

Предприятия могут использовать следующие формы кредита: банковский, коммерческий, лизинговый, ипотечный, бланковый, консорциумный. Товарные, имущественные формы кредитования не предусматривают предоставления во временное пользование денежных средств, и, как правило, не ассоциируются с кредитом в его общепринятом понимании. Кредитные взаимоотношения регламентируются на основании договоров, которые подписываются кредитором и заёмщиком только в письменной форме, определяют взаимные обязательства и обязанности сторон и не могут изменяться в одностороннем порядке без согласия другой стороны.

В связи с реформированием системы бухгалтерского учёта Украины отражение кредитных операций как на счетах бухгалтерского учёта, так и в формах финансовой отчётности предприятий претерпело значительные изменения. Отражение информации о получении банковских кредитов на счетах бухгалтерского учёта зависит от того, к какому виду обязательств предприятия может быть отнесена задолженность по таким кредитам. Обязательства предприятия в соответствии с П(С)БУ 11 “Обязательства” подразделяются, в частности, на:

Таким образом, кредиты банка, полученные предприятием, срок возврата которых менее 12 календарных месяцев или менее одного операционного цикла предприятия, если последний превышает 12 месяцев, относятся к его текущим обязательствам. Обязательства, не являющиеся текущими, относятся к долгосрочным.

С позиции здравого смысла, возвратная финансовая помощь не должна включаться у заёмщика при получении в валовые расходы. У заимодателя также на должны возникать налоговые последствия ни при передаче средств заёмщику, ни при их обратном получении. Суть проблемы заключается в том, что в Законе “О налогообложении прибыли предприятий” вообще нет упоминания о возвратной помощи, возможности привлечения материальных ценностей на основании договора займа и налогообложении таких операций. В результате ГНАУ имеет возможность “подгонять” под различные нормы закона налогообложение заёмных операций, а почти вся страна стала заложником бессистемности налогового законодательства. Эта проблема действительно носит глобальный характер, так как в Украине в последние годы получение беспроцентных займов среди субъектов небанковской сферы пользуется неснижающейся популярностью. Каждое второе предприятие хоть раз брало деньги взаймы, а другая половина их соответственно давала. Поэтому для полного разрешения проблемы налогообложения заёмных операций необходимо внести соответствующие изменения в Закон “О налоге на прибыль.

Однако я считаю, что существуют пути решения данной проблемы и в рамках действующего законодательства. Прежде всего, любое предприятие может обратиться в арбитражный суд в случае возникновения спорной ситуации с налоговыми органами, доказав, что возвратная финансовая помощь не может быть признана доходом. Для принятия решения в пользу предприятия есть все необходимые аргументы, учитывая следующие рассуждения:

Подводя итоги, сравним описанные финансовые инструменты и проанализируем их. Преимуществами банковского кредита, в первую очередь, являются возможность его получения в любой момент, наличие урегулированного механизма его получения и возврата, наличие законодательно установленного порядка налогообложения и возможности оптимизации налогообложения при помощи привлечённых кредитных средств. Основными недостатками являются необходимость обеспечения заёмных средств, целевой характер их использования, платность, относительно высокая стоимость привлечения кредитов по сравнению с использованием внутренних резервов предприятия и других форм кредитования. Существуют также некоторые неточности при отражении кредитных операций в бухгалтерском учёте в соответствии с П(С)БУ.

Получение средств по договору займа не предполагает внесения платы за пользование привлечёнными средствами и не требует их целевого использования и обеспечения, чем выгодно отличается займ от кредита. Но в то же время займ является некоммерческим финансовым инструментом – отсутствует такой признак, как платность, в результате чего заимодатель заведомо остаётся в проигрышном положении (косвенно несёт расходы). Кроме того, учитывая растущую популярность займов, отсутствие соответствующей законодательной базы приводит к навязыванию налоговыми органами фискальной позиции по вопросам налогообложения заёмных средств. Это нередко противоречит нормам законов и здравому смыслу, зачастую влечёт за собой возникновение конфликта, что и является основным недостатком займа.