Потапенко Ю.С.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и утверждения финансовых планов, как способа балансировки финансовых потребностей и возможностей. Финансовое планирование – это элемент финансового механизма, деятельность которого связана с управлением финансами; процесс формирования и использования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Его особенность – осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной формы стоимости, который не совпадает с разделением стоимости в натуральной форме.

Основная цель финансового планирования – точное определение будущих затрат и доходов, которые обеспечивали бы нормальную деятельность государства и структур предприятия.

Содержание финансового планирования реализуется через разработку системы мероприятий для обеспечения развития субъектов экономики необходимыми финансовыми ресурсами.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

Субъектом финансового планирования выступают отдельные предприятия, министерства, ведомства, государственные комитеты, финансовые организации, органы государственного управления на местном уровне и др.

Принципы финансового планирования:

1. Научная обоснованность – проведение расчетов финансовых показателей на основе определенных методик с учетом предварительного опыта, экономико-математических методов, которые предусматривают многовариантность расчетов и выбор самого оптимального из них.

2. Единство финансовых планов – проявляется в единстве финансовой политики, едином разделении ВВП, единой методологии финансовых рпасчетов.

3. Безпрерывность – взаимосвязь перспективных, текущих и оперативных финансовых планов.

4. Стабильность – неизменность показателей финансовых планов.

При определении финансовых показателей используют следующие методы планирования:

1. Метод коэффициентов (экстраполяции) – перенесение на будущие периоды установленных в прошлом тенденций или распространение выборочных данных на другую часть совокупности исследуемых объектов, которые сами небыли исследованы (используется при индексации стоимости основных фондов, дооценке товарно-материальных ценностей, планировании прибыли и др.); состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений; динамика показателей экстраполируется на будущее.

2. Нормативный метод – базируется на расчете финансовых показателей на основе установленных норм и нормативов (норматив создания фондов, амортизационных отчислений, норматив распределения прибыли и др.).

3. Балансовый метод – предусматривает соответствие финансовых ресурсов источникам их покрытия, связывает все разделы финансового плана, вследствие чего достигается сбалансированность плана (связь доходов и финансовых ресурсов); его нарушение приводит к тому, что нарушаются связи, согласование и возникает несоответствие между разделами финансовых планов).

4. Метод математического моделирования – построение модели процесса и перенос ее в финансовую область. [3]

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [1]

Основным документом финансового планирования является финансовый план. Финансовый план – системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложений целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости и при этом планирование выступает как экономическая категория.

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования. [1]

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д. [2]

Текущее финансовое планирование нацелено на реализацию финансовой стратегии предприятия в более краткосрочном периоде. Текущее финансовое планирование охватывает составление таких финансовых планов:

1) прогноз объемов реализации;

2) баланс доходов и затрат;

3) прогнозный баланс активов и пассивов баланса;

4) план формирования и использования финансовых ресурсов;

5) расчет точки безубыточности;

6) план поступления и использования основных денежных средств.

Оперативное финансовое планирование нацелено на реализацию текущих финансовых планов и конкретизацию их показателей в форме бюджетов – как оперативных финансовых планов краткосрочного периода (до 1 года) [3] .

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворст Й., Ревентлоу П. - Экономика фирмы. Москва 1994г.

2. Под общей редакцией Домненко Б.И., Камаева В.Д. – Введение в бизнес. Ижевск 1991г.

3. Методические рекомендации для изучения тем курса


©ДонНТУ 2009р. Потапенко Ю.