Назад в библиотеку

СПИРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.А. Мелих

В статье предложена трехмерная модель развития предприятия и на ее основе стратегия адаптации к инновационному росту экономики. Приведены примеры циклических изменений в экономике предприятий пищевой промышленности их потенциалов. Предложены общие рекомендации к построению адаптивных стратегий в управлении.

Ключевые слова: адаптация, спиральная модель, трехмерная экономическая модель, инновационный рост, потенциал предприятия.

Постановка проблеми.

Адаптация предприятия – это процесс адекватного реагирования всех его потенциалов на внешние воздействия рыночной среды, развитие и стабилизация работы предприятия при неизменности его основных характеристик. Адекватность реагирования проявляется в получении достаточной массы прибыли основного вида деятельности (от продажи продукции или оказания услуг) для простого воспроизводства всех ресурсов предприятия (чем больше масса прибыли, тем более адаптивно предприятие). Развитие предприятия и стабилизация его деятельности зависит от качества реализуемой продукции (оказанных услуг), так как именно качество – важный критерий спроса на продукцию и доброжелательности покупателей в отношении рекламы этой продукции (услуг). В свою очередь, реклама – основной двигатель конечной стадии формирования прибыли предприятия, стадии успешной реализации. В качественной продукции сосредоточено качество менеджмента, качество технологий, качество сырья и прочее. Качество технологий взаимосвязано с инновационной активностью предприятия. Если предприятие ориентировано на повторение этапов инновационного роста среды, в которой оно находится, это предприятие адаптивно. Но именно это повторение динамики и интенсивности роста инноваций является проблемным для отдельно взятого предприятия, соответственно для его частных потенциалов.

Анализ последних исследований и публикаций.

Проблемами динамики и интенсивности роста инновационной экономики стали активно заниматься лишь во второй половине ХХ века. В работах Х. Брукса [1], Э. Янча [2, С. 34-36] встречались вопросы инноваций и последовательности их развития. Однако технические средства и информационные технологии того времени связать такие многогранные понятия качество продукции и нововведения с прибыльностью предприятия и эффективностью стратегий менеджмента не позволяли. Почти на 40 лет решение таких задач было отложено. В начале ХХI века уровень информационности общества возрос настолько, что вопросы качества продукции и услуг стали наиболее актуальными. Отсюда возникла необходимость управления предприятием через управление качеством. А такое управление связано с инновационной активностью предприятия и формированием стратегии адаптации предприятия к инновационным изменениям в окружающей его среде.

Г. Ицкович показывает взаимосвязь развития инноваций в бизнесе, в сфере образования, в политике [3, С. 153-155]. Тройная спираль автора касается вопросов инноваций в экономике, их повторения, усиления или замедления активности предприятий во взаимосвязи с усилением или замедлением роста научного потенциала в стране и благоприятного политического климата. Автор рассматривает экономику на макроуровне и в описании своей модели не дает ее экономико-математических характеристик. К тому же исследуя вопрос инноваций в промышленности, автором недостаточно уделяется внимание качественным показателям результатов деятельности предприятий.

Р. Косенков предлагает концепцию инновационного моделирования в экономике с конкретными рекомендациями к построению моделей и их практическому использованию [4]. Автор считает, что государство выступает мощным катализатором инновационной активности предприятий и предлагает новый инструмент мониторинга деятельности объектов хозяйствования, такой как «инновационометр». На наш взгляд авторская разработка заслуживает особого внимания со стороны государственных организаций, а не непосредственных менеджеров предприятий.

Приведенные модели переносят исследования экономических вопросов в динамике из плоскости в трехмерное пространство. Нельзя не согласиться с тем, что именно такое пространство наиболее наглядно и реалистично.

Цель статьи.

На наш взгляд построение трехмерной модели «качество-количество-время» наиболее реалистично в современных условиях хозяйствования и позволяет снизить сложность решения задач стратегического управления на конкретных предприятиях, что и является целью данной статьи.

Материалы и результаты исследования.

В основу наших исследований была положена концепция жизненного цикла. Предприятие, как достаточно сложная структура, проходит стадии умеренного развития, роста, зрелости, регресса. Эти стадии наблюдаются и у каждого из частных потенциалов предприятия, таких как производственный (технико-технологический), кадровый (трудовой), финансы (потенциал капитала), управленческий (организационный).

В основу измерения производственного потенциала была положена стоимость техники и технологий основного вида деятельности. Чем выше стоимость, тем более новое оборудование установлено на предприятии, тем более ресурсосберегаемые технологии применяются на предприятии, тем более экологично производство.

Измерение кадрового потенциала проводилось на основании объемов оплаты труда работников основного вида деятельности. Чем выше заработная плата работников, тем выше их квалификация и тем выше кадровый потенциал.

Расчет объема финансового потенциала свелся к определению массы чистой прибыли от основного вида деятельности.

Объем управленческого потенциала был рассчитан как обратная величина штрафов пеней, неустоек предприятия от реализации некачественной продукции, от несвоевременности выполнения заказов и договоров, от загрязнения окружающей среды. Чем выше сумма такого рода издержек, тем меньше объем управленческого потенциала.

Для получения циклической зависимости нами была исследована деятельность 11 предприятий консервной промышленности Одесской и Херсонской областей. На рис. 1 показана общая тенденция развития предприятий за время АВ (1991 года по 2008 год). Период до А и после В – экстраполяция. Для наглядности изображения была проведена ось как среднее значение потенциала предприятия (эта осевая линия чаще не параллельна оси абсцисс).

Период исследования характеризуется следующими изменениями:

– применение устаревшей техники и технологий (к 1991 году история многих пищевых предприятий Украины насчитывает 30 и более лет) снижает производственный потенциал предприятий, повергая их в кризис;

– демократизация общества увеличивает предпринимательский потенциал, повышаются требования к оплате труда, соответственно растет кадровый потенциал, но к 2000 году без поддержки среднего и высшего образования со стороны государства, потенциал начинает снижаться;

– финансовый потенциал достаточно стремительно растет, в том числе за счет теневых видов дохода, но под влиянием мирового финансового кризиса снижается к 2008 году;

– управленческий потенциал снижается из-за давления на организацию предприятий различного рода контролирующих органов при низком уровне стандартизации продукции и только в последние годы немного растет в связи с общей потребностью в контроле качества пищевых продуктов.

Рисунок 1 – Динамика частных потенциалов предприятия (П – потенциал предприятия; t - время)

Для сравнимости частных показателей потенциала предприятия измерения проводились в безразмерных величинах. С помощью таксонометрического метода [5, С. 278-279] были определены лучшие показатели потенциала предприятия (для производственного, финансового и кадрового – наибольшие; для управленчого – наименьшие). Все другие значения показателей были найдены в процентах к максимальному значению. Значение управленческого потенциала выражалось обратной пропорцией и также был проведен поиск наибольшего значения дроби (т.е. наименьшего значения самого потенциала).

Как видно по рис. 1, циклы разных потенциалов сходятся во времени В, но это мнимое схождение, так как предприятие как система под влиянием многих факторов разбалансирована. Ее баланс можно наблюдать только в прогнозном периоде в конечной точке графика.

На рис. 2 показаны циклы развития потенциалов предприятия в пространстве. По оси абсцисс отложены значения потенциалов предприятия, по оси аппликат – время исследования, по оси ординат – качество потенциалов предприятия. Время в точках А и В зафиксировано как начало и конец фактических исследований, период до А – период от момента строительства объекта хозяйствования, период после В – прогнозный период адаптации предприятий.

Под качеством производственного потенциала предприятия мы понимаем – долю инновационных технологий и новой техники в общем объеме стоимости средств труда предприятия. Качество кадрового потенциала определяется как доля заработной платы служащих и инженерно-технических работников. Качество финансового потенциала – это доля прибыли, остающейся в распоряжении

предприятия после погашения обязательств перед кредиторами. Качество управленческого потенциала – это относительная величина снижения брака, неустоек, штрафов в каждом периоде исследования (в каждом году).

Рисунок 1 – Динамика частных потенциалов предприятия в трехмерном пространстве (П – потенциал предприятия; К – качество потенциала; t – время)

Как видно по рис. 2, траектория частных потенциалов предприятия образует коническую спираль с разным числом витков различного радиуса.

Наименьшее число витков спирали у производственного потенциала. Это негативно характеризует процесс производства продукции, так как за последние 40-50 лет технический прогресс в пищевой промышленности совершил 2-3 витка (в зависимости от конкретной сферы деятельности).

Например, в консервной промышленности произошло три витка спирали технического прогресса. Почти полностью этот прогресс коснулся не продукта консервирования, а тары и упаковки. До середины 20 века использовались стеклянные и жестяные банки. В начале 1960-х годов для пищевых продуктов и напитков начали применяться алюминиевые банки. С начала 1980-х годов многие жестяные банки стали изготавливаться по той же технологии, что и алюминиевые - корпус банки изготавливается из цельной заготовки за одну операцию на штамповальной машине, крышка штампуется отдельно и герметически закрепляется на банке после ее заполнения – это 1 виток технического прогресса за исследуемый период. К началу 90-х годов на прилавках исчезает стеклянная тара (из-за большего объема затрат при транспортировке и боя), ее вытесняет картонная, фольгово-картонная и упаковка из синтетических материалов, но в начале 21 века, одним из критериев качественной консервной продукции опять становится тара из стекла (с многообразием форм и методов укупорки) – 2 виток технического прогресса.

Наибольшее число витков у кадрового потенциала, что свидетельствует об изменении отношения к труду в целом на территории стран бывшего СССР.Экономическая реформа 1965 года — реформа управления народным хозяйством и планирования характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приѐмов материального стимулирования – 1 виток спирали. За годы перестройки (1985-1991 годы) многие предприятия вынуждены были пересмотреть систему оплаты труда, к сожалению не в сторону увеличения доходов работников. Фонд оплаты труда многих предприятий стал чуть ли не единственной статьей экономии, вследствие чего предприятия того периода сформировали большую задолженность по заработной плате. Под воздействием государственных органов и приватизации предприятий, материальное стимулирование снова стало основной роста кадрового потенциала – 2 виток спирали. В третий раз виток спирали кадрового потенциала произошел на рубеже 20 и 21 веков, когда во всем цивилизованном мире постиндустриальное общество превратилось в информационное, заработная плата стала объектом выбора самого работника. Отсюда, несмотря на ужесточение конкуренции во многих отраслях национальной экономики, доходы работников относительно твердо стали контролироваться законодательством.

Инновационный рост в экономике является основной силой для развития предприятий. На наш взгляд, спираль идеального предприятия с точки зрения соответствия времени и развитию общества должна одновременно совершать витки всех частных потенциалов, соответственно, спираль должна образовывать открытый геликоид с конечной шириной поверхности потенциалов. Число витков должно быть равным числу витков отельного вида производства или отрасли. Стремление к такой траектории предприятия – и есть адаптация предприятия к инновационному росту экономики.

Адаптивная стратегия предприятия должна учитывать неидеальность состояния предприятия в будущем, поэтому желательно, чтобы все решения управляющей системы были направлены на расширение деятельности предприятия до периода сбалансированности динамики его частных потенциалов.

Выводы.

Вышеизложенное позволяет рекомендовать предприятиям, во-первых, с периодичностью не реже раз в год оценивать свою инновационность (инновационность продукции, технологий, менеджмента); во-вторых, соотносить результаты деятельности (витки или фазы спирали) с изменениями НТП и общества; в-третьих, своевременно расширять основной вид деятельности, выходя за рамки отрасли или вида производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Brooks H. What we know and do not know about technology transfer: linking knowledge to action // Marshaling technology for development. Proceedings of a symposium. - Washington, 1994. - P. 83-96.- ISBN 0-309-05349-8.

2. Jantsch E. Technological forecasting in perspective: Monograph.- Paris: OECD, 1967. - p. 208.

3. Etzkowitz H. Triple Helix: University, Industry, Government. Innovation in Action: Monograph.- NY: OXON, 2008. - p. 157. - ISBN 0-203-92960-8.

4. История кафедры "Менеджмент, маркетинг и организация производства" [Электронный ресурс] : информационная технология САПФИР / Косенков Р. информационная технология САПФИР. – Режим доступу: http://mmop.vstu.ru/Khosenkov.

5. Просветов Г.И. Финансовый менеджмент: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издетельство РДЛ, 2005. – с. 376. - ISBN 5-93840-075-9.