Назад в библиотеку

Факторы развития конкурентоспособности региональных экономических систем

Автор: Аймен А.Т., Хажгалиева Д.М.

Источник: Аймен А.Т., Хажгалиева Д.М. Факторы развития конкурентоспособности региональных экономических систем / А.Т. Аймен, Д.М. Хажгалиева // «Современная наука. Серия «Экономика и Право», № 8–9, 2012. – С.24–28.

Рассмотрены факторы развития конкурентоспособности экономических систем. Выявлено, что из внешних факторов конкуренто-способности наиболее важными являются инвестиционный климат, уровень конкуренции на межрегиональном и международном рынках, география производительных сил. Из внут­ренних факторов конкурентоспособности качество менеджмента, инновационная стратегия фирмы и направления инвестиций.

Национальная конкурентоспособ­ность является многогранным понятием, включающим систему показателей, индикаторов, критериев, условий и факторов развития, механизмов ее повышения. Конкурентоспособность складывается из целого ряда составных элементов, которые дополняют друг друга и обеспечивают устойчивый рост экономики, повышение благосостояния населения. Это: наука и образование, инновации и инвестиции, разнообразная инфраструктура, реальный сектор экономики, малый бизнес, различные услуги, природные и трудовые ресурсы.

Обращение к структурированию предопределяет появление факторов структурного характера, описывающих региональную экономику и ее инфраструктуру. Другой подход к развитию региональной системы выявляет в ней институты, определяющие закономерности функционирования, принципы работы, задающие возможности и ограничения.

Указанные подходы и обосновывающие их критерии в определенной мере представлены в существующих перечнях факторов региональной конкурентоспособности. Особо следует позиционировать факторы, возникающие не как следствие наличия объектов и субъектов хозяйствования, а как результат возникновения и поддержания взаимодействий между ними, как механизм взаимозависимости на уровне вертикальных и горизонтальных связей.

Анализ тенденций развития конкурентоспособности бизнеса показал, что именно отношения между экономическими агентами в современном мире по значимости выходят на первый план. Однако они практически во всех научных работах либо отсутствуют, либо приводятся в рамках ресурсных, структурных групп. Наше видение факторов конкурентоспособности региона представлено в виде классификации (табл.1).

Факторы конкурентоспособности можно разделить на внешние и внутренние. В составе внешних факторов конкурентоспособности наиболее важными, на наш взгляд, являются инвестиционный климат, уровень конкуренции на межрегиональном и международном рынках, география производительных сил. К внут­ренним факторам конкурентоспособности относятся качество менеджмента, инновационная стратегия фирмы, направления инвестиций, трудовые отношения и квалификация работающих, структура собственности и другие. Инвестиционный климат как внеш­ний фактор конкурентоспособности оказывает существенное влияние на издержки производства, от уровня которых зависят по­зиции фирмы на внутренних рынках и по отношению к странам-конкурентам.

Таблица 1

Классификация факторов конкурентоспособности региона

Подходы Факторы
ресурсный
  • человеческий;
  • капитальный;
  • предпринимательский;
  • информационный.
субъектный
  • население как потребитель;
  • предприятия и организации  как производители;
  • предприятия и организации как посредники;
  • государственные и муниципальные учреждения как органы управления,    как    потребители  и    производители.
структурный
  • отрасли экономики;
  • отраслевые структуры;
  • структуры рынков;
  • производственная и социальная инфраструктура.
институциональный
  • экономические институты;
  • правовые институты;
  • социальные институты;
  • культурные институты.
коммуникационный
(с позиций связей экономических агентов)
  • экономические, финансовые;
  • рыночные (конкуренция);
  • нерыночные (партнерство);
  • социальные.

 

Главным внешним фактором конкурентоспособности является конкуренция. Конкуренция отсутствует в отраслях естественной монополии. Низкий уровень конкуренции приводит к инновационной пассивности, технологи­ческому отставанию, высокому уровню издержек, снижению конкурентоспособнос­ти. Например, степень износа основного капитала в среднем по стране превышает 30–40%, а коэффициент обновления не превышает 2–3%. Принимаемые меры по развитию конкуренции на отраслевом и территориальном уровне недостаточны, так как не ока­зывают должное влияние на повышение конкурентоспособности фирм.

Следует отметить еще один важный внешний фактор конкурентоспособности – географическое размещение предприятий, которое формирует региональную поляризацию в уровне конкурентоспособности, пространственное не­равенство в конкурентных преимуществах получения доступа к дефицитным ресурсам (качественной рабочей силе, источникам инвестиций, энергии, строительной индуст­рии и т.д.).

Важнейшим внутренним фактором конкурентоспособности является инвестиционная и иннова­ционная деятельность фирм. Однако, как уже отмечалось, основной капитал на подав­ляющем большинстве предприятий имеет высокую физическую и моральную изношенность, а инвестиционная активность предприятий остается весьма низкой. Многие инновационные продукты и технологии отечественных и зарубежных ученых не находят использования. Очевид­но, механизм стимулирования иннова­ционной активности предприятий не создан на должном уровне, который обязан способствовать ускорению технико-технологического развития через льготное налогообложение и кредитование, выделение средств на внед­рение в производство научно-технических достижений, моральное и материальное поощрение и другие методы финансовой поддержки фирм, которые не только внедряют отечественные и зарубежные инновационные продукты, но и сами активно проводят научно-исследовательские и проектные работы.

Представляется, что конкурентоспособность может быть определена как способность создавать условия для устойчивого развития региона. Два понятия – «конкурентоспособность» и «устойчивость» взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как первая служит основным показателем устойчивого развития региона. Чем выше ее уровень, тем выше степень его устойчивости и оценки факторов развития его конкурентоспособности, возможности воздействия региональной администрации на ее составляющие.

Работу по достижению конкурентоспособности региона следует проводить в два периода. На первом главной целью должно быть создание условий для технологического прорыва. Второй период предполагает непосредственное внедрение в производство современных технологий, желательно отечественных, казахстанских. В рамках данного отрезка времени необходимо направить накопленный капитал на развитие прикладных исследований с целью внедрения их в производство. Основным ограничением для выбора приоритетных направлений в этот период должно стать наиболее полное использование имеющихся ресурсов, при этом акценты смещаются на высокотехнологичные отрасли.

Література

1. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. Монография / Под науч. ред. д.э.н., проф., академика НИА РК О. Сабдена – Алматы: Экономика, 2007. – 175 с.
2. Сатубалдин С.С. Стратегия вхождения Казахстана в число наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира // Экономика. – 2007. – №1 – 21(3). – С.24–25.